СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Неторопливость, степенность и
постоянство деревенских жителей, кажется, уже
вошли в пословицу. И совершенно не важно, где
человек живет – в Чувашии, в Красноярском крае, в
Калужской или Вологодской областях. Слишком
одинаковая жизнь из года в год, из века в век. И
письма деревенских детей двадцатых годов
двадцатого века мало отличаются от писем начала
века нынешнего. Проблемы все те же. За это часто
обвиняют сельчан в косности и излишнем
традиционализме: дескать, все новое на селе
приживается так плохо и медленно. Ну
действительно, в средней полосе России всегда
грязь весной и летом, значит, полы в деревенских
школах надо красить в цвета потемнее, чтоб меньше
грязь была заметна. А заодно и стены. В синий цвет,
например. Что школа напоминает присутственное
место, это мало кого волнует. Инерция,
традиционализм, так привыкли...
И вдруг те же самые люди берутся и переделывают
свою жизнь в буквальном смысле: перестраивают
школу собственными руками, перекрашивая и делая
ее совершенно домашней, да еще при
непосредственном участии детей. Вдруг сельские
учителя рассуждают о педагогике сотрудничества,
ищут свой ключик к каждому ребенку и взрослому.
Ничего не вдруг. Это и есть удивительные
деревенские противоречия, которые странным
образом все время продвигают вперед деревенскую
педагогику. Воспитательное пространство деревни
– действительно совершенно особенное, не
похожее на городское, тем более если деревня
действительно настоящая, с большими личными
хозяйствами, курами и коровами. С привычкой жить
друг для друга, а не только для себя самого. Тогда
дети, даже если и растут на улице и в огороде,
становятся, как правило, очень хорошими людьми –
совестливыми, сердечными, трудолюбивыми.
На этих ценностях деревня держится, отсюда же
черпает человек и энергию для преобразования
жизни. Так живут многие взрослые, и дети попросту
это впитывают.
Все оттенки надежды
Эта школа, как человек, пережила и
тяжелую болезнь, и выздоровление, и обретение
самостоятельности...
Светлые краски вместо синих стен
Наша школа расположена в маленьком поселке
Колесниково, в семи километрах от окраины города
Лесосибирска. В 1987 году в деревянное здание
бывшего детского сада пришли девяносто шесть
учеников. Классы были просторные, теплые, чистые.
Ребята сами следили за чистотой и порядком. Учить
их этому не пришлось: ведь в деревне, где осенью и
весной непроходимая грязь, без сменной обуви не
обойтись. В любую погоду в школе блестели полы.
Единственный недостаток – темно-синие стены и
коричневый пол. Было жутковато при входе в темный
коридор школы. Но вот в школу назначили нового
директора и завуча – Георгия Федоровича и
Надежду Александровну Колосовых. Первое, на что
обратила внимание Надежда Александровна, –
страшная темнота. И выкрасила для начала пол и
стены в своей мастерской обслуживающего труда в
светлые тона. Непросто было убедить учителей в
необходимости создания домашнего уюта в школе.
Но постепенно преобразились все классы. Живые
цветы, тюлевые шторы, дружеская атмосфера,
которая ощущалась с порога школы, сделали ее
любимым местом детей и учителей, которые часто
подолгу засиживались после уроков. В школе
появились кружки, секции, ведь ребята не имели
возможности посещать занятия в городских клубах
из-за отсутствия регулярного транспорта и
хорошей дороги. Но учителя делали все возможное,
чтобы ребята не чувствовали себя ущербными.
В этом помогали шефы – птицефабрика “Северная”.
Для ребят устраивались экскурсии по территории
фабрики, они с удовольствием помогали выращивать
цыплят, тем более что на фабрике работали
большинство родителей. Именно с их помощью
школьники выращивали картофель на 1,5 га земли.
Часть урожая продавалась, на заработанные таким
образом деньги школа приобретала необходимые
принадлежности.
А с началом перестройки помощь шефов
прекратилась, они сами еле сводили концы с
концами. И когда у школы начала протекать крыша и
проваливался пол, они ничем не могли помочь.
Пришлось школьной администрации искать какой-то
выход, чтобы сотня детей не оказались на улице.
Снова, как и в восемьдесят седьмом, пустили в
садик, почти пустой, дошкольников было очень
мало. И опять кругом обвалившаяся штукатурка,
плесень на стенах.
О радостном и о грустном
В ремонте здания принимала участие вся школа
вместе с директором. Ребята под руководством
учителей стелили полы, белили потолки, красили
стены и оконные рамы. Нашим детям есть чем
гордиться. Ведь школу, объявленную в 1999-м и 2000
годах школой года, можно сказать, они построили
сами. И сами следят за чистотой, как прежде. Для
многих может показаться странным стоящая возле
двери обувь. Но в нашей школе настолько чисто, что
можно ходить по ней босиком. Так и поступают
деревенские жители, когда приходят в школу.
Все посетители удивляются
необыкновенно нежной голубизне некоторых
классов. Есть у нас и кремовый класс, и
светло-зеленый. Мы можем похвастаться фито-баром,
где можно выпить отвары из трав, собранных
ребятами летом, и комнатой психологической
разгрузки, где можно отдохнуть и послушать
спокойную музыку. Сейчас школа ведет работу по
четырем направлениям – оздоровительному,
эстетическому, интеллектуальному, трудовому
(работа на земле). Но мы вынуждены искать пути
выживания, чтобы сохранить свою школу. Она
находится на грани закрытия из-за
неукомплектованности классов, превращается из
обычной неполной средней в малокомплектную.
В связи с развалом основного производства
(птицефабрики) многие родители оказались без
работы. В поисках ее они уезжают в Лесногорск,
забирая детей с собой, оставляя дома, огороды.
Единственное культурно-просветительское
учреждение поселка – клуб, где раньше люди
смотрели кинофильмы, отмечали праздники, пели в
народном хоре, растащили в буквальном смысле по
кирпичику. Все, что осталось культурного в
поселке, – это наша школа. Здесь теперь проходят
праздники для детей и родителей, здесь бабушки
получают пенсию, здесь же и паспортный стол, и
поселковый медицинский пункт. И именно из-за
школы работает еще в поселке котельная, снабжая
всех теплом и водой.
Что же предпринять школе, чтобы не оказаться
закрытой? Побеседовав со взрослыми и детьми
поселка, перевернув массу литературы, мы пришли к
выводу, что школа должна стать социокультурным
центром поселка. Сейчас мы видим свою цель в том,
чтобы создать самостоятельную жизнеспособную
школу, без которой не будет существовать наш
поселок.
Ольга КОЛОСОВА,
учительница пос. Колесниково,
Красноярский край
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|