РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Ирина СУРАТ, Сергей БОЧАРОВ
Пушкин: Краткий очерк жизни и
творчества
М.: Языки славЯнской культуры, 2002
Всеобъемлющих биографий Пушкина
написано немало. Книги Анненкова, Цявловского,
Томашевского, Лотмана фундаментальны и – каждая
в своем роде – замечательны. А уж популярных,
беллетризованных жизнеописаний поэта и вовсе не
счесть: один только двухтомник Тырковой-Вильямс
чего стоит.
Каждая эпоха трактует Пушкина на свой лад. До
революции всячески подчеркивалась
патриотическая, имперская сторона пушкинского
творчества; после Октября великого поэта принято
было изображать вольнодумцем и чуть ли не
революционером. Хрестоматийный глянец наводили
старательно, в итоге превратив главного
российского поэта в этакого поп-идола. Истерия
юбилейных торжеств 1999 года это окончательно
доказала.
Однако наше время – быть может, первый за полтора
с лишним века случай, когда возможно создание
совершенно беспристрастного научного
жизнеописания Пушкина. Книга известных
литературоведов Ирины Сурат и Сергея Бочарова –
своего рода заявка на будущую подробную, полную и
академически безупречную биографию Пушкина.
Очерк вырос из энциклопедической статьи,
писавшейся для 5-го тома словаря «Русские
писатели». Авторы соединили в единый
концептуальный сплав и жизненный, и творческий
путь поэта. «Идеальная задача жизнеописания
художника – приблизиться к пониманию его
внутренней биографии, его судьбы и пройденного
им пути», – заявляют в предисловии авторы.
Лейтмотив книги – драматизм и сложность
внутренней жизни Пушкина. Душевная смута и
тревога сопровождают поэта, мрак окутывает его
будущность. Неотвратимый Рок идет за ним по
пятам. А началось все с предсказания немецкой
гадалки, напророчившей смерть в 37 лет от руки
белого, т.е. светловолосого человека: «С этого
момента Пушкин, пораженный тем, что предсказание
по мелочам тут же начало сбываться, вступает в
сознательные и драматические отношения со своей
судьбой».
Отражены в книге и темы, по известным причинам
обойденные дореволюционным и советским
пушкиноведением. Например, история создания
таких произведений, как «Гавриилиада» и «Тень
Баркова» (принадлежность последней поэмы
Пушкину, подчеркивают авторы, доныне «не может
считаться окончательно доказанной»). Или сложная
«коллизия империи и свободы» в мировоззрении
поэта: известно, что Пушкин в одно и то же время
увлекался освободительной войной греков против
янычар и рьяно поддерживал военную кампанию
России на Кавказе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|