Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ТО-ТО И ОНО...

Ольга ДАШКОВСКАЯ, Сергей ЛЕБЕДЕВ

Колючая проволока как средство социальной защиты...

Кажется, именно так считают чиновники, предлагающие строить все больше спецшкол и интернатов, чтобы искоренить правонарушения, беспризорность и наркоманию среди несовершеннолетних

С 14 по 16 мая в Перми прошел Всероссийский семинар-совещание, посвященный проблемам специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних.

По заявлению участников, акцент на профилактике сделан не случайно: отклонения в поведении, опасные привычки с возрастом закрепляются, и чем дальше, тем сложнее контролировать ситуацию. Поэтому своевременная и точная психолого-педагогическая коррекция тех или иных деформаций личности одновременно является профилактикой, предотвращающей возможные срывы в будущем. Однако, как считают специалисты Министерства образования, оказать комплексную помощь педагогически запущенному ребенку, который испытывает проблемы в учебе, в семье, совершает правонарушения или пристрастился к наркотикам, в условиях общеобразовательной школы нереально.
На этом принципе строится вся работа системы специальных учебно-воспитательных учреждений. По решению суда подростков, совершивших общественно опасные деяния, направляют в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. На начало года их число составляло 56 с общим контингентом 4300 человек. В спецшколах содержатся подростки от 11 до 14 лет, которые по возрасту не подлежат уголовной ответственности, в спецПТУ – от 14 до 18 лет, которые за совершение уголовных преступлений средней тяжести были направлены не в колонии, а в спецучреждения.
Но есть другая категория, к которой относятся дети, не преступавшие закон, но все равно находящиеся в зоне риска, – это ребята из неблагополучных и малообеспеченных семей, часто пропускающие уроки, склонные к бродяжничеству и совершению мелких хулиганств. Для них в последние годы создаются спецшколы и спецПТУ открытого типа – их насчитывается 15, с общим контингентом 1700 человек.
По мнению участников совещания, сеть спецучреждений невелика и покрывает примерно 10% от реальных потребностей: из 63000 несовершеннолетних правонарушителей, зарегистрированных в органах внутренних дел в прошлом году, в спецучреждения были направлены «всего лишь» 7000 человек.
Но может быть, это и к лучшему?

Примечательна сама постановка вопроса: «Специальные учебно-воспитательные учреждения как средство борьбы с беспризорностью, наркоманией и т.д.». Еще совсем недавно в правительстве обсуждалась эта проблематика. Ничего нового предложено не было: усилить милицейский контроль, увеличить количество колоний, создать центральный штаб по борьбе... Теперь заинтересованные ведомства обсуждают собственные перспективы в свете решений федеральной власти.
Стремление решать новые проблемы старыми средствами вполне объяснимо. Ведь альтернатива спецучреждениям – приемные семьи, психологические службы, поддержка семьи – проекты сложноорганизованные, устроенные по адресному принципу. И естественно, чиновникам проще штамповать «учреждения закрытого типа» и вести отчетность по количеству попавших туда детей. К тому же, если вводить что-то новое, необходимо сворачивать систему спецшкол и специнтернатов, на что сами начальники и служащие вряд ли согласятся: попробуют отсрочить, «замотать», спустить на тормозах.

Пока спецшколы и спецПТУ закрытого типа имеются лишь в половине регионов. Начали они создаваться с 1964 года на базе бывших воспитательных колоний для несовершеннолетних преступников. Из атрибутов зоны в нынешних спецучреждениях остались только режим охраны да высокие заборы, однако служащие сетуют: в обществе до сих пор бытует мнение о том, что эти учреждения относятся к пенитенциарной системе, а потому призваны наказывать и принудительно исправлять своих воспитанников.
В один из дней участники совещания посетили Очерскую спецшколу закрытого типа. Как положительный итог работы были приведены следующие данные: за последние 3 года не было отмечено ни одного случая самовольного ухода учащихся из Очерской спецшколы. Постепенно уменьшается и число рецидивов: 3 года назад из 35–40 выпускников 13 вновь совершили правонарушения, 2 года назад число таковых сократилось до 7 человек, а в прошлом году вернулись на кривую дорожку лишь 4 человека.

Если же говорить о нормальных принципах работы органов соцзащиты, то итог деятельности спецшколы должен был бы быть другим: количество воспитанников сократилось на столько-то. А в перспективе – и вовсе школа закрылась.
Но чтобы возобладал такой подход, в сознании чиновников должна произойти настоящая революция. Фактически они должны «срубить сук, на котором сидят». И перейти от строительства школ с приставкой «спец», от разделения общества на тех, кто достоин в нем жить, и тех, кого надо изолировать, к работе с обществом, с теми неурядицами и неустройствами, которые и приводят к преступлениям, беспризорности, наркомании. Но для этого кроме профессионализма нужна просто человеческая смелость. Смелость признать, что уже нельзя жить так – мы отдельно – дети отдельно. В спецшколе.
Пока же специалисты оценивают существующий Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” «в целом положительно», поскольку он определяет общие ориентиры в работе с трудными подростками (которые подразделяются аж на 14 категорий!). Жалуются на отсутствие комментариев и подзаконных актов.
Рекомендуют расширять сеть учреждений закрытого и открытого типа (последние предполагается создавать в каждом городе и даже в каждом районе, если речь идет о крупных промышленных центрах). Говорят, что это позволит эффективно решать проблемы детей группы риска, а также всего общества в целом.
Похоже, у нашего общества действительно серьезные проблемы. С человечностью.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru