КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Борис ПОКРОВСКИЙ
«Я жил в век Мейерхольда и Шостаковича»
Музей-квартира Всеволода Эмильевича
Мейерхольда очень дорожит не только тем, что она
музей, то есть учреждение научное, но и тем, что
она – квартира, то есть место, из которого не ушла
жизнь. Сюда редко-нередко приходят, как приходили
при Мастере. Сидят беседуют, спорят, пьют чай,
гостеприимно предложенный Марией Алексеевной
Мейерхольд-Валентей, потратившей не один год,
чтобы двери квартиры ее деда наконец-то
открылись для всех желающих там побывать.
Вот и на этот раз Мария Алексеевна собрала гостей
в честь Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, который
не раз бывал в доме в Брюсовом переулке.
Гостей собралось немало, но главным был Борис
Александрович Покровский – патриарх оперной
режиссуры, чье дерзко-классическое творчество
пользуется безусловным уважением всех, кто любит
музыку и готов принять новаторство.
– После того как меня назвали
патриархом, пришлось согласиться говорить. (Смеется.)
А говорить в общем-то трудно, вряд ли найдется
много людей, которые носят в сердце имена
Мейерхольда и Шостаковича. И об этом приходится
сожалеть.
А между тем эта самая мысль – нести в сердце
искусство учителя, хотя этот учитель может быть
по возрасту учеником, – эта мысль мне приходит
очень часто потому, что сейчас наступила эпоха
довольно темная. Мы можем, к счастью, публиковать
многое, чего не могли сделать раньше. Да,
опубликовать можем, но можем ли понять то, что
написал или что подумал Шостакович?
Так же мы не можем понять и Мейерхольда и
разобраться в том, о чем он мечтал, к чему
призывал и что хотел. Очень часто мы что-то ему
приписывали, но это зависело от уровня культуры,
в котором мы находились, да и сейчас находимся, к
сожалению. И собираемся, кажется, находиться в
будущем. Это уровень такой самоуверенной
культуры, когда мы забываем, что в нашей жизни
есть много недоступного.
Я сижу сейчас здесь, очень старый человек, вы даже
не представляете себе, какой я старый, и горжусь
тем, что я здесь. Почему? Да потому, что в этом доме
я встречался с Мейерхольдом. Я приходил к нему
мальчишкой, студентом ГИТИСа, и не один, а вместе
с некоторыми друзьями, которыми наша страна
может теперь гордиться.
Но все это было признаком времени, и времени,
которое я бы обозначил не как «советское время,
ах, какое плохое время!», а время необыкновенное,
трагическое время, ибо то, что случилось с
Мейерхольдом, – этим на всю жизнь заклеймил себя
великий русский народ. Это не то, что кто-то там
один виноват, кто приказал, кто указал, кто
настоял. А тут важно, кто сделал, кто свершил. Это
моя точка зрения.
И когда я говорю о Мейерхольде, я не могу оторвать
это имя от того времени, в котором мы все
существовали и в котором, не будучи дураками,
продолжаем существовать и сейчас. Потому что
очень глупо, неразумно было бы, если бы мы
перестали, не захотели существовать во времена
Шостаковича. Или во времена Мейерхольда.
Конечно, Мейерхольд – замечательный режиссер и,
конечно, Шостакович – замечательный композитор.
Это известно, об этом написано, это признано. Но
самое-то главное, что это необыкновенные
личности, необыкновенные люди. То есть люди, о
которых можно сказать: они – явления. Поэтому я
смело вышел сюда, чтобы сказать: да, я был здесь, у
Всеволода Эмильевича.
Да, за столом мы сидели, несколько человек, он с
нами говорил, он с нами шутил, а мы его захотели
разыграть. Он же сразу разгадал наш розыгрыш и
начал разыгрывать нас в отместку.
Для того чтобы попасть к нему, наш студент
Варпаховский предложил сделать подложное письмо
от имени Министерства культуры: дескать, мы,
группа провинциальных режиссеров, «просим
встречу с Мейерхольдом». «Вот тут уж он не
откажет», – сказал Варпаховский, человек очень
деятельный.
