УЧЕБНИКИ N 54
Экспертиза электронных
образовательных изданий: первые шаги и первые
проблемы
В рамках выставки «Медиатека»,
прошедшей в марте в Московском государственном
выставочном зале «Новый манеж», было проведено
множество совещаний, семинаров и «круглых
столов» по широкому спектру вопросов, среди
которых не последнее место заняла актуальная
проблема лицензирования и сертификации
электронных продуктов. Обсуждение ее
организовано Министерством образования.
Еще десять лет назад слово «компьютер» было
неологизмом, но теперь и словом «медиатека»
никого не удивишь. Прошедшее десятилетие
активного развития рынка мультимедиа показало:
несмотря на то, что компьютерная отрасль являет
собой подчас очень дорогое удовольствие, в ней
могут создаваться и вполне экономные продукты.
Если говорить о сфере образования, то, например,
запись школьного словаря или собрания сочинений
писателя на компакт-диск обойдется намного
дешевле и при необходимости это можно сделать
намного быстрее, чем издать книгу.
Другое важное качество отрасли, также актуальное
для образования, – мобильность. Правда, именно
поэтому и процент контрафактной продукции на
медиарынке намного выше, чем на книжном.
Но главной проблемой 2000-х гг., очевидно, станет
лицензирование и сертификация электронных
носителей. В сфере образовательных продуктов же
это, по всей видимости, предстоит сделать в
первую очередь.
В Федеральном экспертном совете Минобразования
в ряде традиционных предметных секций сегодня
уже существует и секция электронных учебных
изданий и ресурсов, созданная несколько месяцев
назад. Она призвана анализировать качество тех
мультимедийных продуктов, которые претендуют на
участие в учебном процессе. Председатель секции
электронных учебных изданий и ресурсов ФЭС
Сергей Григорьев рассказал о том, что на недавно
состоявшемся первом заседании обсуждались
начальные нормативные документы, а также
поступили первые заявки на экспертизу.
Председатель секции объявил, таким образом, о
том, что разработчики образовательных
мультимедиа уже могут обращаться в ФЭС.
Надо сказать, что процедура проведения
экспертизы электронных изданий построена по тем
же принципам, что и экспертиза бумажных учебных
изданий. К ней лишь добавлено несколько, так
сказать, сугубостей из компьютерной области.
Автор или коллектив авторов подает запрос в
министерство на рассмотрение их издания. Гриф
«Допущено…» издание получает (или не получает)
при первой же экспертизе. Гриф «Рекомендовано…»
включает в себя условие апробации, т.е. вручается
далеко не сразу, срок этот может длиться больше
года.
Сама экспертиза состоит из трех частей:
1. Техническая (операционная) часть.
2. Содержание.
3. Дизайн-эргономика.
Технические эксперты анализируют быстроту
работы продукта, техническую чистоту и
доступность рядовому пользователю. Вопросами
содержания занимаются специалисты по
соответствующим школьным предметам из других
(предметных) секций ФЭС. Экспертиза для получения
грифа «Допущено…» занимает два месяца, по
истечении которых заключение должно быть готово.
Так выглядит процедура, в результате которой та
или иная программа становится узаконенным
средством обучения.
Однако при внешней стройности далеко не все ясно
в вопросе экспертирования электронных
продуктов. Так, ректор Московского Института
открытого образования Алексей Семенов в своем
докладе задался вопросом – все ли
мультимедиа-продукты, используемые в школе,
нужно подвергать экспертизе ФЭС. Так, например,
текстовый редактор Word или тренажер клавиатуры TRK
не нуждаются в подтверждении своей
необходимости. И то и другое имеет коммерческий
успех в сочетании с удобством пользования. В этом
случае пользователь сам может решить вопрос о
том, нужен этот продукт или нет. Сборники
рефератов и сочинений на компактах также не
подлежит экспертизе просто потому, что
абитуриент или студент их купит в любом случае.
Этой категорией потребителей рекомендации
профессионалов из министерства вообще останутся
незамеченными. Так надо ли распространять
требование обязательного грифования учебной
литературы и на всю школьную медиатеку?
В ходе обсуждения можно было заметить, что
предлагаемые критерии оценки электронных
изданий имеют пока в определенном смысле
механистический характер. Однако оценка
содержания и технологической оперативности –
необходимые, но недостаточные параметры
экспертизы. Да, программы обучения, связанные с
использованием компьютеров, – жанр новый, не
имеющий пока долгих, многолетних традиций,
поэтому трудно определить, какие скрытые
трудности несет в себе новая технология. И здесь
важен еще один аспект, который должен быть принят
во внимание при дальнейшей работе секции, а
именно – психологический.
Например, один из факторов нынешней
безграмотности среди школьников и студентов –
излишнее доверие программам проверки
грамотности. Сами эти программы далеко не
совершенны и дают подчас неправильные варианты
исправления ошибок. (Это также относится и к
самому обыкновенному редактору Word.) К тому же
дети расслабляются, думая, что за них все ошибки
исправит компьютер. В результате происходит
определенная атрофия внимания и воли. Психолог,
который займется экспертизой электронных
изданий, сможет указать на проблемы такого
порядка.
Другой пример. Молодого человека, естественно,
изумляет что-то новое. Если перед учеником лежит
новая виртуальная энциклопедия, то он скорее
всего потехи ради заглянет совсем не туда, куда
ему нужно, забыв о том, зачем он ее открыл. Эту
проблему, в большей степени связанную с
использованием Интернета, психологи уже
окрестили «дрейф цели». Она иногда возникает у
любителей читать подряд энциклопедии: не дойдя
до нужной статьи, человек обрастает уймой
разнообразной информации, которая им не
усваивается. Уделяя внимание дизайн-эргономике,
нужно помнить, что конечная цель продукта –
обучение, а не достижение эмоционального
эффекта.
Красивый дизайн может быть… опасен для педагога.
Известны случаи, когда преподаватели
гуманитарных вузов отказывались от
мультимедийного сопровождения лекций, ссылаясь
на то, что их собственное «я» теряется на фоне
студенческих возгласов типа «ух ты!». Как это ни
банально звучит, но парта, доска, тетрадь и ручка
не только традиционные, но и где-то даже
незыблемые атрибуты образования.
Что же касается мультимедийных технологий, то
они пока не определяют образовательный процесс в
России. И в этом некоторые преимущества секции
электронных изданий. Во-первых, есть время
тщательно продумать дальнейшую стратегию
работы, а во-вторых – реальная возможность
повлиять на процесс «электронизации» школы,
когда он примет глобальные размеры.
Пока же создание медиатеки – удел избранных. Да и
здесь наблюдается некоторая сонливость. На
выставке автор этих строк трижды обращался к
работникам разных стендов с просьбой
продемонстрировать тот или иной компакт-диск. В
первом случае не работал компьютер, во втором –
компьютер налаживали, в третьем – сослались на
то, что посмотреть программу можно только на
стенде фирмы-производителя, где не оказалось
сотрудника. Возможность доступа к
мультимедиа-продуктам уже обеспечена, но
возможность их использования, а если быть еще
более точным, желание использовать пока еще
находится в зачаточном состоянии. Но не стоит
терять надежды, ведь если что-то зачато, то это
что-то должно родиться. Хотелось бы, чтобы это
произошло поскорее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|