Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

Как завести друзей?

Не только о методах Сусанина

Известный телевизионный ведущий, пропустивший за много лет через свою передачу несколько сотен именитых гостей, решил поразмышлять о профессии и сочинение на эту тему назвал «Записками Сусанина». Ибо, на его взгляд, самым знаменитым ведущим в России, а может, и в мире, без сомнения, был Иван Сусанин. Каламбур занятный, но проследим дальнейший ход рассуждений. Исторические гены никуда не денешь, полагает автор, коли оказался в схожей роли. Может быть, поэтому, формулирует он, желание привести своего зрителя туда, где болото, сидит у телеведущих в крови, и бороться с этим чрезвычайно трудно.
Примем это откровение за данность и не будем углубляться в тему, кого, куда и ради какой цели вел в лесную чащу костромской крестьянин. В конце концов, ему это стоило жизни, и в то болото нельзя вступить дважды. Ни поводырю, ни доверившимся ему путникам. Значит, теоретик и практик телевидения имеет в виду другую трясину – более комфортную и неопасную. Но все же трясину.
Сам он, между прочим, человек неагрессивный. И, общаясь со своими гостями, пребывает в постоянном восхищении и умилении от того, что они существуют на белом свете и находятся рядом с ним. Зачем же и за что их, таких талантливых, обаятельных и умных, в болото?! Если не фигурально, то хотя бы мысленно! Неужели это сверхустановка и сверхзадача телевидения, энергетический гемоглобин его крови?
Судя по всему, крупица правды в этом есть. С появлением десятков каналов – общенациональных, региональных, спутниковых, кабельных – конкуренция в эфире возрастает, и победу в ней, по мнению нового поколения Сусаниных, одерживает тот, кто быстрее и лучше подведет зрителя к стрессовому состоянию. Не видел самой программы «Окна» Дмитрия Нагиева, стартовавшей на этой неделе на СТС, но, судя по завлекающему анонсу, дело уже дошло до драки в студии. Не спонтанной, как когда-то произошло с двумя политиками в прямом эфире, а запрограммированной, этически и эстетически разработанной. «Скажите ему все, что вы о нем думаете!» Что-то новое? Да нет! Нынешний принцип развлекательных ток-шоу, игровых аттракционов – вызвать некое подобие скандала в студии, вывернуть наизнанку потроха испытуемых с их же помощью и участием. Семейная размолвка, производственный конфликт, несходство мнений – все это не должно остаться личным делом подопытных персонажей, а должно приобрести глобальный смысл и резонанс.
Бывает же так. В тот же день, когда прочитал откровения телеведущего о Сусанине, в другом издании увидел рисунок. Без подписи. Изображена книжка. Автор – И.Сусанин. Название – «Как завести друзей». О многозначный русский язык! В черной шутке один смысл: не заиметь, а спровадить навсегда. Но вычитываешь и другие, приложив их к телевидению. Можно завести друзей по-доброму, то есть взбудоражить, встряхнуть, объединить, сподвигнуть на общее дело. А можно завести по-недоброму – разозлить, раздразнить, вызвать агрессию и неконтролируемые эмоции. Когда получается второе, новые телевизионщики счастливы – скандал удался.
А между тем замечательно и без скандала живет другое телевидение, не стремящееся изобрести велосипед, а исправно крутящее привычные педали. Ну скажите, зачем Владимиру Познеру с его даром слушать и разговорить любого собеседника телевизионные прибамбасы, когда достаточно одного его присутствия в кадре, чтобы возникло напряжение диалога. Зачем эти финтифлюшки Леониду Парфенову, умеющему монтажно соединить изображение, смысл и интонацию телесобеседования. Или Владимиру Молчанову, не знающему, куда деть свои руки, но знающему, о чем нужно говорить с собеседником. Или Светлане Сорокиной, наученной опытом, что иногда лучше смолчать в кадре, но так и не взявшей этот опыт на вооружение. Можно эпатировать умной и парадоксальной мыслью, как это делает Александр Гордон, а можно «Голой правдой», когда ведущая постепенно раздевается на глазах у зрителя. По мне, интереснее первое. И совсем небесперспективно.
В глубокой ночи идет по третьему каналу программа «Открытый проект», которую ведет Амалия Гольданская (Мордвинова по прежней актерской жизни). Никаких технических открытий – под бутафорским деревом сменяются собеседники, но все они говорят о творчестве. И говорят необычайно интересно, ибо чувствуют, что это интересно самой ведущей. На том же третьем канале идет дневная передача «Дата» – тоже никаких сверхтехнологий. Но каждый раз – замечательные гости, люди, которым есть что сказать и вспомнить. В минувшую среду отмечали 111-й день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Пришли депутат и писатель Юрий Щекочихин, актер Вениамин Смехов, протоиерей Михаил Ардов, литературовед Петр Палиевский (через «а», а не «о», как в титре). Просто пришли и просто поговорили и поспорили. Сценарист мучился бы долгими днями, чтобы закрутить такой сюжет и расписать роли. А они пришли без ролей, но со своим «я» и со своим пониманием Булгакова. «Чтобы знали», — как когда-то он сказал о написанном, но еще не напечатанном романе. Вот это и есть настоящее телевидение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru