Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N13
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о Рязани

Те, кто не бывал в Рязани, думают, что город этот несерьезный, прибауточный какой-то. Всем, за редким исключением, известна присказка-страшилка: “А в Рязани грибы с глазами, их берут – они орут, их едят – они глядят”. А для многих наших соотечественников этот стишок – первое в жизни потрясение. Дети в слезах отказывались есть вкуснейшие грибные блюда и возмущались вероломством собственных родителей – грибы, оказывается, живые.
Более-менее знакомые с историей России слышали, возможно, о старинном женском головном уборе – так называемой рязанской рогатой кичке. Кичка была одним из символов супружеской преданности: ведь женщина не имела права показывать волосы никому, кроме мужа. Отсюда и своеобразная, некогда известная по всей России клятва в верности: “Рязанские рога не сброшу никогда”.
А самый известный рязанец – конечно, “поэт-деревенщик” Есенин.
Но это не больше чем штампы. Грибами с глазами все реже стращают детей. Рогатую кичку носят только
на фольклорных представлениях. Да и Есенин, во-первых, никакой не “поэт-деревенщик” (это, в свою очередь, очередной легкомысленный штамп), а во-вторых, никакой не рязанец – он родился в селе Константинове, учился в Спас-Клепиках, а затем перебрался в столицы.
Современная Рязань – город цивилизованный, приветливый, не деревенский, не хулиганский и не дорогой (что в наши дни весьма существенно). А до революции он вообще считался одним из самых образованных губернских городов России. Так что, говоря об истории Рязани, никуда не деться
от ее гимназий, музеев, литературных салонов и библиотек.


КНИГИ 

ИЗа синей птицей в облака

Рязань: “Узорочье”, 1995

“Наш земляк Яков Петрович Полонский известен читателям как тонкий, задушевный, искренний лирик. Но был он и незаурядным художником, страстным поклонником изобразительного искусства. Если в то время для одних рисование было случайным домашним занятием, то для Полонского – постоянной творческой устремленностью, а иногда и второй профессией. Он оформлял собственные книги, участвовал в художественных выставках. Его рукописи, записные книжки заполнены многочисленными рисунками. Поэт и художник соединились в душе Полонского.
Рисовал он, как и писал, с детских лет, начиная с Рязанской 1-й мужской гимназии, где он получил навыки рисования у К.И.Босса, который сам ничего не рисовал, но у него был порядочный глазомер. Это был педантичный, угрюмый учитель. Он сначала обучал гимназистов владеть циркулем, чертить круги и решетки, потом давал срисовывать очертания голов, рук, ног. Гимназисты боялись его как черта, под страхом трепки старались делать хорошие копии с литографических голов черным итальянским карандашом, купленным в его же домашней лавочке”.
Эта книга – сборник очерков разных авторов о разных же художниках и скульпторах Рязани. Очерки разные по качеству, однако в общем книга любопытная.

Станислав Якушевский. О том, что помню

Рязань: “Поверенный”, 1999

“Город выглядел райцентром. Ни одной асфальтированной улицы не помню. Вымощены были они булыжником, и то в центре и узкой полоской для транспорта в одну сторону. Так что между тротуаром и проезжей частью оставалась грунтовая полоса. Грязи хватало. Постройки в центре в основном двухэтажные: первый этаж кирпичный, второй – деревянный. Резьба на наличниках – на двух-трех домах, и та элементарная, не то что в Томске. Такую резьбу, как в Томске, я больше не видал нигде. Это – настоящее волшебство… Было в Рязани немало церквей. Уже при мне (после 1950 года) несколько снесли. Зачем? Не знаю. Поскольку церкви эти стояли в основном на перекрестках улиц, то их заменили клумбами с цветами. В последние годы кое-где, правда, восстановили. Как приятно, когда в религиозные праздники с самой крупной колокольни, относящейся к самому крупному в Рязани Успенскому собору, входящей в ансамбль Рязанского кремля, доносится мелодичный колокольный звон! А ведь, судя по старым фотографиям, сколько было в Рязани церквей!”
Воспоминания художника С.Якушевского относятся не только к Рязани, но и ко множеству других российских городов, в которых ему довелось бывать. Тем не менее заметки о рязанской жизни составляют немалую долю его мемуаров.

Кочетова Н.С., Пронина Л.А. Из жизни Салтыкова-Щедрина

Рязань: Бюро рекламы “Мила”, 2001

“В первый приезд в Рязань М.Е.Салтыков-Щедрин жил в доме № 20 по улице Астраханской… Архивные документы позволили установить тесную связь истории дома, где жил М.Е.Салтыков-Щедрин, с историей возникновения в Рязани первой библиотеки. Поэтому не случайно коллектив Рязанской областной библиотеки обратился к администрации города и области с просьбой о передаче этого здания библиотеке. В 1990 году такое решение было принято… “Дом Салтыкова-Щедрина” – памятник истории общественной мысли 60-х годов прошлого столетия. Здесь бывали писательницы Хвощинские, географ А.А.Семенов (Тян-Шанский), член губернского Комитета от правительства А.И.Кошелев, И.С.Аксаков и другие.
Мемуарная литература раскрывает нам жизнь дома, где обсуждались вопросы делопроизводства, подготовки крестьянской реформы, распространения грамотности”.
Книга двух исследовательниц жизни писателя М.Салтыкова-Щедрина, несмотря на свое общее (в географическом смысле) название, посвящена в первую очередь связи Михаила Евграфовича с городом Рязанью. При этом авторы не ограничиваются сугубо девятнадцатым столетием, а доводят историю некоторых памятников до более близких нам эпох.



МНЕНИЯ 

“Город Переяславль-Рязанский деревянный, обмазанный глиной, а вокруг посадов частокол; город стоит на земляном валу над рекою, над рубежом. Река Ока протекает по лугам в версте от города. Город расположен на горней стороне, в нем есть каменные храмы. Здесь живет архиепископ”.

Федот Котов, купец, 1623 год

«Следя за “голосами из Рязани”, я с удовольствием вижу, что город этот решительными и быстрыми шагами изготовляется к совершенству. Там процветает женская гимназия; там открыты воскресные классы и публичная библиотека… там имеет быть выстроен, стараниями откупщика, каменный театр, и носятся даже слухи об устройстве водопровода.
Отдыхая сердцем на этих утешительных известиях, я живо представляю себе и обывателей города Рязани, спешащих принесть свою лепту на общественное устройство, и душку-откупщика, устремляющегося выстроить не питейный дом, как бывало прежде, а храм искусств, в котором будут приноситься посильные жертвы Талии и Мельпомене!.. И я невольным образом восклицаю: “Ах! Если бы можно было умереть в Рязани!”»

Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, 1861 год

“Рязань – столица княжества, некогда тягавшегося с Москвой. Здесь… остатки вековой старины, остатки былого искусства. Сводчатые палаты князя Олега, типично русские, с небольшими оконцами в нарядных наличниках, устремленная ввысь барочная церковь-собор с белыми жгутами-колоннами около углов – таковы остатки старого княжьего двора в Рязани, городе, где наслаивались архитектурные пласты, лучшие выразители прошедших времен. Сейчас в Рязани все бедно и уныло – но чувствуется, в умелых руках может быть воссоздана картина старого города, чувствуется, что найдутся в нем здания большой художественной выразительности; верно, еще могут быть восстановлены интерьеры барских и купеческих домов начала прошлого века, с их характерной лепниной, росписями, разрисованными кафелями печей. На окраинах, в пригородах и слободах найдутся деревянные домики, усвоившие в своей курьезной и милой архитектуре приемы строительства ампира и псевдоготики, домики с крылечками, портиками, фронтонами, цветными стеклами в стрельчатых переплетах рам, подобные тем, что доживают свой век в уездных городах – Зарайске и Арзамасе. А в классических церквах и более древних старорусских храмах под слоем почернелой олифы и вшивой коросты всплывут еще иконы безымянных творцов древнерусской живописи наряду со своеобразными пересказами итальянской религиозной живописи в работах мастеров XVIII – XIX веков, среди которых, верно, имеются выученики Арзамасской школы Ступина, школы, где учились крепостные мальчики окрестных помещиков, впоследствии ставшие исполнителями художественных замыслов в глухих уголках русской провинции”.

Алексей Греч, краевед, 1932 год


ЛЕТОПИСЬ 

 

1095 – основан город Переяславль-Рязанский.
1521 – Переяславль Рязанский, к тому времени ставший столицей Рязанского княжества, присоединяется к Московскому государству.
1699 – окончено строительство Успенского собора.
1708 – Переяславль-Рязанский входит в состав Московской губернии.
1778 – Переяславль-Рязанский переименован в Рязань.
1787 – открывается рязанский театр.
1796 – образована Рязанская губерния.
1801 – учреждена губернская типография.
1804 – открывается Рязанская гимназия.
1838 – вышел в свет первый номер газеты “Рязанские губернские ведомости”.
1929 – Рязань входит в состав Московской области.
1937 – Рязань становится столицей Рязанской области.
1958 – город награжден орденом Ленина.
1961 – построено новое здание Драматического театра.


МУЗЕИ 

Историко-архитектурный музей-заповедник

Кремль

Историко-архитектурный музей-заповедникГлавный рязанский музей – разумеется, кремль, он же историко-архитектурный музей-заповедник. Найти кремль не просто. Нужно идти по Соборной улице, затем пересечь Соборную же площадь, пройти мимо Успенского собора, справа увидеть ворота, узнать от встречных людей, что это никакой не кремль, а Спасский монастырь, побродить мимо палат со странными названиями (“гостиница знати”, “гостиница черни”), выйти, еще немного побродить и порасспрашивать встречных людей и лишь спустя минут пятнадцать вдруг понять, что все это – и монастырь, и чудные гостиницы, и Успенский собор – и есть Рязанский кремль. Территория его обширная и неопределенная. Здесь явно ощущается нужда в приметных и толковых указателях.
Еще один из недостатков музея – странный график работы его экспозиций. Официальный выходной – традиционный понедельник. Но этого работникам музея явно не хватает, а потому у каждой экспозиции (их тут много) есть еще один какой-нибудь выходной день. В результате осмотреть все сразу можно только по субботам и по воскресеньям. Или придется возвращаться и досматривать “Этнографию Рязанского края” или “Природу Рязанской области”. Кстати, именно “природа” – самая, пожалуй, яркая из экспозиций. По крайней мере самая занятная.
Она расположена в здании Консисторского корпуса (что уже интересно). Посетителей встречает мамонт (для подобных помещений персонаж довольно неожиданный). Точнее говоря, его скелет. Еще точнее – скелет нескольких мамонтов. Во всяком случае, табличка извещает: “Скелет собран из костей, найденных в разных районах Рязанской области”.
Так что ископаемый – хотя и составной, но свой, рязанский.
Другие пять залов музея располагаются на втором этаже. Здесь можно, например, увидеть заспиртованных тритонов, стерлядь (которую когда-то употребляли консисторцы в постный день в виде ухи), прочую живность. Притом создатели музея потрудились организовать из чучел этакие театрализованные сценки. Заяц бежит среди стволов деревьев (при этом передние лапы, естественно, сзади, а задние – спереди; весьма смешная фаза заячьего бега), выдра снабжена какой-то воблиной, лось изготовился бодаться, да и кабан смотрит на посетителей как-то недобро.
– У него и характер страшный, и на вид какой-то бармалей, – поясняют смотрительницы.
Словом, в музее познавательно, занятно и радушно. Главное – его найти.
КСТАТИ, год основания Рязани исчисляется именно по году основания Рязанского кремля – 1095-й.

