Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗВОНОК НА ЭКЗАМЕН

Не итог, а первый шаг вперед

Общественный и личный интерес государственных испытаний

Экзамены на вырост

Слова профессора прозвучали как приговор: бросьте вы свою безумную затею. Не стоит обсуждать вопрос, нужно ли менять вступительные экзамены в вуз. Это вообще не про вас. Российским вузам нужны абитуриенты с хорошим объемом памяти. Все. Потому что вузы России сейчас далеки от школьных проблем. Вы хотите, чтобы на вступительных экзаменах в вуз ваши выпускники хвастались своей проектной работой и социальной практикой в той области человеческой культуры, которой они себя мечтают посвятить. Нет, не получится. Все здесь, в вузах, осталось, как у Райкина: забудьте все, чему учили вас в школе. Так что ключевые слова – хороший объем памяти. И ваш единый государственный экзамен тоже про эту память.
Профессор был очень уважаемый в педагогических кругах, и либерально, и консервативно настроенных. Но мысль о необходимости менять стратегию выпускных и вступительных экзаменов если не в этом, то в следующем учебном году была для меня такой очевидной, что с ней жалко было расставаться. Даже из уважения к профессору.

Сказка

В интересное время мы живем. Два игрока на поле: общество и государство. Общество людей как бы спрашивает созданное им же государство: государство, ты меня накормишь, обуешь, оденешь так, чтобы и сыт, и пьян, и нос в табаке? Ты меня защитишь, если что? Да, отвечает государство, ты же меня само выбрало, за меня голосовало. Мне, конечно, непросто. Но ведь ты мне доверяешь?
Доверяю, отвечает общество, немного подумав.
А раз ты мне доверяешь, то доверь мне и своих детей. Я уже не буду из них делать юных строителей коммунизма. Я из них другое буду делать.
И здесь в нашем сказочном диалоге наступает время для большого вопроса, суть которого выражена давно: кто кому принадлежит – государство человеку или человек государству?
Выпускник принадлежит государственному экзамену или экзамен принадлежит выпускнику, абитуриенту?

История

Когда-то, очень-очень давно, в самом начале своей политической карьеры, императрица Екатерина Великая собрала у себя представителей-депутатов всех сословий всей России, кроме крепостных крестьян, конечно, с великой целью создать такой свод законов, который всем был бы хорош для всех. И с расстройством обнаружила, что этого не получился никогда. Она даже испугалась, что депутаты ее “побьют каменьями” – и это при ее-то неограниченной монархии. Депутаты кучковались по сословиям, каждое сословие настаивало на своем, и ни о чем на заседаниях не удавалось договориться. Не выдержали депутаты такой либеральный государственный экзамен, который им устроила в формате проектной работы империи их обожаемая государыня. От проекта сделать все хорошо для всех пришлось отказаться. И не только в России, но и во Франции, Англии, да и в других государствах в XVIII веке происходило нечто похожее.

Вместе тесно, а врозь скучно

Государству непросто работать с обществом. Обществу сложно сотрудничать с государством. В России это положение еще отяжелено исторически сложившимся ведущим типом общественного сознания, когда государство и его чиновников надо обличать, указывать на них пальцем и справедливо гневаться: это они во всем виноваты, во всех бедах и страданиях общества, его униженных и оскорбленных! И время от времени с тоскливой периодичностью устраивать государственные перевороты или террористические акты с большим или меньшим количеством жертв.
Сотрудничать с государством и его чиновниками в России среди интеллигенции, а именно к ней относит себя учительство и соответственно вольно или невольно внушает это своим ученикам, было как-то непопулярно. Было приятно иметь образ врага в лице “дамы из Минпроса”. В драме взаимоотношений между обществом и государством дама всегда выступала на стороне государственных интересов, носителем которых, возможно, совершенно искренне считала себя, обложенную указами, инструкциями, приказами и методическими минпросовскими письмами.
Возможно, страх, скрытый гнев и разные другие неприятные чувства перед “проверяющими” был посеян в России еще в стародавние времена монгольского ига. Тогда они, проверяющие положение дел и одновременно сборщики дани в пользу Золотой Орды, появлялись незванно (а кто приглашает проверяющих сейчас? Сами идут аттестовывать школу, потому что время пришло: 5 лет минуло – как не было). И ими пугали маленьких детей: незваный гость хуже татарина...
В чем же интерес государства, когда оно каждый год с 1 июня устраивает экзаменационный предметный марафон на выживание? Допустим, интерес поддержать традицию. В какой школе лучше учат предметам – там будет больше золотых медалистов. Все?

Государственный интерес равен общественному интересу?

Интересно ли государству с помощью своих чиновников создать экзаменационное образовательное пространство, поле поддержки, взлетную дорожку с небом для взмывающего в самостоятельную жизнь ученика-личности? Чтобы вырулил, разбежался, взлетел, да и показал: а я еще вот так умею, и еще это, и другое, и пятое-десятое. Вот я какой! Вот мы какие! Смотрите, я сам это делаю. Я отвечаю за то, что я делаю. Я взрослый. Я вырос! Спросим и по-другому. Может ли предметное экзаменационное пространство, а попросту экзамены по предметам, работать на продвижение личности ученика? Может. Но с коэффициентом полезного действия паровоза. 95 процентов энергии уходит в гудок. Помню: у-у!
Может ли государство своим управленческим решением дать распоряжение школам принимать выпускные экзамены в форме защиты проектной работы, социальной практики, творческой работы и так далее вместо предметных экзаменов по билетам? Или вместе с предметными экзаменами по билетам? Может. Но опасается. Но не видит смысла. Но – когда-нибудь, в будущем. Много всяких других “но”. Для меня главное, пожалуй, что государство в России никогда не имело дел с личностью. Оно этих самых личностей побаивалось, и не без основания. Поэтому государственного опыта, давно и долго накопленного в сотрудничестве с личностью, у него на сегодняшний день нет. Но это не значит, что такого опыта и быть не может. Потому что общая тенденция все-таки такова, что общество людей становится все более личностно-ориентированным.
Попробуем встать на такую точку зрения, что настоящие государственные интересы – это есть выражение интересов общества. Тогда экзамены выпускные и вступительные могут раскручивать ребенка на поиск и находку с помощью экзаменов – проектных, социальных, предметных – себя и своего места в этом обществе, продвигать его. А государство может быть ему в этом продвижении помощник, а не контролер-ревизор. Вот такой может быть цель экзаменов выпускных и вступительных, которые все-таки надо менять. Если не в этом году, так в следующем.
Но как же хороший объем памяти? А это уже другой вопрос, хотя конечно же отлично, если он есть, этот объем.

Евгения СОКОЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru