КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬ
Хороших фильмов всегда
не хватает на всех... актеров
Фестиваль “Сполохи” выбрал своих
героев
Полное определение “Сполохов” –
фестиваль телевизионного художественного кино.
А это значит, что в нем может участвовать не
только сериал, но и фильм любого метража. Таким
образом, 70-минутная “Кроткая” соревнуется с
“Убойной силой” или “Дальнобойщиками” по
законному праву, а не в порядке исключения. Как и
“Пятый угол”. Впрочем, “Наследницы” тоже не
вполне сериал, поскольку им не понадобилось
особенно много времени, чтобы разобраться в
родственных связях и имущественных притязаниях,
всего два часа (наверное, их уже пора называть
академическими для ТВ – по 52 минуты для каждой
ленты). “Обнаженная натура” тоже не
развернулась в длинное полотно, ограничилась
такими же двумя сериями. Серийность, особенно
многосерийность, спору нет, специфически
телевизионный показатель. И с ним в
архангельской фестивальной программе все
представительно, солидно.
Жюри отобрало для показа 12 произведений и нашло
лучших во всех номинациях – от главного приза до
приза “Золотой экран”.
А как обстояло дело с другими условиями? Жанры,
темы, кастинг, музыка, звук... Заявлено, между
прочим, телевизионное, но художественное кино. И
показывается программа в кинозале на киноэкране.
Кроме того, только ленивый еще не отметил, что
отечественные произведения успешно вытесняют,
даже почти вытеснили зарубежные аналоги. По
причине будто бы лучшего качества и близости к
жизни людей, сидящих у телевизоров. Одни
захватывают сходством, другие непохожестью.
Может, оно и так. Может, наша Мышь лучше Никиты. И
наши менты вкупе с дальнобойщиками превосходят
Джона Донсона. Это как на чей вкус.
Дело, однако, скорее всего в том, что раньше
отечественных сериалов в нужном для телеканалов
количестве просто не было. А теперь есть, причем
созданных на собственные средства или с
привлечением спонсоров самими каналами. В
результате появилась возможность сравнивать и
выбирать героев.
Что же касается жанров, то здесь новшеств пока не
заметно. Со всех трибун утверждается, что вам
надоели стрельба, погони и океаны зарубежной
крови, поэтому, вероятно, должны были перебить
подвиги убойщиков в Чечне и дорожные приключения
дальнобойщиков. С одной стороны. С другой –
добрые истории: про победительность настоящих
чувств (“Любовь.ru”) и обретение семьи, то есть
соскабливание с себя шелухи, наросшей под
влиянием чуждой нашему менталитету идеологии (“Next”).
Само собой, привлекают зрителей наши сыщики/следователи/судьи.
23 серии “Закона” и 10 часов “Сыщиков”
безусловно будут отмечены зрительским вниманием
и обеспечат неплохую жизнь каналам.
Многие признают особым свойством отечественных
сериалов участие в них кинозвезд. Если и стоит
вспомнить лишний раз Джорджа Клуни в “Скорой
помощи”, то просто так, для удовольствия, а на
самом деле утверждение правильное. “У них”
артисты более или менее четко закреплены за
экраном и эфиром, но вряд ли и наших минует в
конце концов такое распределение. Кино, конечно,
набирает силу, но пока фильмов на всех актеров
явно не хватает. А уж молодым артистам где и
добиться популярности, как не на телевидении?
Однако связь нашего ТВ и кино зиждется не только
на исполнителях. Есть и более прямые контакты:
телевидение подчас возвращает зрителям прежние
экранные сюжеты, образы, возникают какие-то
отголоски, напоминания. Вероятно, можно считать
уже давней картину Валерия Рубинчика
“Нелюбовь” (1991), но именно оттуда прямиком вышел
герой Станислава Любшина, им же и сыгранный в
“Обнаженной натуре”, только теперь он не
фотограф, а художник, и отношения у него не с
одной девушкой, а с двумя. Перекликается
“Обнаженная натура” и с современным, совсем
новым кинематографом. Во внеконкурсную
программу включен фильм Дениса Евстигнеева
“Займемся любовью”. Анонсируются обе картины
как истории поисков настоящей любви. Современные
молодые люди, дескать, ищут ее как умеют. На самом
деле так было всегда, начиная с незапамятных
времен – в жизни; сегодня – во всех видах всех
искусств. Не то постулируется раскованность, не
то отвергается ханжество, не то открываются
новые возможности кино, театра, телевидения,
литературы и балета.
Балет помянут не всуе. Из аннотации на фильм
“Кроткая”: “фантастическая версия рассказа Ф.Достоевского”,
“является синтезом драмы и балета”.
Фантастичность версии – в соединении времен (прошлого
и настоящего), а также яви и сновидений; синтез
драмы и балета. С ходу, легко вспоминаются по
крайней мере два примера – “Фантазия” Анатолия
Эфроса и “Кармен” Карлоса Сауры. Продюсер,
режиссер, композитор, исполнитель одной из ролей
картины – Евгений Ростовский. Ему жюри вручило
диплом “За поддержание и развитие традиций
экспериментального кино на телевидении”. Честно
говоря, “развитие” – это слишком. Но то, что
картина замечена и отмечена, – с этим спорить не
хочется.
Главный приз фестиваля “За лучший фильм”
получили “Дальнобойщики”. “За лучшую
режиссерскую работу” – Сергей Снежкин (“Убойная
сила-3”). Достойным приза “Золотой экран” – за
вклад в развитие отечественного телевизионного
кино – жюри признало продюсера Александра
Капицу.
С основными наградами фестиваля зрители могут
согласиться или не согласиться. Действительно
могут: все фильмы известны, просмотрены подчас не
по одному разу. В этом особенность “Сполохов”,
делающая форум не похожим ни на какой другой .
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|