Мы действительно подали письмо Всеволоду
Эмильевичу. И он нас принял. И стоило ему нас
принять, как он сразу понял, что мы его
разыгрываем. И тогда мы ему сразу понравились.
Почему? Потому что мы пришли с ним не
разговаривать серьезно, а пришли на него
посмотреть.
Нельзя себе представить тот сложный спектакль,
который в конце концов организовался сам собой. Я
помню, автомобильная покрышка стояла в передней
и произвела на меня огромное впечатление, тем
более что я сравнительно недавно был у
Станиславского и там видел совсем другие
предметы, а здесь была покрышка и ждала ремонта.
Вы понимаете – эпоха! И розыгрыш его был
розыгрышем эпохи. Это розыгрыш миропонимания,
которое тогда существовало, которое тогда не
принималось как некий идеологический постулат, а
должно было восприниматься как единственно
правильное, единственно возможное человеческое
существование. В тех условиях!
Я вам рассказываю о Мейерхольде, но у меня в
голове, можете себе представить, Дмитрий
Дмитриевич Шостакович. Мне приходилось с ним
встречаться очень часто. Я ставил спектакль
«Нос», сидел рядом с ним или, вернее, он сидел
рядом со мной, потому что я-то хотел сидеть с ним,
а он-то считал нужным сесть со мной.
Хорошую музыку может слушать каждый, а вот
увидеть в исполняемом произведении событие,
одухотворенное человеческим сердцем, – это
другое – это особое свойство особых людей,
которые живут в особую эпоху. И Мейерхольд, и
Шостакович жили в эту особую эпоху. Это время не
политбюро, это время вот этих двух-трех десятков,
дай Бог пятидесяти русских людей, которые
заложили фундамент культуры на веки вечные. И эти
времена, эти веки вечные будут продолжаться
долго. И наша обязанность не только пользоваться
этими благами, но уметь их понимать и развивать.
Характер моего выступления скорее эмоциональный,
чем осмысленный. И эмоция моя заключается в том,
что я не могу признать наше время приличным. Моя
мама знала, что мне можно, а что нельзя. И самое
страшное, что она мне говорила: «Боречка, это же
неприлично!»
А сейчас время не очень приличное, потому что мы
не ощущаем величайшее духовное сокровище,
которое существовало, которое мы не должны
потерять.
И задача наша в том, чтобы мы это не только
почитали, но чтобы мы постарались это понять.
Ведь понять Шостаковича в общем-то не очень
просто. Если начинаешь его понимать очень
раздумчиво, все разваливается, и получается
ерунда. А если к нему подойти с открытым сердцем,
то оказывается, что он величайший духотворец.
Я уже говорил, что собирался поставить «Нос», и
когда Шостакович об этом узнал, он словно
преобразился в другого человека. Мудрая штука, вы
не думайте, что он просто чудак. Я потом записал,
как он мне доказывал, что этого ставить нельзя. Во-первых,
он «не сумел написать альтам партии. Это очень
трудно, и ни один альтист никогда в жизни не
сумеет это сыграть». Между тем в маленьком
оркестрике моего маленького театрика, который
только что открылся, уже был один альтист,
который сыграл то, что было написано
композитором. И другие сумели это сделать.
Потом Дмитрий Дмитриевич придумал историю с
партией балалайки, которую тоже никак нельзя
сыграть. Пришел балалаечник, он доказал, что
партия действительно написана неправильно и
неверно. Тогда встал наш первый скрипач, который
взял балалайку и сыграл то, что написано.
Дмитрий Дмитриевич очень смутился и стал
извиняться передо мной, что он мне морочил голову.
Но я-то знал, почему он морочил мне голову. Боялся,
что выйдет не так, как надо. Но я поставил «Нос»
потому, что меня поддержала э-по-ха. Это не пустые
слова: меня поддержал и Хренников, и вся команда
композиторов того времени. Поддержала
официально. Меня поддержали люди, которые не
очень понимали и в Гоголе, и в Шостаковиче.
Поддержали певцы, певицы, которым упорно
говорили, что петь эту музыку не надо потому, что
она плохо влияет на голос, но они в это не
поверили.
Почему? Потому что одухотворение мира, которое
чувствовалось в его музыке, сказывалось помимо
разговоров и помимо каких-то логических
доказательств. Такая же история и с Мейерхольдом.
Я думаю, что люди моего поколения, возможно,
помнят, что к нему на репетиции можно было прийти
спокойно, свободно. И даже открытые репетиции
бывали.
Он репетировал не для себя, не для актеров. Он
репетировал для тех, кто сидит в зрительном зале,
то есть для нас. Причем он репетировал грандиозно.
Он непременно должен был добиться, чтобы мы все
кричали: «Ах, это гениально, это потрясающе!» И
когда он этого добивался, он спокойно уходил. Но
если мы не кричали: «Ах-ах-ах, ох-ох-ох, это
гениально!», он тогда продолжал делать одну
мизансцену за другой, пока не добивался своей
цели.
И смотрите, какая мудрость! Однажды только он нас
остановил: один мой товарищ сказал: «Всеволод
Эмильевич!» (ну подхалим, мы все были подхалимы,
мы так воспитывались), он сказал: «Всеволод
Эмильевич! Это – гениально! Это – открытие! Это –
но-ва-тор-ство!» А мудрый Мейерхольд сказал: «Тсс!»
И тихо добавил: «Новатор только один. И он уже эту
нишу захватил. Это Станиславский». И еще сказал:
«А наше дело собрать, что осталось после него, с
умом собрать». И ушел.
Вы понимаете, что с нами произошло? Переворот
всего, чему нас учили в
ГИТИСе. А нас учили в ГИТИСе, что Мейерхольда надо
опасаться, не делать так, как он, не подражать ему,
потому что это формализм. Но если вы думаете, что
какой-нибудь учитель, который нам это говорил,
верил в это... Ни черта он не верил, он знал, что
Мейерхольд – гений. Никто не верил, но говорил. Ну
страна лжецов, гениальных лжецов. Была, есть, ну,
может быть, и будет. Но понимаете, это лжецы,
которые тем не менее что-то восприняли, потому
что жили в эпоху Мейерхольда и Шостаковича.
Я что говорю? О чем? О том, что мы должны знать, что
это огромная духовная драгоценность нашего
народа. Неоценимая и неописуемая.
Однажды мне Дмитрий Дмитриевич говорит:
– Вы там словечко вставили, у меня его нету, в
клавире не написано.
Я отвечаю:
– Дмитрий Дмитриевич, мы снимем его, это я так
просто, случайно.
– Что вы – «снимем»? Это самое лучшее, что
написано!
Я говорю:
– Кем же написано? Этого у вас нету.
– А у Гоголя?
– Да и у Гоголя нету.
– Бегу домой, – кричит он, – смотреть, у Гоголя
нет ли этого.
Бежит домой и мне звонит по телефону:
– Вы посмотрели?
– Посмотрел.
– Есть?
– Есть.
– Я вам говорил, что есть!
Вы понимаете, что талант, одухотворение и
познание момента у них, у этих особых людей,
предвосхищали их действия, их существование и их
работу, их труд в театре, их деятельность. Вот
этих людей мы должны чтить. Чтить не для того,
чтобы просто быть культурными людьми, ибо царит у
нас страшное бескультурье, конечно. Оно как бы
утверждается. Но в конце концов это пройдет, и
люди начнут понимать, что есть такие, как
Шостакович и Мейерхольд.
А между тем мы-то продолжаем жить и существовать.
И я хотел бы мое длинное и не очень расчетливое
выступление закончить тем, что поклонение их
натурам людским, и того и другого – а, конечно,
они не только двое были в той эпохе, – и есть та
эпоха, которой мы должны гордиться, которую мы
должны вспоминать и у которой мы должны учиться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|