ТО-ТО И ОНО...
Казенная часть, или Курс на молодого
бойца
От того, будет ли в школах военная
подготовка, зависит доверие граждан к системе
образования. И ее будущее как самостоятельного
института или подрядчика, работающего в
ведомственных интересах
Еще совсем недавно последний звонок в школе
означал, что учебный год в старших классах
закончился. У выпускников и девятиклассников
впереди экзамены, у десятых классов – три месяца
летней свободы. С прошлого года эти три месяца во
многих школах стали короче на пять дней. Именно
столько занимают обязательные учебные сборы по
основам военной службы (ОВС). Эта не самая
объемная часть курса ОБЖ оказалась настолько
важной, что главы муниципалитетов лично издают
постановления о сборах и добывают на эти цели
средства, военные буквально с миру по нитке
собирают транспорт, палатки и учебный инвентарь.
А между тем статью Закона “Об образовании”, где
говорится: «Военная подготовка в гражданских
образовательных учреждениях может проводиться
только на факультативной основе с согласия
обучающихся и (или) их родителей за счет средств и
силами заинтересованного ведомства», еще никто
не отменял…
Казалось бы, дело за малым. Опротестовать в суде
постановление о проведении сборов.
Но кроме Закона «Об образовании» существует и
Закон «О воинской обязанности и военной службе»,
где в разделе «Обязательная подготовка
гражданина к военной службе» записано, что
каждый школьник должен изучить «курс основ». И
естественно, пять дней прожить в казарме, чтобы
полученные знания как следует закрепить.
Так и живем: в одном законе – одно, в другом –
другое. Почему Министерство образования
предпочитает работать по военным законам –
вопрос отдельный.
В принципе такая ситуация в юриспруденции не
новость. Механизм разрешения проблемы
существует. Федеральные законы нельзя
ранжировать по приоритетности, но над ними
существует общий – Конституция страны. К ней и
обратимся.
Согласно Конституции и получение образования, и
служба в Вооруженных Силах – прямая обязанность
граждан. Значит, установить, какой из законов
«главнее», невозможно. А Конституции
соответствует и тот и другой. Ну не написано в
ней, что нельзя учить детей военному делу. А
«человек, его права и свободы являются высшей
ценностью» – это так, общие слова…
Призрак казармы
– А что вы, собственно, так всполошились? –
спрашивают военные. – Ну будет в каждой школе
военрук, почитают ребята уставы, постреляют,
жизнь армейскую увидят… Что плохого?
Попробуем ответить.
Школа и армия – сложно себе представить
общественные институты, более далекие по духу.
Несмотря на то что армию отцы-командиры любят
называть школой жизни, а для школы нет худшей, но,
к сожалению, часто употребляемой характеристики,
чем «казарма».
В советское время и школа, и армия служили
элементами одного конвейера. За прошедшее время
они изменились. Школа – больше. Армия – меньше. В
ней сейчас сконцентрированы все те черты, от
которых школа медленно, с неимоверным трудом
пытается избавиться. Это и командный стиль
управления, и отсутствие свободы, и частокол
инструкций, и обезличенность, бесправность
человека.
И тут мы видим, как образование снова пытаются
состыковать с военной службой. Воссоздать
конвейер.
И в этом смысле возврат военной подготовки в
школу – момент знаковый. Его очень легко принять.
А что такого? Но о школе будут судить именно по
нему. Это символ возврата к прошлому. Символ
несвободы школы. Ее несамостоятельности и
несостоятельности. Знак того, что ей можно
навязать что угодно. И в чьих угодно интересах.
А дальше родители будут думать, куда отдать
детей, чтобы государство не нашло, учителя –
каково их место и роль в школе, в чем смысл работы
в такой системе; дети – как бы обойти все ловушки,
которые расставил военкомат.
По сути, это взращивание цинизма. Потому что
только предельно циничный человек может сказать,
что военная подготовка – это необходимый этап
отдачи Родине конституционного долга. И
заставить других работать, учиться в этой
двойственной, подлой, ложной системе ценностей.
Военрука вызывали?
Зачем военная подготовка Министерству обороны –
вполне понятно. Вряд ли кто всерьез поверит в
рассказы о курсе молодого бойца, воспитании
патриотизма… Зато в свете грядущего сокращения
Вооруженных Сил десятки тысяч рабочих мест для
уволенных в запас офицеров не помешают. Никаких
проблем с трудоустройством. Впрочем, и наличие у
школьников некоторых знаний о воинской службе
тоже окажется нелишним – персонал «учебок» ведь
тоже пойдет под сокращение…
Министерству образования она, в общем, ни к чему.
Но... приказано. Значит, надо выполнять.
...А правовая коллизия, описанная в самом начале
статьи, на самом деле разрешима. Но для этого
нужны политическая воля и смелость точно
расставить акценты. В чьих интересах работает
школа? Если в интересах ребенка, то надо вносить
поправки в Закон «О воинской службе». Если нет –
поправок можно не вносить. И так сойдет.
Сейчас в Министерстве образования стало почти
модно покаянно произносить: да, главная беда –
финансирование… Мы работаем, мы обязательно
сделаем так, чтобы денег в школе стало много!
Но, думается, главная беда школы не в этом. И если
дать ей разрастись, будет уже не важно, сколько в
школе денег. Потому что собственно школы – в
школе – уже не останется. Только казенная часть.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|