ЗВОНОК НА ЭКЗАМЕН
Не итог, а первый шаг вперед
Общественный и личный интерес
государственных испытаний
Экзамены на вырост
Слова профессора прозвучали как приговор:
бросьте вы свою безумную затею. Не стоит
обсуждать вопрос, нужно ли менять вступительные
экзамены в вуз. Это вообще не про вас. Российским
вузам нужны абитуриенты с хорошим объемом
памяти. Все. Потому что вузы России сейчас далеки
от школьных проблем. Вы хотите, чтобы на
вступительных экзаменах в вуз ваши выпускники
хвастались своей проектной работой и социальной
практикой в той области человеческой культуры,
которой они себя мечтают посвятить. Нет, не
получится. Все здесь, в вузах, осталось, как у
Райкина: забудьте все, чему учили вас в школе. Так
что ключевые слова – хороший объем памяти. И ваш
единый государственный экзамен тоже про эту
память.
Профессор был очень уважаемый в педагогических
кругах, и либерально, и консервативно
настроенных. Но мысль о необходимости менять
стратегию выпускных и вступительных экзаменов
если не в этом, то в следующем учебном году была
для меня такой очевидной, что с ней жалко было
расставаться. Даже из уважения к профессору.
Сказка
В интересное время мы живем. Два игрока на поле:
общество и государство. Общество людей как бы
спрашивает созданное им же государство:
государство, ты меня накормишь, обуешь, оденешь
так, чтобы и сыт, и пьян, и нос в табаке? Ты меня
защитишь, если что? Да, отвечает государство, ты
же меня само выбрало, за меня голосовало. Мне,
конечно, непросто. Но ведь ты мне доверяешь?
Доверяю, отвечает общество, немного подумав.
А раз ты мне доверяешь, то доверь мне и своих
детей. Я уже не буду из них делать юных строителей
коммунизма. Я из них другое буду делать.
И здесь в нашем сказочном диалоге наступает
время для большого вопроса, суть которого
выражена давно: кто кому принадлежит –
государство человеку или человек государству?
Выпускник принадлежит государственному
экзамену или экзамен принадлежит выпускнику,
абитуриенту?
История
Когда-то, очень-очень давно, в самом начале своей
политической карьеры, императрица Екатерина
Великая собрала у себя представителей-депутатов
всех сословий всей России, кроме крепостных
крестьян, конечно, с великой целью создать такой
свод законов, который всем был бы хорош для всех.
И с расстройством обнаружила, что этого не
получился никогда. Она даже испугалась, что
депутаты ее “побьют каменьями” – и это при ее-то
неограниченной монархии. Депутаты кучковались
по сословиям, каждое сословие настаивало на
своем, и ни о чем на заседаниях не удавалось
договориться. Не выдержали депутаты такой
либеральный государственный экзамен, который им
устроила в формате проектной работы империи их
обожаемая государыня. От проекта сделать все
хорошо для всех пришлось отказаться. И не только
в России, но и во Франции, Англии, да и в других
государствах в XVIII веке происходило нечто
похожее.
Вместе тесно, а врозь скучно
Государству непросто работать с обществом.
Обществу сложно сотрудничать с государством. В
России это положение еще отяжелено исторически
сложившимся ведущим типом общественного
сознания, когда государство и его чиновников
надо обличать, указывать на них пальцем и
справедливо гневаться: это они во всем виноваты,
во всех бедах и страданиях общества, его
униженных и оскорбленных! И время от времени с
тоскливой периодичностью устраивать
государственные перевороты или
террористические акты с большим или меньшим
количеством жертв.
Сотрудничать с государством и его чиновниками в
России среди интеллигенции, а именно к ней
относит себя учительство и соответственно
вольно или невольно внушает это своим ученикам,
было как-то непопулярно. Было приятно иметь образ
врага в лице “дамы из Минпроса”. В драме
взаимоотношений между обществом и государством
дама всегда выступала на стороне
государственных интересов, носителем которых,
возможно, совершенно искренне считала себя,
обложенную указами, инструкциями, приказами и
методическими минпросовскими письмами.
Возможно, страх, скрытый гнев и разные другие
неприятные чувства перед “проверяющими” был
посеян в России еще в стародавние времена
монгольского ига. Тогда они, проверяющие
положение дел и одновременно сборщики дани в
пользу Золотой Орды, появлялись незванно (а кто
приглашает проверяющих сейчас? Сами идут
аттестовывать школу, потому что время пришло: 5
лет минуло – как не было). И ими пугали маленьких
детей: незваный гость хуже татарина...
В чем же интерес государства, когда оно каждый
год с 1 июня устраивает экзаменационный
предметный марафон на выживание? Допустим,
интерес поддержать традицию. В какой школе лучше
учат предметам – там будет больше золотых
медалистов. Все?
Государственный интерес равен
общественному интересу?
Интересно ли государству с помощью своих
чиновников создать экзаменационное
образовательное пространство, поле поддержки,
взлетную дорожку с небом для взмывающего в
самостоятельную жизнь ученика-личности? Чтобы
вырулил, разбежался, взлетел, да и показал: а я еще
вот так умею, и еще это, и другое, и пятое-десятое.
Вот я какой! Вот мы какие! Смотрите, я сам это
делаю. Я отвечаю за то, что я делаю. Я взрослый. Я
вырос! Спросим и по-другому. Может ли предметное
экзаменационное пространство, а попросту
экзамены по предметам, работать на продвижение
личности ученика? Может. Но с коэффициентом
полезного действия паровоза. 95 процентов энергии
уходит в гудок. Помню: у-у!
Может ли государство своим управленческим
решением дать распоряжение школам принимать
выпускные экзамены в форме защиты проектной
работы, социальной практики, творческой работы и
так далее вместо предметных экзаменов по
билетам? Или вместе с предметными экзаменами по
билетам? Может. Но опасается. Но не видит смысла.
Но – когда-нибудь, в будущем. Много всяких других
“но”. Для меня главное, пожалуй, что государство
в России никогда не имело дел с личностью. Оно
этих самых личностей побаивалось, и не без
основания. Поэтому государственного опыта, давно
и долго накопленного в сотрудничестве с
личностью, у него на сегодняшний день нет. Но это
не значит, что такого опыта и быть не может.
Потому что общая тенденция все-таки такова, что
общество людей становится все более
личностно-ориентированным.
Попробуем встать на такую точку зрения, что
настоящие государственные интересы – это есть
выражение интересов общества. Тогда экзамены
выпускные и вступительные могут раскручивать
ребенка на поиск и находку с помощью экзаменов –
проектных, социальных, предметных – себя и
своего места в этом обществе, продвигать его. А
государство может быть ему в этом продвижении
помощник, а не контролер-ревизор. Вот такой может
быть цель экзаменов выпускных и вступительных,
которые все-таки надо менять. Если не в этом году,
так в следующем.
Но как же хороший объем памяти? А это уже другой
вопрос, хотя конечно же отлично, если он есть,
этот объем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|