ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N13
СЮЖЕТЫ
Дворянский дом
Российский городской истеблишмент был
в некотором роде обделенной частью населения.
Чиновный народ общался друг с другом в
присутствии. Мастеровой – в кабаках. Жизнь
интеллигенции вращалась вокруг всяческих
образовательно-культурных учреждений –
гимназий, училищ, музеев и библиотек. А вот
городской знати некуда было податься.
Конечно, в высокопоставленных семьях то и дело
давали балы. Но это – вещь частная, к кому-нибудь
пойдешь на бал, к кому-нибудь и нет. Зависело от
личных отношений. Нужен был центр общественный,
доступный всем.
Для этого и строились в российских городах
дворянские собрания, поскольку истеблишмент
практически полностью относился именно к этому
первейшему сословию.
До начала девятнадцатого века рязанское
дворянство не имело своей специальной
резиденции. Встречи и заседания обычно проходили
в так называемом “редутном доме”. Впрочем, в
основном они сводились к маскарадам и иным
увеселениям. За право посещать эти мероприятия
дворянам приходилось платить деньги, и немалые –
годовой абонемент для мужчин стоил 12 рублей, для
женщин – в два раза дешевле. Разовое посещение
оценивалось в 50 копеек. Посещение буфета в эти
суммы не входило.
Этажом ниже размещался “пансионный дом”. Здесь
отпрыски дворянского сословия осваивали языки,
науки, фехтование, а также рисование и танцы (их
за неимением иной кандидатуры преподавал
механик Павел Борзантий). Затем на месте
пансионного открылся дом сиротский. Там из
расчета три копейки в день на человека
содержались три десятка обделенных судьбою
рязанских ребят. На эти деньги им
предоставлялись хлеб на завтрак, щи и каша с
мясом днем и вечером, квас целый день в
неограниченном количестве, а также униформа
(серый низ, зеленый верх) и тюфяки для сна, набитые
соломой. Вместо бани – купание в Трубеже, и то
только летом. В результате – эпидемии чесотки.
* * *
Естественно, подобное соседство не было
приятным городской аристократии. И в 1812 году в
Рязани в стиле модного в то время классицизма
было выстроено специальное Дворянское собрание.
Место выбрали самое престижное – в начале
Астраханской улицы, одной из самых главных и
центральных.
В скором времени Дворянское собрание сделалось
одним из основных культурных центров города
Рязани. Именно здесь выступали с гастролями
заезжие знаменитости – Шаляпин, Собинов,
Нежданова, а также заграничные певцы и музыканты.
Здесь же проходили всякие торжественные акты. К
примеру, парадный обед в честь восьмисотлетия
города. Судя по отчету о мероприятии, оно прошло в
неповторимой атмосфере этакого провинциального
уюта: “Обед был сервирован в большом зале и
частию, за недостатком места, в столовой
благородного собрания. Всех обедающих было до 200
лиц. Присутствовали оба епископа: преосвященные
Иустин и Полиевкт, все прибывшие к юбилею
немногие почетные гости, губернские власти,
почти все гласные думы и многие граждане;
участвовали также в качестве гостей и волостные
старшины. Обед, как и быть следует, прошел
оживленно и весело… Приятно было видеть за общим
торжеством представителей крестьян-пахарей.
Старшины прибыли к юбилею доброй волей и, видимо,
душевно радовались почетному участию в
празднествах; из них некоторые, недостаточные в
средствах, получили прогоны от Городского
Управления всего в размере 110 рублей. Обед
окончился к 11 часам ночи”.
Пили за здоровье государя императора (конечно,
первый тост), за долголетие Рязани, за Архивную
комиссию и за другие, не менее приятные вещи.
Затем в том же собрании прошел
литературно-музыкальный вечер. Он удостоился
подробного отчета в “Новом времени”: “Зал
Дворянского Собрания битком набит публикою.
Везде белеются веночки и мундирчики молодежи.
Везде молодые радостные лица, музыкальные
исполнители – солисты – все учащиеся. Хоры все
также из воспитанников. Обратите внимание: ведь
целых пять хоров! Две гимназии, две семинарии и
женское Епархиальное училище, каждое выставили
по хору. Да ведь как поют, что за художественное
исполнение, один хор лучше другого!
– Да, в 60-х и 70-х годах не было ничего подобного.
Даже в петербургских гимназиях совсем не учили
петь.
– Я в себя не могу прийти, – волновался один
турист. – Это какая-то Германия! Там в любом
городе несколько певческих обществ под разными
названиями… Ведь тут то же самое, а подрастет эта
молодежь, будет еще больше хоров. Она не оставит
пения, которым увлекается так теперь…”
Особенно всех поразило пение ученика второго
класса прогимназии Мочалова, правнука
знаменитого московского актера. Он читал
стихотворение “Святой Василий Рязанский”.
А по окончании – танцы. “Молодежь плясала почти
до часа ночи, имея в своем распоряжении фрукты,
виноград и прохладительные напитки”, –
вспоминал очевидец.
* * *
Здесь же общественность Рязани
собиралась для того, чтоб совершенно бескорыстно
устраивать различные полезные новинки. А таких
было немало. К примеру, Рязанское общество
устройства народных развлечений радело об
открытии в городе сети чайных и даже
организовало особенный чайный отдел. В проекте
рассматривалось все до мельчайших подробностей.
К примеру, таких: “Каждая чайная должна состоять:
а) из буфета, в котором, кроме куба с кипятком,
должно находиться необходимое количество
чайников, чашек, стаканов, ложечек,
полоскательных чашек, приспособлений для
хранения чая, сахара, хлеба, скатертей и салфеток;
б) из комнаты со стойками и мебелью и столом с
периодическими изданиями для чтения; в) читальни,
в коей, кроме помещения для книг, должны быть
столы и стулья…
Чайная открывается с 7 часов утра до 10 часов
вечера или в часы, которые Комитет найдет
удобным…
Посещать чайную могут лица обоего пола, дети
менее 15 лет допускаются при родственниках…
Заведующий должен обходиться с посетителями
ласково и вежливо, не допускать ссор и
ругательств…
Лиц, кои позволяют себе неуместные выходки,
затевают ссоры, заведующий должен уговаривать
терпеливо; если же уговор не подействует, то он
просит их удалиться из чайной и может таких лиц
лишать права посещать чайную в течение
известного срока…
Чтение газет и периодических журналов
допускается в чайной бесплатно…
В чайной допускается игра в шашки и шахматы,
других же игр никаких не допускается”.
В наши дни подобная инструкция воспринимается (в
первую очередь из-за очевидности большинства
пунктов) как провинциальный курьез. Однако же
столетие назад чайные для России были делом
новым, и обкатка его требовала именно таких
подробных разъяснений (по которым, видимо, велись
дебаты, и нешуточные).
* * *
Дворянское собрание сыграло основную
роль в установлении советской власти в городе
Рязани. Именно здесь 26 октября 1917 года большевики
официально заявили о своей победе. Сразу же был
сформирован военно-революционный комитет,
который захватил банк, почту, телеграф, тюрьму
(были освобождены политические заключенные).
После этого события называть дом Дворянским
собранием было как-то неловко. Он сделался
безымянным, зато главный зал получил в
соответствии с временем новое имя – Красный зал.
Как ни странно, в остальном жизнь здания
практически не изменилась. Если не считать того,
что публика сюда стала ходить значительно проще,
а выступали перед нею Луначарский, Крупская,
Калинин и прочие герои-победители.
Зато здесь все также проходили музыкальные
концерты. Например, в 1925 году тут выступал
рязанский уроженец певец Григорий Пирогов. Он
был во фраке, в лакированных ботинках, с бабочкой
– как будто и не было тут никакой смены власти.
Другой музыкант, Сергей Коротков, вспоминал о
начале того выступления: “Перед началом
концерта конферансье объявил: “Выступает наш
рязанский бас Григорий Пирогов”. Григорий вышел,
широко улыбаясь, и сказал: “Бас-то я, конечно,
рязанский, но известен по всей Европе”. На что
зал ответил бурными аплодисментами”.
Пожалуй, это было одно из немногих веяний нового
времени – до революции басы были немножечко
скромнее. Правда, зрители и раньше откликались на
подобный юмор если и не бурными, то
снисходительными хлопками.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|