СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Неторопливость, степенность и
постоянство деревенских жителей, кажется, уже
вошли в пословицу. И совершенно не важно, где
человек живет – в Чувашии, в Красноярском крае, в
Калужской или Вологодской областях. Слишком
одинаковая жизнь из года в год, из века в век. И
письма деревенских детей двадцатых годов
двадцатого века мало отличаются от писем начала
века нынешнего. Проблемы все те же. За это часто
обвиняют сельчан в косности и излишнем
традиционализме: дескать, все новое на селе
приживается так плохо и медленно. Ну
действительно, в средней полосе России всегда
грязь весной и летом, значит, полы в деревенских
школах надо красить в цвета потемнее, чтоб меньше
грязь была заметна. А заодно и стены. В синий цвет,
например. Что школа напоминает присутственное
место, это мало кого волнует. Инерция,
традиционализм, так привыкли...
И вдруг те же самые люди берутся и переделывают
свою жизнь в буквальном смысле: перестраивают
школу собственными руками, перекрашивая и делая
ее совершенно домашней, да еще при
непосредственном участии детей. Вдруг сельские
учителя рассуждают о педагогике сотрудничества,
ищут свой ключик к каждому ребенку и взрослому.
Ничего не вдруг. Это и есть удивительные
деревенские противоречия, которые странным
образом все время продвигают вперед деревенскую
педагогику. Воспитательное пространство деревни
– действительно совершенно особенное, не
похожее на городское, тем более если деревня
действительно настоящая, с большими личными
хозяйствами, курами и коровами. С привычкой жить
друг для друга, а не только для себя самого. Тогда
дети, даже если и растут на улице и в огороде,
становятся, как правило, очень хорошими людьми –
совестливыми, сердечными, трудолюбивыми.
На этих ценностях деревня держится, отсюда же
черпает человек и энергию для преобразования
жизни.
Так живут многие взрослые, и дети попросту это
впитывают.
Красота – это способность
побеждать обстоятельства
Если мы твердо знаем, чему посвятить
жизнь, препятствия нам не мешают, а помогают
достичь своей цели
Она любит свое время: «Благодаря ему
я сделала себя открытым человеком.
Оно научило меня работать так, чтобы со мной было
хорошо и чтобы меня уважали. Оно приучило
бороться с трудностями». Она с детства мечтает:
«Хочу на пенсии оставаться дамой. Я уже
придумала, какой сошью себе элегантный костюм,
какую куплю шляпку».
До пенсии ей еще очень далеко, но костюм и шляпка
для времени «когда я буду бабушкой» очень
логично вписываются в жизненный сценарий Марины
Филимоновны Фризен, заведующей
информационно-методическим центром
Красноармейского района Чувашии.
По дороге в поселок-райцентр она
обронила: «Я счастлива, что свою сельскую жизнь
не променяла на городскую». Много важного –
сердечность, способность откликаться на чужую
жизнь, собственное достоинство, – по убеждению
Марины Филимоновны, сохранить можно только в
рамках деревенских устоев, ритма, организации
существования.
И при этом, ощущая себя человеком современным и
желая им быть и на старости лет, она пытается
соединить традицию и нынешний век.
Это – принципиально, с этого начинается ее
педагогика. «У нас скромность, почтение к другому
человеку – в генах. Даже придя в дом к своему
брату, я останусь в прихожей, пока не услышу
настойчивого приглашения. И хвалить себя не
принято. (Отсюда, кстати, и проблема у учителей с
аттестацией.) Нас устраивают такие социальные
отношения, но сегодня скромный – это
неконкурентоспособный. А мы заинтересованы в
благополучии своих детей. Они должны, оставаясь
почтительными, учиться быть режиссерами своей
жизни. Я открыла для себя это сначала как мама.
Младший сын сказал однажды:
– Мама, я сегодня пригласил учительницу к нам в
гости.
– Надо было меня предупредить.
– А почему?
– Понимаешь, я занятой человек, у меня сложная
работа, и мой дом не всегда готов к приему гостей.
И пироги (а ведь как учительницу – дорогого гостя
– принять без пирогов?!) я не испекла.
– А можно печеньем или хотя бы пряниками
угостить.
– Но мы их сейчас не можем купить.
На следующий день слышу:
– Мама, не беспокойся, сегодня учительница не
придет.
– Почему же?
– Я к ней подошел, сел на коленки, обнял, чтоб она
не обиделась, и сказал: «Мы не можем тебя принять
сегодня. У нас пока пряников нет».
Марина Филимоновна считает, что учтивая
раскованность ее сына – это результат той жизни
на селе, которая кипит в последние годы здесь при
ее активном участии. Она сама через это прошла.
Когда все начиналось, дело доходило до слез. А
старший брат учил: «Что ты ревешь? Ты сама это
выбрала. Думай, как это исправить». Когда знаешь,
что проблема – в тебе, живешь иначе. «Нет денег?
Не унижайся. Засучи рукава – и ищи выход». Ее
наука побеждать обстоятельства помогла,
например, заведующей детским садом не только
залатать крышу (с этим и пришла: «Где взять
средства?»), но и весь сад на выигранные в
конкурсной борьбе деньги преобразить. А за время
написания конкурсной документации и сама
заведующая приосанилась – многое по пути
освоила, выросла как профессионал-управленец, и
никакого попрошайничества не случилось.
И она взялась, переделывая себя, переделывая
других, наживая недоброжелателей, быть
“классной мамой” сельской интеллигенции своего
района, сочетая принятие требований времени и
преданность чувашским традициям: «У нас машиной
не удивишь. О богатстве человека судят по
убранству его дома, по тому, что он посадил в
огороде, а главное – по величине и красоте его
сада. Начало моей новой работы (или работы
по-новому) совпало со сделанным мною открытием. Я
вышла в сад, где у меня цвели гладиолусы восьми
сортов, и ахнула: вдруг увидела, что в простом
розовом гладиолусе – внутри – росинки, слезинки,
множество переходов одного цвета в другой,
лепестки, оказывается, бархатные!
«Человек так же сложен и красив, как и цветок, –
поняла тогда я. – И отношения – бережного,
любовного – требуют и цветы, и люди».
А потом еще одно мне открылось: ведь, разглядев
цветок, я прояснила себе мудрость моего народа.
Красота сада обязательно дарует прикосновение к
Главному, к Цели, а это и делает у нас в Чувашии
человека достойным уважения».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|