ТО-ТО И ОНО...
Ольга ДАШКОВСКАЯ, Сергей ЛЕБЕДЕВ
Колючая проволока как средство
социальной защиты...
Кажется, именно так считают чиновники,
предлагающие строить все больше спецшкол и
интернатов, чтобы искоренить правонарушения,
беспризорность и наркоманию среди
несовершеннолетних
С 14 по 16 мая в Перми прошел
Всероссийский семинар-совещание, посвященный
проблемам специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого и открытого типа в сфере
профилактики безнадзорности, правонарушений и
наркомании несовершеннолетних.
По заявлению участников, акцент на
профилактике сделан не случайно: отклонения в
поведении, опасные привычки с возрастом
закрепляются, и чем дальше, тем сложнее
контролировать ситуацию. Поэтому своевременная
и точная психолого-педагогическая коррекция тех
или иных деформаций личности одновременно
является профилактикой, предотвращающей
возможные срывы в будущем. Однако, как считают
специалисты Министерства образования, оказать
комплексную помощь педагогически запущенному
ребенку, который испытывает проблемы в учебе, в
семье, совершает правонарушения или
пристрастился к наркотикам, в условиях
общеобразовательной школы нереально.
На этом принципе строится вся работа системы
специальных учебно-воспитательных учреждений.
По решению суда подростков, совершивших
общественно опасные деяния, направляют в
специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа. На начало года их число
составляло 56 с общим контингентом 4300 человек. В
спецшколах содержатся подростки от 11 до 14 лет,
которые по возрасту не подлежат уголовной
ответственности, в спецПТУ – от 14 до 18 лет,
которые за совершение уголовных преступлений
средней тяжести были направлены не в колонии, а в
спецучреждения.
Но есть другая категория, к которой относятся
дети, не преступавшие закон, но все равно
находящиеся в зоне риска, – это ребята из
неблагополучных и малообеспеченных семей, часто
пропускающие уроки, склонные к бродяжничеству и
совершению мелких хулиганств. Для них в
последние годы создаются спецшколы и спецПТУ
открытого типа – их насчитывается 15, с общим
контингентом 1700 человек.
По мнению участников совещания, сеть
спецучреждений невелика и покрывает примерно 10%
от реальных потребностей: из 63000
несовершеннолетних правонарушителей,
зарегистрированных в органах внутренних дел в
прошлом году, в спецучреждения были направлены
«всего лишь» 7000 человек.
Но может быть, это и к лучшему?
Примечательна сама постановка вопроса:
«Специальные учебно-воспитательные учреждения
как средство борьбы с беспризорностью,
наркоманией и т.д.». Еще совсем недавно в
правительстве обсуждалась эта проблематика.
Ничего нового предложено не было: усилить
милицейский контроль, увеличить количество
колоний, создать центральный штаб по борьбе...
Теперь заинтересованные ведомства обсуждают
собственные перспективы в свете решений
федеральной власти.
Стремление решать новые проблемы старыми
средствами вполне объяснимо. Ведь альтернатива
спецучреждениям – приемные семьи,
психологические службы, поддержка семьи –
проекты сложноорганизованные, устроенные по
адресному принципу. И естественно, чиновникам
проще штамповать «учреждения закрытого типа» и
вести отчетность по количеству попавших туда
детей. К тому же, если вводить что-то новое,
необходимо сворачивать систему спецшкол и
специнтернатов, на что сами начальники и
служащие вряд ли согласятся: попробуют
отсрочить, «замотать», спустить на тормозах.
Пока спецшколы и спецПТУ закрытого типа имеются
лишь в половине регионов. Начали они создаваться
с 1964 года на базе бывших воспитательных колоний
для несовершеннолетних преступников. Из
атрибутов зоны в нынешних спецучреждениях
остались только режим охраны да высокие заборы,
однако служащие сетуют: в обществе до сих пор
бытует мнение о том, что эти учреждения относятся
к пенитенциарной системе, а потому призваны
наказывать и принудительно исправлять своих
воспитанников.
В один из дней участники совещания посетили
Очерскую спецшколу закрытого типа. Как
положительный итог работы были приведены
следующие данные: за последние 3 года не было
отмечено ни одного случая самовольного ухода
учащихся из Очерской спецшколы. Постепенно
уменьшается и число рецидивов: 3 года назад из
35–40 выпускников 13 вновь совершили
правонарушения, 2 года назад число таковых
сократилось до 7 человек, а в прошлом году
вернулись на кривую дорожку лишь 4 человека.
Если же говорить о нормальных принципах работы
органов соцзащиты, то итог деятельности
спецшколы должен был бы быть другим: количество
воспитанников сократилось на столько-то. А в
перспективе – и вовсе школа закрылась.
Но чтобы возобладал такой подход, в сознании
чиновников должна произойти настоящая
революция. Фактически они должны «срубить сук, на
котором сидят». И перейти от строительства школ с
приставкой «спец», от разделения общества на тех,
кто достоин в нем жить, и тех, кого надо
изолировать, к работе с обществом, с теми
неурядицами и неустройствами, которые и приводят
к преступлениям, беспризорности, наркомании. Но
для этого кроме профессионализма нужна просто
человеческая смелость. Смелость признать, что
уже нельзя жить так – мы отдельно – дети
отдельно. В спецшколе.
Пока же специалисты оценивают существующий
Закон “Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” «в целом положительно»,
поскольку он определяет общие ориентиры в работе
с трудными подростками (которые подразделяются
аж на 14 категорий!). Жалуются на отсутствие
комментариев и подзаконных актов.
Рекомендуют расширять сеть учреждений закрытого
и открытого типа (последние предполагается
создавать в каждом городе и даже в каждом районе,
если речь идет о крупных промышленных центрах).
Говорят, что это позволит эффективно решать
проблемы детей группы риска, а также всего
общества в целом.
Похоже, у нашего общества действительно
серьезные проблемы. С человечностью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|