КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Как завести друзей?
Не только о методах Сусанина
Известный телевизионный ведущий,
пропустивший за много лет через свою передачу
несколько сотен именитых гостей, решил
поразмышлять о профессии и сочинение на эту тему
назвал «Записками Сусанина». Ибо, на его взгляд,
самым знаменитым ведущим в России, а может, и в
мире, без сомнения, был Иван Сусанин. Каламбур
занятный, но проследим дальнейший ход
рассуждений. Исторические гены никуда не денешь,
полагает автор, коли оказался в схожей роли.
Может быть, поэтому, формулирует он, желание
привести своего зрителя туда, где болото, сидит у
телеведущих в крови, и бороться с этим
чрезвычайно трудно.
Примем это откровение за данность и не будем
углубляться в тему, кого, куда и ради какой цели
вел в лесную чащу костромской крестьянин. В конце
концов, ему это стоило жизни, и в то болото нельзя
вступить дважды. Ни поводырю, ни доверившимся ему
путникам. Значит, теоретик и практик телевидения
имеет в виду другую трясину – более комфортную и
неопасную. Но все же трясину.
Сам он, между прочим, человек неагрессивный. И,
общаясь со своими гостями, пребывает в
постоянном восхищении и умилении от того, что они
существуют на белом свете и находятся рядом с ним.
Зачем же и за что их, таких талантливых,
обаятельных и умных, в болото?! Если не фигурально,
то хотя бы мысленно! Неужели это сверхустановка и
сверхзадача телевидения, энергетический
гемоглобин его крови?
Судя по всему, крупица правды в этом есть. С
появлением десятков каналов – общенациональных,
региональных, спутниковых, кабельных –
конкуренция в эфире возрастает, и победу в ней, по
мнению нового поколения Сусаниных, одерживает
тот, кто быстрее и лучше подведет зрителя к
стрессовому состоянию. Не видел самой программы
«Окна» Дмитрия Нагиева, стартовавшей на этой
неделе на СТС, но, судя по завлекающему анонсу,
дело уже дошло до драки в студии. Не спонтанной,
как когда-то произошло с двумя политиками в
прямом эфире, а запрограммированной, этически и
эстетически разработанной. «Скажите ему все, что
вы о нем думаете!» Что-то новое? Да нет! Нынешний
принцип развлекательных ток-шоу, игровых
аттракционов – вызвать некое подобие скандала в
студии, вывернуть наизнанку потроха испытуемых с
их же помощью и участием. Семейная размолвка,
производственный конфликт, несходство мнений –
все это не должно остаться личным делом
подопытных персонажей, а должно приобрести
глобальный смысл и резонанс.
Бывает же так. В тот же день, когда прочитал
откровения телеведущего о Сусанине, в другом
издании увидел рисунок. Без подписи. Изображена
книжка. Автор – И.Сусанин. Название – «Как
завести друзей». О многозначный русский язык! В
черной шутке один смысл: не заиметь, а спровадить
навсегда. Но вычитываешь и другие, приложив их к
телевидению. Можно завести друзей по-доброму, то
есть взбудоражить, встряхнуть, объединить,
сподвигнуть на общее дело. А можно завести по-недоброму
– разозлить, раздразнить, вызвать агрессию и
неконтролируемые эмоции. Когда получается
второе, новые телевизионщики счастливы –
скандал удался.
А между тем замечательно и без скандала живет
другое телевидение, не стремящееся изобрести
велосипед, а исправно крутящее привычные педали.
Ну скажите, зачем Владимиру Познеру с его даром
слушать и разговорить любого собеседника
телевизионные прибамбасы, когда достаточно
одного его присутствия в кадре, чтобы возникло
напряжение диалога. Зачем эти финтифлюшки
Леониду Парфенову, умеющему монтажно соединить
изображение, смысл и интонацию
телесобеседования. Или Владимиру Молчанову, не
знающему, куда деть свои руки, но знающему, о чем
нужно говорить с собеседником. Или Светлане
Сорокиной, наученной опытом, что иногда лучше
смолчать в кадре, но так и не взявшей этот опыт на
вооружение. Можно эпатировать умной и
парадоксальной мыслью, как это делает Александр
Гордон, а можно «Голой правдой», когда ведущая
постепенно раздевается на глазах у зрителя. По
мне, интереснее первое. И совсем
небесперспективно.
В глубокой ночи идет по третьему каналу
программа «Открытый проект», которую ведет
Амалия Гольданская (Мордвинова по прежней
актерской жизни). Никаких технических открытий –
под бутафорским деревом сменяются собеседники,
но все они говорят о творчестве. И говорят
необычайно интересно, ибо чувствуют, что это
интересно самой ведущей. На том же третьем канале
идет дневная передача «Дата» – тоже никаких
сверхтехнологий. Но каждый раз – замечательные
гости, люди, которым есть что сказать и вспомнить.
В минувшую среду отмечали 111-й день рождения
Михаила Афанасьевича Булгакова. Пришли депутат и
писатель Юрий Щекочихин, актер Вениамин Смехов,
протоиерей Михаил Ардов, литературовед Петр
Палиевский (через «а», а не «о», как в титре).
Просто пришли и просто поговорили и поспорили.
Сценарист мучился бы долгими днями, чтобы
закрутить такой сюжет и расписать роли. А они
пришли без ролей, но со своим «я» и со своим
пониманием Булгакова. «Чтобы знали», — как когда-то
он сказал о написанном, но еще не напечатанном
романе. Вот это и есть настоящее телевидение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|