КРУГИ ИСТОРИИ
Школу пытаются повязать...красным
галстуком
Во многих регионах власти требуют,
чтобы школы отпраздновали “день пионерии”. Без
всяких официальных приказов, но в обязательном
порядке
...Обычно 19 мая мы собирали сухие ветки и
дрова, делали из земли звезду, обкладывая ее
белыми силикатными кирпичами. В семь часов
вечера все село сходилось к школе, директор
произносил речь, а пионерский актив показывал то,
что называлось «монтаж» – подбор стихов
советских поэтов 20–30-х годов про героическую
борьбу пролетариата и трудового крестьянства
против белогвардейцев.
Гвозди бы делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей!
Проникновенно читали члены совета
дружины, с украинским акцентом, длинным и мягким
«г», а потом долго пели революционные песни,
начиная с «Шел отряд по берегу» и заканчивая
почему-то «Ты ж мене пидманула…» А в это время
вовсю полыхал огромный костер. Ученики начальной
школы, которые редко допускались к участию в
серьезной школьной жизни, счастливо носились у
самого пламени, навсегда запоминая, что 19 мая,
День пионерской организации, – это костер, стихи
и песни, возможность приобщиться к чему-то очень
серьезному и по-настоящему взрослому. Иначе
зачем разводить костер и собирать всю школу и все
село для таинственного вечернего бдения?
А поскольку был уже май, счастливое время, когда и
сирень цветет вовсю, и экзамены еще не начались, а
учебный год уже почти закончился, то и серьезные
старшеклассники с радостью приходили на
пионерский костер, чтобы, как стемнеет, разойтись
по парочкам или небольшими компаниями, кто на
берег реки, кто в посадку за селом – уже совсем не
по пионерским делам…
И это был самый любимый праздник школьной жизни:
было даже странно, что учителя могли согласиться
на такое – костер и вечернее гулянье…
Кончилась советская власть, с нею закончились и
пионерские праздники.
В школе исчезли октябрята, пионеры и комсомольцы.
А воспитательная работа пришла в упадок. И
поскольку всем хочется найти простые причины
возникновения проблем и простые же рецепты
перемен, то власть активно поддерживает миф о
том, что воспитательная работа в школе,
проведение мероприятий и усиление контроля за
детьми – это и есть возвращение государства в
сферу образования. Чтобы все было как раньше –
этот устойчивый предрассудок определяет сегодня
отношение местной власти к школе.
При этом как нельзя кстати 80-летие пионерской
организации.
Оживление предрассудков
И вот наступает 19 мая 2002 года.
Из разных регионов приходят разные сведения о
том, как готовятся к 80-летней годовщине. В больших
городах планируются просто-таки гигантские
мероприятия. Схема примерно такая.
Из роно звонят в школу:
– Обеспечьте 100 (или 200, или 400) учеников для
открытия праздничной спартакиады (или шествия,
или смотра строя и песни, или митинга), раздайте
им малиновые (зеленые, синие, красные) флажки,
получите сценарий мероприятия.
Директор соответственно спрашивает:
– А где приказ на это мероприятие и как мы
обеспечим безопасность и порядок?
– Приказа не будет, это просьба администрации.
– А если что-то случится?
Особенно удивительными выглядят мероприятия
«а-ля пионер» в южных регионах страны. Там
опасность террористических акций чрезвычайно
высока, но стремление вернуть детей в
административно-пионерское прошлое – еще
сильнее. Показушные мероприятия планируются
несмотря на то, что никакой смысловой нагрузки
для учеников вся эта бутафория не несет, а уж о
соблюдении мер безопасности в полном объеме
образовательные власти позаботиться не могут по
определению.
Учителя не в состоянии объяснить детям, зачем им
нужно тащиться на это мероприятие. Директора не в
состоянии объяснить учителям, почему они должны
в субботу или воскресенье выходить на работу, да
еще на такую странную. Дети толком не могут
втолковать родителям, куда и зачем их вызывают.
Родители обрывают телефоны школы с возмущением:
почему надо рисковать детьми ради никому не
нужной и непонятной «Вахты памяти»?
До сегодняшнего дня пустая болтовня о
восстановлении воспитательной функции школы
носила все-таки нейтральный характер – ну
неймется ветеранам формирования гармонически
развитой личности, хочется тряхнуть стариной и
провести пару-тройку смотров строя и песни –
затея, в общем, невинная.
Но после того как раз за разом дети становятся
жертвами взрывов, после того как взрослые
демонстрируют свою полную неспособность
защитить детство, любая попытка использовать
детей для демонстрации преданности идеалам
прошлого уже превращается в угрозу.
Тем более что ни один орган управления
официального распоряжения на проведение такого
мероприятия отдавать не хочет. И школа попадает в
глупейшее положение: ни один разумный директор
после событий в Дагестане не пошлет детей на
массовое мероприятие. И ни один начальник не
хочет воспротивиться вышестоящим органам, чтобы
защитить школу от покушения.
19 мая неожиданно стало для школы испытанием: с
одной стороны, власть всячески пытается
продемонстрировать свое стремление повернуть
школу к пионерскому прошлому. И лучший способ
такой демонстрации в понимании власти –
широкомасштабные мероприятия, на которые
приедут губернатор и вся его свита, и после того
как командующий парадом скомандует: «Смирно!»,
власть провозгласит нечто вроде: «Я другой такой
страны не знаю…» После этого командующий
детским парадом скомандует: «Вольно!» – и дети
пройдут маршем под трибунами.
И все это будет олицетворять приход государства
в образование и заботу о воспитании
подрастающего поколения.
А после начнется разбор полетов, и тех
директоров, которые не обеспечили явку своих
учеников на мероприятие, посвященное 80-летию
пионерии, накажут по всей строгости.
Как сказал один губернатор на селекторном
совещании, правда по другому поводу: «А
директоров школ мы будем снимать без суда и
следствия…»
А в это же время...
Недавно прошла специальная сессия
Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детства,
на ней выступала вице-премьер Валентина
Матвиенко, и там была принята специальная
декларация о положении детей. Декларация очень
тревожная. Угроза детству носит глобальный
характер. Теперь уже речь идет не просто о
конфликте отцов и детей, а о том, что взрослый мир
своими «достижениями» может погубить детский
мир.
И примерно в это же время российский президент
благостно пил чай с одаренными детьми и обещал
им, что у них не будет проблемы с армией в случае
введения 12-летки.
Похоже, что, отчаявшись всерьез разобраться в
проблематике образования, власть решила
действовать старым дедовским способом – больше
парадных мероприятий!
Боюсь, что такое оживление предрассудков
спровоцирует и возврат к принципам того
общества, от которого мы так стремимся уйти.
…В одном сибирском городе решили организовать
детское движение. А поскольку в городе чтят имя
известного детского писателя, то решили назвать
проект «Гайдаровцы». Руководство проект не
пропустило, указав на то, что создавать в городе
детское отделение СПС нецелесообразно.
На мой взгляд, это очень типично: в голове у
власти все, что касается детства, перепуталось
окончательно.
А общество безучастно.
Детство остается пока государственной
собственностью. А государству нужны пионеры в
колоннах по четыре и в форме, чтобы глаз радовали
и были готовы к борьбе за дело…
…Гвозди бы делать из этих людей. А не власть над
детьми давать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|