Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 54

Леонид АШКИНАЗИ

“Машина пришла в движение от пальца в отверстии пятом...”

Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А.
Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы:
учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
– М.: Вербум-М, 2001. – 208 с.

По социологическим данным, нелюбовь к физике уступает нелюбви только к химии. По мнению школьников, физика – это школьный предмет, который надо сдавать при поступлении в институт. Причем, к сожалению; а лучше бы поступать туда, куда ее сдавать не надо. К идее, что физика – это не только их школьные мучения, школьники относятся со здоровым скептицизмом. Между тем физика – это просто один из методов познания и изменения мира, но школьники этого не знают и с каждым годом все более “не знают”. Понятно, к чему это ведет – предмет, выученный ради оценки, немедленно забывается. Вдобавок его и учить, оказывается, намного труднее, и самое главное, растет поколение, которое воспринимает мир на уровне “троллейбус едет потому, что водитель”. В лучшем случае “потому, что электричество”. Может ли школа как-то повлиять на ситуацию? Да, и для этого есть два пути. Один – изменение школьного курса физики, введение в него материала, иллюстрирующего физическую природу мира природы и техники. Второй путь – делать в школе эксперименты. Для этого нужна книга, и вот она перед вами.

В ней три раздела. Первый посвящен оценке погрешностей измерений, второй состоит из 22 относительно простых задач, третий содержит 23 более сложные. Сильная сторона книги – задачи разнообразны и интересны. Самая неожиданная, на мой взгляд, – измерение собственной мощности, то есть мощности человека. Один из способов показать, кстати, что физика имеет какое-то отношение к реальному миру. Можно было бы еще измерить, например, разрешающую способность глаза в разных частях спектра. Просто и поучительно. Интересны задачи по электричеству – определение схем черных ящиков. К более сложным задачам даны схемы дифференциальной оценки ответов. Указано соотношение трудности предлагаемых задач и задач международных и российских олимпиад. Все это дает возможность как учителю, так и ученику трезво оценить результаты работы.

Разумеется, такая книга не могла обойтись без недостатков. Зануден раздел про погрешности – впрочем, его трудно написать очень увлекательно: тема не слишком воодушевляющая. Но что точно можно было сделать – это подробнее и яснее написать о случайных погрешностях. И потому, что в них проявляется влияние мира на нашу деятельность, и потому, что в реальной физике им уделяется значительное внимание. Причем в самих задачах везде следовало бы рекомендовать проводить несколько измерений.

Возможно, следовало бы обратить большее внимание на влияние условий эксперимента на его результаты. В частности, нигде не указано на влияние сопротивления воздуха на движение. Естественно, школьники не могут ответить на вопрос, что делает бензин в автомобиле. Влияние условий измерения не всегда существенно в учебных задачах, но указать на такое влияние как на постоянный и важный фактор можно было бы. Недостаточно внимания обращено на роль человека, экспериментатора, даже там, где это наиболее естественно – при синхронном пуске секундомеров и синхронизации команды и пуска секундомера.

В задачах используется ряд понятий, отсутствующих в школьном курсе – например, различие трения покоя и движения, кинетическая энергия при вращательном движении и момент инерции. Наверное, их следовало бы разъяснить подробнее. В некоторых случаях напрашивается приведение “примеров из жизни”, например, при рассмотрении интерференции (пленки на воде, мыльные пузыри) и эксперименте с радиацией (роль изотопа калия в энергетическом балансе Земли). В книге есть отдельные неудачные формулировки и выражения. Не следует после слов “интенсивность отраженного луча равна нулю” писать: “угол между отраженным лучом...“ Такое может написать физик, и для своих выглядит понятно, но это школьный учебник.

Состояние знаний по физике у школьников выглядит сейчас довольно плачевно. Но еще более плачевно выглядит их представление о месте знаний в мире, о его познаваемости, методах и результатах такого процесса. Книга Кабардина и Орлова и ее сознательное применение может помочь улучшить ситуацию. Чтобы школьники изучали мир не методом, указанным в заголовке, как несчастные персонажи Стругацких, а применяя приборы, разумно и сознательно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru