СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Неторопливость, степенность и
постоянство деревенских жителей, кажется, уже
вошли в пословицу. И совершенно не важно, где
человек живет – в Чувашии, в Красноярском крае, в
Калужской или Вологодской областях. Слишком
одинаковая жизнь из года в год, из века в век. И
письма деревенских детей двадцатых годов
двадцатого века мало отличаются от писем начала
века нынешнего. Проблемы все те же. За это часто
обвиняют сельчан в косности и излишнем
традиционализме: дескать, все новое на селе
приживается так плохо и медленно.
Ну действительно, в средней полосе России всегда
грязь весной и летом, значит, полы в деревенских
школах надо красить в цвета потемнее, чтоб меньше
грязь была заметна. А заодно и стены. В синий цвет,
например. Что школа напоминает присутственное
место, это мало кого волнует. Инерция,
традиционализм, так привыкли...
И вдруг те же самые люди берутся и переделывают
свою жизнь в буквальном смысле: перестраивают
школу собственными руками, перекрашивая и делая
ее совершенно домашней, да еще при
непосредственном участии детей. Вдруг сельские
учителя рассуждают о педагогике сотрудничества,
ищут свой ключик к каждому ребенку и взрослому.
Ничего не вдруг. Это и есть удивительные
деревенские противоречия, которые странным
образом все время продвигают вперед деревенскую
педагогику. Воспитательное пространство деревни
– действительно совершенно особенное, не
похожее на городское, тем более если деревня
действительно настоящая, с большими личными
хозяйствами, курами и коровами. С привычкой жить
друг для друга, а не только для себя самого. Тогда
дети, даже если и растут на улице и в огороде,
становятся, как правило, очень хорошими людьми –
совестливыми, сердечными, трудолюбивыми.
На этих ценностях деревня держится, отсюда же
черпает человек и энергию для преобразования
жизни. Так живут многие взрослые, и дети попросту
это впитывают.
“Мне хочется улучшить свою деревню вот
чем...”
Сочинения и письма крестьянских
школьников 20-х годов
Эти школьные сочинения и детские письма
из деревни двадцатых годов прошлого века собраны
сотрудниками Первой опытной станции по
народному образованию Народного комиссариата
просвещения РСФСР (московское и калужское
отделения, колония “Бодрая жизнь”, руководимая
известным педагогом и психологом Станиславом
Теофиловичем Шацким).
В этих коротеньких текстах – история
крестьянского детства, мечты о будущей взрослой
жизни, о хорошей школе, в которой интересно и
приятно учиться, картинки школьного и домашнего
быта. Чем они могут быть интересны для нас,
пишущих о сегодняшней сельской школе?
Удивительно, но чтение этих писем похоже на
продолжение разговора, который закончился
только вчера.
Те же проблемы, теми же словами. Если не знать, что
письмо написано в двадцать седьмом году, то и не
скажешь. И как грустно становится оттого, что
мечты о школе будущего по-прежнему часто
остаются мечтами. Но и радостно – многие
нынешние сельские школьники, как и те, из времен
колхозов, тоже хотят быть крестьянами и
поднимать на ноги родную деревню, а не бежать
прочь. Об этом стоит серьезно подумать взрослым.
“На деревне грязь. Мужики не согласны.
Была деревня большая, было лучше, а как
разделились, стало хуже. Мужики озорные, все
время пьянствуют, почти каждый день. Но есть и
хорошее: мельница (кооперативная), народный дом...
А потом, нашим мужикам не нравится, что в нашей
деревне много сору, но как это сделать, они еще не
могут удумать. Надо поменьше напиваться пьяным и
поменьше ругаться друг с другом из-за пустяков:
вот так надо исполнять”.
“Мне хочется улучшить свою деревню вот чем.
Заровнять канавы, и где есть у дворов трясины,
туда насыпать земли, и на следующий год, где была
канава, там будет ровное место и трава, а то у нас
деревня грязная. Потом наша деревня вот чем
плоха: построены на самом виду сараи, погреба,
амбары и навалены дрова. А лучше сделать вот как.
Эти сараи и еще, что построено на улице, сломать, а
на огороде построить. И чтобы половину денег нам
давало государство. И еще посадить у каждого дома
деревьев и развести цветники, и тогда наша
деревня будет, как город”.
“Когда я прихожу из школы, не берусь прямо за
уроки, а иду на двор помогать папе. Мы с папой
ездим в сарай за стреской. Папа трясет стреску, а
я тру солому. Натрясем – едем за водой, потом
пилим дрова. А потом уже принимаюсь за уроки”.
“Я, как только кончил учиться, сделал удочки и
ловил рыбу всю весну. Некоторые дни работал в
огороде. Потом я больше всего времени провел за
работой. Вместе со своими жал, ездил в луг,
сгребал сено. После покоса и жнитвы наступило
время косить яровые. Я тоже ходил вместе со
своими. Я погонял лошадей. После обмолотки хлебов
я со своими поехал рыть картошку, с большой
охотой. За картошкой еще подоспела работа –
уборка овощей. Так все время я провел в работе, и
играть приходилось только по праздникам”.
* * *
“Громадный парк, посреди которого находится дом.
Но что за дом! Вы не найдете ни одного вершка из
сплошного дерева, везде стекло и стекло... Классы
чистые, большие, с огромными окнами, с большим
количеством света. В каждом классе стоит 20
небольших кресел, около которых небольшие столы
с книгами и тетрадями. Каникул в школе будущего
нет, занятия походят на сплошные каникулы...”
“Это было в 1998 году, когда Союз Советских
Социалистических Республик разбогател и
оборудовал многое, в том числе и школы. В
общежитии можно увидеть очень чистые спальни для
девочек и мальчиков. В нем же имеются богато
оборудованные залы для физкультуры и много-много
других великолепно оборудованных комнат для
занятий и игр. Самоуправление в школе полное.
Каждый обычный день можно услышать в 8 часов
гудящий горн. Ребята моментально вскакивают и,
одевшись, бегут в огромную залу, где у них
происходит перекличка и затем физкультура для
оздоровления своего тела. Потом, умывшись
холодной водой, напившись какао и наевшись
досыта, отправляются группами по этажам, каждая
группа в свой кабинет. На переменах прогулки,
спорт, после уроков тоже. После вечернего чая все
разбрелись по театрам, концертам, кино, циркам...”
“Мы учимся грамоте и арифметике. Но эта школа мне
не так нравится. Мне еще хочется учиться и
мастерству, и каким-нибудь языкам, но нас этому не
учат. Еще мне хочется поучиться по-славянски
читать. Нам приносят книги из библиотеки больше
про землю, а мне хочется читать про зверей. Но
таких книг у нас нету”.
“Я бы хотел, чтоб в школе было много разной
мебели и было бы много всего, что нужно ученикам.
Вокруг школы было бы много деревьев, цветов. Были
бы мастерские, в мастерских было бы много
инструментов. В школе я бы хотел заниматься вот
чем: арифметикой, чтением, географией и по
свободным книгам. Потом – письмом, проходить по
здоровью, изучать человека, заниматься
физкультурой, пением и рисованием. Еще бы я хотел
научиться, как надо управлять домашним
хозяйством...”
“Мне очень хочется быть крестьянином и жить с
матерью и отцом и чтобы крестьянствовать. Мне
хочется быть крестьянином, чтобы быть богатым и
много держать скота: овец держать штук двадцать,
коров штук пять, лошадей штуки три, кур штук
сорок. А для чего? Чтобы всего вдоволь было. А коз
– чтобы интересоваться, как они будут по крышам
лазать. И много иметь земли – рожь сеять, чтоб
жить богатым-богатым крестьянином и иметь
большой сад”.
Публикация подготовлена по материалам сборника
“Неизвестная Россия. XX век. Книга третья”. М., 1993
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|