Музей воздушно-десантных войск

Улица Каляева, 20

Музей воздушно-десантных войскЭкспозиция музея уникальна. Больше никаких музеев, посвященных этому роду войск, в России нет. Здесь же его появление вполне закономерно: музей находится при знаменитом Рязанском десантном училище (правда, на волне новых переименований почему-то ставшем институтом). Но музей при этом – не дежурная “ведомственная” экспозиция. Хотя бы потому, что занимает он огромное пространство – 11 залов общей площадью более 2000 квадратных метров.
Правда, для одиночных посетителей музей открыт всего лишь раз в неделю – по субботам. Но это почти неизбежные издержки того, что он – учреждение некоммерческое, с бесплатным входом.
Впрочем, группы принимают в любой день, но, разумеется, по предварительной договоренности.
“Введение в тему” происходит еще на подходе к первому залу. Он называется “Создание Вооруженных сил РСФСР. Зарождение парашютизма”. Поначалу оба направления развиваются самостоятельно. С одной стороны зала – книжка красноармейца, чудом сохранившийся сухарь из красноармейского рациона и другие экспонаты, относящиеся к формированию советских Вооруженных сил.
С другой стороны – парашют Котельникова, дореволюционная афиша, извещающая о “прощальном бенефисе артиста Глеба Евгеньевича Глебова-Котельникова” (изобретатель парашюта промышлял в начале своей жизни лицедейством), то есть экспонаты вполне мирные.
Но 2 августа 1930 года состоялось событие, которое и породило создание десантных войск, – 12 военных летчиков прыгнули с парашютом под Воронежем. С этого времени парашютизм и армия неотделимы.
Нет нужды останавливаться на экспонатах этого музея. Понятно, что это такое – сами парашюты, одежда десантников, их личные вещи, несчетное множество прелюбопытных документов, фотографий. Однако помимо традиционных музейных витрин тут можно встретить неожиданные экспозиционные ходы, делающие честь создателям экспозиции. Например, стенд с фотографиями всех памятников десантникам. Или витрина, в которой представлены продукты мирного труда бывших десантников. Кто-то из них прислал в музей подшипники, кто-то – химикаты, кто-то – газовую горелку. Один из десантников стал архитектором – подарил музею какой-то свой архитектурный проект.
А еще один десантник-ветеран справлялся со своей новой работой настолько хорошо, что каждый год ему присваивали звание победителя соцсоревнования. За неимением материальных результатов своего труда (речь идет о водителе троллейбуса) он передал музею все свои победительские значки.
КСТАТИ, музей расположен в здании бывшей духовной семинарии.



ИНТЕРНЕТ 

http://www.gov.ryazan.ru:8101/History/Hist_sp.htm

“Рязанская губерния учреждена по указу Екатерины II 28 февраля 1778 г. С этого времени город Переяславль-Рязанский – административный центр губернии получает имя – Рязань. В конце XVIII в. город насчитывал 10 тыс. жителей, где процветали торговля и ремесла, действовали 12 небольших заводов и фабрик. Устойчивое экономическое положение позволяло содержать в Рязани оперно-драматический театр (открыт в 1787 г.), народное училище, типографию, сеть богоугодных заведений, духовное училище и духовную семинарию…
В целом экономика губернии во второй половине XVIII в. развивается стабильно. В трудах Вольного экономического общества за 1767 г. находим информацию о Рязанском крае: “Крестьяне содержат разное количество скота. Обыкновенно, если семья не очень большая, крестьянин имеет две лошади, 1–2 коровы, 5–6 овец, несколько свиней; ...гусей во всяком селе и деревне держат довольно. Для откорма в осень их содержат в садки, а битыми солят и коптят... В здешнем народе всякий в звании своем располагается хорошо и семьянистых людей довольно, а живут люди неодинаково, лет по шестьдесят и по семьдесят, и более... Каждый земледелец тщится во всяком довольствии себя видеть”.
Наибольшее количество пахотной земли занимали рожь и овес. Кроме того, из злаковых выращивались пшеница, гречиха, горох, чечевица, ячмень, просо, полба. Урожайность зерновых в благоприятные годы составляла “сам-шесть”, “сам-семь” (то есть сбор в шесть-семь раз превышал посеянное) и более. Из овощей возделывались капуста, репа, морковь, свекла, брюква, редька, огурцы, тыква, дыня, арбузы, а с конца XVIII в. – картофель”.
Стало хорошим тоном на официальных сайтах городов заводить странички, посвященные истории. Жаль, что за пределами этого сайта интернетовское пространство не богато произведениями рязанских краеведов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru