УЧЕБНИКИ N 54
Леонид ПЕРЛОВ,
учитель высшей категории,
лицей № 1525 “Воробьевы горы”
г. Москва
Издание третье: исправленное?
География России. 8–9 классы.
Учебник под ред. А.В.Даринского.
Издание третье, исправленное.
– С.-Пб., “Иван Федоров”, 2001
Наверное, нет учителя, который не
испытывал бы трудностей в работе с учебником и не
радовался бы, находя в нем как раз то, что
необходимо и, главное, удобно для использования.
В данном случае порадоваться, к сожалению, не
пришлось. Возможно, мешает определенный
стереотип мышления, поскольку курс этот
необычен. Дело в том, что классический вариант
программы состоит из курса физической географии
России (8 класс) и курса экономической и
социальной географии (9 класс). В данном учебнике
реализуется так называемое комплексное
направление школьной географии, курс можно
разделить на две части: общая география России и
региональная география России. Но даже если
оставить за скобками стереотипы мышления, это,
уже третье, издание учебника, по-моему, требует
серьезной корректировки.
Аннотация и введение
В аннотации сообщается, что
статистические данные полностью обновлены.
Однако числовые сведения, приведенные в таблицах
приложения, варьируются в диапазоне с 1989-го по 1995
год. Для сравнения: в учебнике В.П.Дронова и
В.Я.Рома (География России. Население и хозяйство.
М., “Дрофа”. 2001) статистические данные в тексте и
справочных таблицах приведены в основном за
1998–2000 годы. Следовательно, данные эти доступны и
могли быть использованы.
Содержание
Серьезные вопросы возникают и по
содержанию учебника. Приведу несколько примеров.
Так, содержащаяся в §1 (Территория и
географическое положение) географическая
номенклатура включает в себя объекты, которые
представлены только во второй части курса.
Трудно объяснить учащимся, что такое
Предкавказье и Большой Кавказ, до того, как они
познакомятся с районированием Кавказа. Здесь же
детям предлагается нанести на контурную карту
названия государств, не входящих в СНГ. При этом
информация о составе СНГ в тексте отсутствует,
перечня стран, граничащих с Россией по суше,
также нет.
В разделе “Вопросы и задания” этого урока
(задание 1) ставится задача оценки относительной
благоприятности территории страны для развития
сельского хозяйства, при том что
агроклиматические ресурсы, типы почв и суммарная
солнечная радиация еще не изучались. Известно,
что представление о сельском хозяйстве у детей в
этом возрасте либо дачно-бытовое (городские
школьники), либо узкоместное (сельские
школьники).
Изучение рельефа России начинается с
номенклатуры горных и равнинных территорий,
помещенной до рассмотрения процессов
рельефообразования и рельефообразующих
факторов. Такая структура материала
подразумевает его механическое заучивание,
поскольку осознанное восприятие в данном случае
невозможно – нет информации для анализа. Хорошо
известны особенности детского восприятия:
материал легче понимается и усваивается по схеме
“фактор – процесс – результат”. Кроме того,
само понятие о рельефообразующих факторах в
учебнике отсутствует.
Вообще характерная черта учебника – отсутствие
определений и четких формулировок понятий. Так, о
платформах и складчатых областях сказано только,
что первые являются относительно стабильными, а
вторые – относительно подвижными участками (§7).
И все. Почему на платформах формируются равнины,
а в складчатых поясах – горы, так и остается
неясным. О строении их не сообщается ничего.
Так же отсутствует объяснение понятия типа
климата (§14). В §20 (Тайга и смешанные леса)
упоминается, что в этих зонах преобладают
песчаные и суглинистые почвы, о которых в теме
“Почвы” (§18) не говорится. Типологии почв по
механическому составу в учебнике нет.
В общегеографической части почти не упоминается
высотная поясность: один абзац (§21), без
объяснения закономерностей и причин
формирования природных комплексов в горах. В
дальнейшем, в региональной части, дается
иллюстрация (рис. 124) высотной поясности (цитирую)
– “западной части северного склона Большого
Кавказа”. Причем снежно-ледовый пояс, видимо, по
типографским соображениям на схеме отсутствует,
хотя в тексте он упоминается со ссылкой именно на
этот рисунок.
Что же касается природных комплексов Урала (§75),
детям предлагается ответить на вопрос: “От чего
зависит смена высотных поясов в горах?” Но ведь
учебник на этот вопрос не отвечает, процесс
формирования высотной поясности просто не
рассматривается.
В теме “Природные ресурсы” нет определений как
для самого понятия “природные ресурсы”, так и
для отдельных их видов. Смысл выражения
“рекультивация земель” предлагается объяснить
самим детям (§28). Там же чередуются понятия
“агроклиматические ресурсы” и
“агроклиматические условия”. При этом значение
этих терминов и разница между ними не
объясняется.
В теме “Население России” нет объяснения
понятий “город”, “сельский населенный пункт”,
“плотность населения”.
При изучении сельского хозяйства (§47) без
расшифровки употребляется термин
“бахчеводство”. В тех же случаях, если
формулировка понятия имеется, иногда хочется,
чтобы ее не было. Вот, например, определение
понятия “промышленность” (§34): “Промышленность
– первая по численности занятых в ней работников
отрасль хозяйства России. Она состоит из крупных
отраслей, которые, в свою очередь, подразделяются
на более дробные отрасли” (курсив учебника,
конец цитаты). По-моему, формулировка громоздкая
и некорректная.
Серьезный, с моей точки зрения, недостаток
учебника – отсутствие информации о динамике
развития и формирования географических
процессов, объектов и явлений. Наряду с
вышеприведенным примером насчет высотной
поясности остались нераскрытыми механизмы
формирования платформенных и складчатых
областей, процесс почвообразования, причины и
механизм внешних миграций. Внутренние миграции
вообще не рассматриваются. Процесс образования и
развития единой транспортной системы России не
раскрыт, поскольку технико-экономические
свойства (термин из учебника) конкретных видов
транспорта не изучаются, а транспортные узлы не
упоминаются вообще.
В ряде случаев вызывает возражения отбор
учебного материала. Так, в разделе “Основные
особенности рельефа и его изучение”
значительное место уделено номенклатуре и
географии литосферных плит в пределах
территории России. При всей безусловной важности
этого гораздо нагляднее объяснение формирования
тех или иных форм рельефа разницей в
тектоническом строении различных территорий.
Причем, что весьма важно, в динамике, то есть в
зависимости от возраста и стадии развития
платформенной или складчатой области. Иначе
невозможно объяснить, например, различия в
рельефе Восточно-Европейской и
Западно-Сибирской равнин: обе территории
расположены на платформах, а рельеф различен.
То же самое касается и горных стран: причина
наличия или отсутствия вулканических и иных форм
рельефа, различные высоты.
Ряд положений, приведенных в учебнике,
представляются спорными либо неверными.
Утверждается, в частности, что Альпийская
складчатость, во-первых, является последней, а
во-вторых, уже завершилась. А как же ее
Тихоокеанская область? Да и на Кавказе
горообразование продолжается.
Поскольку стадии развития складчатой области не
рассматриваются, затруднительно ответить на
вопрос – почему на Камчатке вулканы действующие,
а на Кавказе только потухшие?
Или другой пример. Карта-схема водного режима рек
(рис. 30) определяет для рек юга Дальнего Востока
(бассейн Амура) половодье в теплую часть года, что
соответствует действительности. В тексте же
учебника (§15) для рек этого района определен
(цитирую) “…паводочный режим, которому
свойственны относительно кратковременные и
непериодические подъемы уровня, вызванные
муссонными дождями” (курсив мой). Периодические
(по определению) муссонные дожди, продолжающиеся
по нескольку недель, не могут вызывать
кратковременные и непериодические подъемы
уровня рек. Под паводочным режимом, видимо,
подразумевается паводковый.
Классификация народов России по языковой
принадлежности (§29) дается только на уровне
языковых групп. О языковых семьях не упоминается.
Смысл понятия “особые группы” (выделено в
учебнике) неясен. Утверждение о равноправности
языков всех народов России неправомерно и
противоречит ст. 68 Конституции, согласно которой
только русский язык является государственным.
Я не убежден также в допустимости утверждения о
том, что вся территория России, за исключением
некоторых арктических районов, заселена.
Достаточно взглянуть на карту плотности
населения, чтобы возникли сомнения в его
верности.
В материале об угольной промышленности (§38) в
качестве одного из основных потребителей угля
называется транспорт. Эпоха паровозов и
пароходов все-таки уже миновала! Транссибирская
магистраль (в тексте она названа Великой
Сибирской магистралью, §49, География путей
сообщения) является самой длинной
электрифицированной железной дорогой в мире, о
чем в учебнике стоило бы упомянуть.
Учебным стандартом (ТЦ “Сфера”, “Прометей”, М.,
1998) предусмотрено изучение экономических и
природно-хозяйственных районов. Термин
“географический район”, являющийся основным
при изучении региональной части курса, в
стандарте отсутствует.
Приведенная в учебнике схема районирования (рис.
77) не соответствует общепринятой, используемой
во всех атласах для 9 класса и в программах
вступительных экзаменов в вузы. К тому же
информация о составе географических районов,
взятая из разных разделов учебника, не всегда
стыкуется. Так, Северный Кавказ, выделенный в
отдельный район на схеме (стр. 77), в перечне
географических районов (§51 , стр. 182) не
упоминается. Зато упоминается географический
район Сибирь, на схеме распадающийся на три
части: Западную и Восточную Сибирь, а также
Якутию. К тому же Республика Саха-Якутия, судя по
основной схеме районирования, является частью
Восточной Сибири.
При изучении региональной части курса крайне
трудно разобраться в нагромождении
номенклатуры. Физико-географическая
номенклатура смешивается с
экономгеографической и
административно-территориальной.
Особенно сложно все это выглядит при
характеристике Среднерусской возвышенности. Тем
более что в отличие от других районов для этого
не приводится перечень составляющих его
субъектов Федерации.
Что же касается Западной Сибири (§79),
Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные
округа почему-то не названы в перечне территорий,
лежащих в пределах Западно-Сибирской равнины.
Иллюстрации
К сожалению, современные школьники не
отличаются острым зрением. Цвет
значков-пунсонов, обозначающих время
образования городов на карте-схеме (рис. 6),
практически совпадает для городов, основанных в
XVIII веке и в период 1918–1945 годов. Это сильно
затрудняет их распознавание. На той же схеме
многие пункты обозначены пунсонами, но не
подписаны.
Карта современных тектонических движений (рис. 12)
обозначает область интенсивных опусканий в
районе плато Путорана, в то время как именно в
этом районе в неоген-четвертичное время
произошло поднятие до высоты в 1701 м.
Приведенное в тексте утверждение о наличии в
России области субтропического
средиземноморского климата, вероятно,
сомнительно для самих авторов учебника. Во
всяком случае, упомянутая климатическая область
на карте (рис. 26) отсутствует.
Карта-схема “Агроклиматические ресурсы России”
(рис. 25) не читается совершенно. Там же – границы
зон увлажнения проведены, видимо, по средним
величинам коэффициента увлажнения, однако в
легенде это не отражено. Зато обозначены
изолинии средних из абсолютных годовых
минимумов температуры воздуха (курсив учебника),
которых на карте нет. Прочие иллюстрации,
особенно картографические, также дают богатый
материал для замечаний.
Можно было бы привести еще ряд не менее серьезных
замечаний. Однако даже изложенного, по-моему,
достаточно, чтобы задаться вопросами: в чем же
состоят те исправления, о которых сообщается на
титульном листе, и что побудило
квалифицированных экспертов Министерства
общего и профессионального образования РФ
рекомендовать столь небрежно выполненное
пособие в качестве учебника для средней школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|