УЧЕБНИКИ N 54
“Машина пришла в движение от пальца
в отверстии пятом...”
Кабардин О.Ф., Орлов В.А.
Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы:
учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений.
– М.: Вербум-М, 2001. – 208 с.
По социологическим данным, нелюбовь к
физике уступает нелюбви только к химии. По мнению
школьников, физика – это школьный предмет,
который надо сдавать при поступлении в институт.
Причем, к сожалению; а лучше бы поступать туда,
куда ее сдавать не надо. К идее, что физика – это
не только их школьные мучения, школьники
относятся со здоровым скептицизмом. Между тем
физика – это просто один из методов познания и
изменения мира, но школьники этого не знают и с
каждым годом все более “не знают”. Понятно, к
чему это ведет – предмет, выученный ради оценки,
немедленно забывается. Вдобавок его и учить,
оказывается, намного труднее, и самое главное,
растет поколение, которое воспринимает мир на
уровне “троллейбус едет потому, что водитель”. В
лучшем случае “потому, что электричество”.
Может ли школа как-то повлиять на ситуацию? Да, и
для этого есть два пути. Один – изменение
школьного курса физики, введение в него
материала, иллюстрирующего физическую природу
мира природы и техники. Второй путь – делать в
школе эксперименты. Для этого нужна книга, и вот
она перед вами.
В ней три раздела. Первый посвящен оценке
погрешностей измерений, второй состоит из 22
относительно простых задач, третий содержит 23
более сложные. Сильная сторона книги – задачи
разнообразны и интересны. Самая неожиданная, на
мой взгляд, – измерение собственной мощности, то
есть мощности человека. Один из способов
показать, кстати, что физика имеет какое-то
отношение к реальному миру. Можно было бы еще
измерить, например, разрешающую способность
глаза в разных частях спектра. Просто и
поучительно. Интересны задачи по электричеству
– определение схем черных ящиков. К более
сложным задачам даны схемы дифференциальной
оценки ответов. Указано соотношение трудности
предлагаемых задач и задач международных и
российских олимпиад. Все это дает возможность
как учителю, так и ученику трезво оценить
результаты работы.
Разумеется, такая книга не могла обойтись без
недостатков. Зануден раздел про погрешности –
впрочем, его трудно написать очень увлекательно:
тема не слишком воодушевляющая. Но что точно
можно было сделать – это подробнее и яснее
написать о случайных погрешностях. И потому, что
в них проявляется влияние мира на нашу
деятельность, и потому, что в реальной физике им
уделяется значительное внимание. Причем в самих
задачах везде следовало бы рекомендовать
проводить несколько измерений.
Возможно, следовало бы обратить большее внимание
на влияние условий эксперимента на его
результаты. В частности, нигде не указано на
влияние сопротивления воздуха на движение.
Естественно, школьники не могут ответить на
вопрос, что делает бензин в автомобиле. Влияние
условий измерения не всегда существенно в
учебных задачах, но указать на такое влияние как
на постоянный и важный фактор можно было бы.
Недостаточно внимания обращено на роль человека,
экспериментатора, даже там, где это наиболее
естественно – при синхронном пуске секундомеров
и синхронизации команды и пуска секундомера.
В задачах используется ряд понятий,
отсутствующих в школьном курсе – например,
различие трения покоя и движения, кинетическая
энергия при вращательном движении и момент
инерции. Наверное, их следовало бы разъяснить
подробнее. В некоторых случаях напрашивается
приведение “примеров из жизни”, например, при
рассмотрении интерференции (пленки на воде,
мыльные пузыри) и эксперименте с радиацией (роль
изотопа калия в энергетическом балансе Земли). В
книге есть отдельные неудачные формулировки и
выражения. Не следует после слов “интенсивность
отраженного луча равна нулю” писать: “угол
между отраженным лучом...“ Такое может написать
физик, и для своих выглядит понятно, но это
школьный учебник.
Состояние знаний по физике у школьников выглядит
сейчас довольно плачевно. Но еще более плачевно
выглядит их представление о месте знаний в мире,
о его познаваемости, методах и результатах
такого процесса. Книга Кабардина и Орлова и ее
сознательное применение может помочь улучшить
ситуацию. Чтобы школьники изучали мир не методом,
указанным в заголовке, как несчастные персонажи
Стругацких, а применяя приборы, разумно и
сознательно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|