Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Неторопливость, степенность и постоянство деревенских жителей, кажется, уже вошли  в пословицу. И совершенно не важно, где человек живет – в Чувашии, в Красноярском крае, в Калужской или Вологодской областях. Слишком одинаковая жизнь из года в год, из века в век. И письма деревенских детей двадцатых годов двадцатого века мало отличаются от писем начала века нынешнего. Проблемы все те же. За это часто обвиняют сельчан в косности и излишнем традиционализме: дескать, все новое на селе приживается так плохо и медленно. Ну действительно, в средней полосе России всегда грязь весной и летом, значит, полы в деревенских школах надо красить в цвета потемнее, чтоб меньше грязь была заметна. А заодно и стены. В синий цвет, например. Что школа напоминает присутственное место, это мало кого волнует. Инерция, традиционализм, так привыкли...
И вдруг те же самые люди берутся и переделывают свою жизнь в буквальном смысле: перестраивают школу собственными руками, перекрашивая и делая ее совершенно домашней, да еще при непосредственном участии детей. Вдруг сельские учителя рассуждают о педагогике сотрудничества, ищут свой ключик к каждому ребенку и взрослому. Ничего не вдруг. Это и есть удивительные деревенские противоречия, которые странным образом все время продвигают вперед деревенскую педагогику. Воспитательное пространство деревни – действительно совершенно особенное, не похожее на городское, тем более если деревня действительно настоящая, с большими личными хозяйствами, курами и коровами. С привычкой жить друг для друга, а не только для себя самого. Тогда дети, даже если и растут на улице и в огороде, становятся, как правило, очень хорошими людьми – совестливыми, сердечными, трудолюбивыми.
На этих ценностях деревня держится, отсюда же черпает человек и энергию для преобразования жизни. Так живут многие взрослые, и дети попросту это впитывают.

Как я училась педагогике человеческих отношений

Рассказ, найденный в каталоге
“Банка педагогических достижений” Вологодской области

У вологодских учителей есть свой банк – Банк педагогических достижений. Туда попадают концептуальные и методические работы, созданные самими преподавателями школ. Сотрудники банка периодически издают каталоги новых поступлений, анонсируя все, что может пригодиться коллегам-учителям громадной Вологодской области. Среди материалов банка – эссе, торжественно названное “Моя педагогическая концепция”. Монолог ищущего человека, за двадцать пять лет педагогической работы не ставшего скучающим, всезнающим мэтром...

Очки для тех, кто работает с детьми

С детства я близорука, но очки не носила – стеснялась. Однажды, надев их, я уже не расставалась с ними: столь удивительно ярким, с четкими линиями и мельчайшими подробностями предстал передо мною окружающий мир. Много лет спустя я вспомнила о детстве, очках и поразившем меня оптическом эффекте новизны, когда встал передо мной вопрос, быть или не быть мне учителем, когда я в смятении чувств искала опору. Неудовлетворенная господствующей в учебно-воспитательном процессе авторитарной педагогикой требований, я испытывала перегрузки от многоплановости выполняемой работы. Родилось ощущение, что я не способна справиться со всем этим, возникло желание на все махнуть рукой, бросить, уйти. Пусть этим занимаются другие… А я? Смогу ли я выжить без детей, любя их и тревожась за их будущее, вспоминая пытливые, ясные глаза своих учеников? Нет, я люблю своих детей, хочу научить их тому, чем владею сама.
“Любовь слепа” – почему-то вспомнилось мне в тот момент, и я по привычке тщательно протерла очки… Очки. Мне нужны особые очки – педагогические – для нового видения. А это значит, что я должна найти такие подходы к воспитанию личности школьника и так организовать педагогическую деятельность, чтобы воспитание стало эффективным, действенным, результативным. И я занялась поиском ответов на поставленные вопросы.
Первым был “Что такое воспитание?”. Я посмотрела на процесс воспитания с сегодняшних педагогических позиций. Современный взгляд на процесс воспитания – это отношенческий взгляд.
Развитие отношений – цель и постоянный предмет забот настоящего учителя.
Для этого требуются тонкие и длительные, последовательно усложняющиеся педагогические действия. Закономерен вопрос: чему отдавать предпочтение? Для меня главное – отношение к человеку. Овладеть этим подходом несложно, просто надо видеть отношение там, где на поверхности лишь предметно-вещевые, практически-житейские ситуации. Например, за обстановкой классной комнаты надо увидеть отношение детей и учителей к школе, за действиями ребят в столовой – отношение к себе, товарищам, окружающим людям и их труду, за исполнением правил поведения – отношение к коллективу класса, школы, к обществу, за сохранностью учебных принадлежностей – отношение к человеческому труду, родителям.
Отношение формируется только проявляя себя. Значит, надо организовать его проявление в тех или иных формах. Например, если мы хотим, чтобы дети были гуманны, то процесс воспитания гуманности предстает как ежедневное проявление уважения и внимания учителя к воспитанникам, другим людям. Приведу один пример из многолетней ежедневной практики.

О Диме, электрической лампочке и педагогике сотрудничества

В тот день я была дежурным учителем по школе. Шла большая перемена. Было спокойно, и вдруг звон, гам, беготня.
– А Дима мячом разбил лампочку в коридоре! – сообщили мне встревоженно дети, с любопытством ожидая дальнейших событий. Не скрою, первое, что я хотела сделать, – это прочитать нотацию и наказать, чтобы другим неповадно было. “Стоп! – зажегся во мне красный свет. – Не спеши! Подумай!” Я увидела поникшую кудрявую голову Димы, руки, прижимающие к себе мяч, и злополучные осколки на полу.
– Ты не поранился? – взволнованно спросила я. – Ничего страшного не произошло. Все можно исправить, – успокоила я, разглядывая его руки.
– Неудачно разбилась лампочка – осколков много, как бы не пораниться, собирая их. Лампочка – вещь хрупкая, с ней нужно бережно обращаться. Она ударов не любит, да и кому может понравиться, когда их бьют? – размышляла я вслух. Затем наклонилась и подняла осколок стекла. И сразу же все пришли в движение: кто-то бежал с совком и метелкой, кто-то собирал осколки, аккуратно касаясь их, кто-то внимательно оглядывал пол, выискивая стеклышки. Когда все было тщательно подобрано и подметено, я сказала:
– Здесь прежде было светло. Малышам опасно играть в темноте – могут удариться. А они так любят играть в этом месте, – с сожалением подвела я итог случившемуся.
– Я принесу лампочку, – пообещал Дима.
После уроков мы вкрутили новую лампочку в цоколь и радостно ойкнули, когда она зажглась, осветив все вокруг.
– Дима, я тревожусь о Нине Дмитриевне, нашей уборщице, как бы она не поранилась сегодня, вдруг где осколок затаился.
– А я сам вымою пол, – принимает решение Дима, и я согласно киваю ему головой. Он приносит тряпку, ведро с водой и моет пол. Я мысленно хвалю его: “Хороший растет парнишка, отзывчивый, трудолюбивый”.
На следующее утро Дима находит меня в классе и спрашивает:
– А с Ниной Дмитриевной ничего не случилось?
– Нет, с ней все в порядке, – отвечаю я, – не волнуйся. Она просила поблагодарить тебя за помощь и заботу о ней.
– Я не буду больше бить лампочек, – весело прокричал он, убегая.
– Будешь. На то они и стеклянные, – тихо сказала я, посмотрев ему вслед. – А вот о людях ты теперь не забудешь.
Так во мне рождалась педагогика отношений, возрождался учитель.

Мой педагогический стаж 24 года. За это время накоплен определенный опыт воспитательной работы с детьми и их родителями. Приятно вспоминать и говорить об успехах своих воспитанников, но это для учителя, увы, уже в прошлом. Сегодня у меня новый класс: другие дети, иные родители. Какими будут выпускники 2007 года? Смогу ли я вырастить их достойными уважения людьми?

Галина Аркадьевна ГАЛИЧЕВА,
учитель английского языка
МОУ “Желябовская средняя школа”
пос. им. Желябова, Устюженский район, Вологодская область

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru