РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ
Шесть историй о физкультуре
Как научить детей радости бега?
Физкультура – такой странный и
несерьезный предмет в школе и в институте. Еще
более странное и несерьезное к нему отношение
детей и родителей. Еще более странный и очень
серьезный результат – последствия такого
отношения.
История первая: позвонила
однокурсница, приехавшая на несколько дней из-за
бугра по неотложным делам. Жизнь трудна: тяжело
болен младший ребенок, зарабатывать наукой
приходится в чужих странах, сын-студент
принципиально остался здесь, живет один, пашет,
как взрослый, снимает квартиру, учится в
престижном вузе и работает аж на телевидении.
Среди прочих серьезных проблем промелькнуло
знакомое: не сдал физкультуру, он на нее не ходил,
не переводят на второй курс. Понимаете, что будет
далее: отчисление и армия. Причем разбираться,
кто прав, кто виноват, трудно: один врач дал
освобождение от физкультуры (зрение уже минус
шесть), а на кафедре эта бумажка документом не
считается... А армия сейчас рада каждому:
полуслепых в десантники, конечно, не возьмут, но в
стройбат – с удовольствием.
Вторая история: мой собственный сын
решил не ходить на физкультуру на первом курсе –
зачем тратить время на разные глупости, таскать
то лыжи, то форму на занятия! Когда оказалось, что
к сессии без этого зачета не допускают, начал
выкручиваться: подделывал на компьютере липовые
абонементы в бассейн, искал всяческие обходные
маневры – все зря. Мы отошли в сторону и
наблюдали, как он будет выплывать. Обнаружились и
другие хвосты, которые ничем другим, кроме лени и
детской глупости, объяснить невозможно. Весенняя
сессия плавно перетекла на осень, нервы
родственников сильно пострадали. «У кого есть
глупо дитятко? У кого их только нет...» Вообще
учителя физкультуры его обычно баловали,
поскольку если он приходил на занятия, то
показывал очень приличные результаты. И
посоветовали ему срочно писать реферат по
физкультуре (!), что и было зачтено.
История третья: астеничный студент
отказался посещать военную кафедру в
университете. Не потому, что религия не
позволяет, нет. Просто для него бегать кроссы,
ходить строем – невыносимо трудное занятие, он
не в состоянии даже представить себе такое
напряжение. Мама-философ, растившая его в
одиночестве, пыталась переиграть это решение
полувзрослой детки, но детка решительно и
бесповоротно отказалась, и мама сдалась. Плачет,
но изменить ситуацию не в состоянии. Студент ушел
в себя, обиженный вмешательством в частную жизнь,
дома молчит, ничего не ест, занятия пропускает, а
при малейшем нажиме уходит из дому. Глядя на него,
можно изучать анатомию скелета, можно –
психиатрию, можно искать педагогические и
медицинские ошибки, перевес надстройки над
базисом (разбухший интеллект не в ладах с хилым
телом). А у меня в голове засела жесткая мысль:
«Гонять надо было. Гонять с самого раннего
возраста! Невзирая на все диагнозы!»
Простите за сравнение, но любой собачник знает,
что щенков некоторых пород надо обязательно
заставлять бегать, причем много и долго, тогда у
них спина, ноги и все остальное приходят в норму,
иначе взрослая собака никогда не достигнет
необходимого, положенного экстерьера. То же с
детьми: хотите стройные ноги, точеную шею или
косую сажень в плечах – развивайте в поте лица.
Или успокаивайте себя: «Ничего, что спина кривая,
зато грудь колесом!»
Самые страшные детские диагнозы – не повод для
освобождения от любой физической нагрузки, а
сигнал о том, что срочно требуется особенная
физкультура. Ту вялую лечебную физкультуру,
которую обычно назначают опасливые врачи, стоит
творчески пересмотреть. Почитайте биографию
Дикуля, вспомните Маресьева, да мало ли других
примеров.
«Если пациент не хочет жить – медицина
бессильна, если пациент жить хочет – медицина
бессильна тем более».
История четвертая: став взрослой, я
благодарю маму, которая после всех моих больниц и
неслабых диагнозов, один из которых – порок
сердца, отвела меня в секцию художественной
гимнастики, уговорила тренера взять «на поруки»
и присматривать. Звезды из меня не вышло, но
несколько лет навязанной спортивной жизни дали
мне очень много полезного. Например, я почти
любила уроки физкультуры, поскольку не боялась
брусьев, бревна и козла, могла легко сделать
«шпагат» и «колесо», умела носить командный
костюм и привычно выдерживала внимание зала. Да и
диагнозы постепенно снимались. Одни врачи еще
улавливали следы порока, другие считали меня
симулянткой.
Недалеко от нас находится спортивная школа
«Самбо-70», там мальчишки вместе с аттестатом
получают разряды, звания, привычку к ежедневным
мощным физическим нагрузкам. Когда я встречаю в
нашем лесу зимой стайку пацанов, которые бегут
положенный им многокилометровый кросс по
пересеченной местности, я радуюсь, что «еще
польска не сгинела». Выпускники школы нарасхват
– кто в спорт, кто в военные, милицейские и прочие
училища, кто в охранные конторы, в общем, кто куда,
но даже в науке эти ребята к голове прилагают
тренированное тело и сильный характер.
Когда я вижу, как бегут якобы кросс вокруг нашей
средней школы на обычном уроке физкультуры, мне
хочется плакать: дети в своем большинстве не
умеют бегать, бегут некрасиво, они дурачатся и
ломаются, они уже болеют, они не хотят и не умеют
окунуться в настоящую радость бега. И в спину им
хриплый голос физкультурницы: «Я сказала: со всей
дури бежать! Со всей дури!..»
Природа мудра в педагогике. У нее есть свои кнуты
и пряники. Если человек делает что-то явно
неправильное (сует руку в огонь, в лед, пробует
несъедобное и т.д.) – ему больно, горько,
неприятно. Если он делает то, что нужно его
природе, – ему хорошо, вкусно, радостно.
Давно доказано научными исследованиями, что при
движении, беге, танце вырабатываются и
выбрасываются в кровь вещества, вызывающие
ощущение счастья, полета. При победе
вырабатываются вещества «глубокого морального
удовлетворения», поэтому любому ребенку
необходимо для начала выйти хотя бы в маленькие
чемпионы, чтобы ощутить этот самый вкус победы.
Далее он сам пойдет вперед, он быстро запоминает
эту дорогу. Но для этого надо вывести человечка
на беговую дорожку, пробежать с ним вместе не
один километр, научить его этой радости и ввести
ее в ежедневную привычку.
А можно не бегать, не прыгать, не побеждать себя,
неуклюжего, просто съесть шоколадку, и в мозг
пойдет серотонин, доставляя почти то же
удовольствие и лишние калории. Ребенок счастлив
– и маме хорошо. Это ничего, что лишние
килограммы и печень неправильная, зато ребенок
добрый и отзывчивый... И сразу, мгновенно.
Компенсация недостатка счастья.
Наркотики – это жалкие аналоги эндогенных (то
есть тех, которые заложены в самом человеческом
организме) веществ радости. Они структурно
слегка похожи, соединяются с теми же рецепторами
в мозгу и вызывают сходные ощущения... Но это не
одно и то же. Родной медиатор соединился и
отцепился – радость была легка и мимолетна, жди
следующей, работай на ее достижение. Никакого
отрицательного последействия. Наркотик либо
соединяется с рецептором и ломает его, либо
обладает мощными побочными действиями. А
развивающееся привыкание ломает весь организм,
включая прежде всего психику.
Алкоголь действует по тому же принципу: радость
можно принять внутрь без всякого усилия. Выпил и
порядок. Обманул.
«Компьютерные игры хуже наркотика», – сказал наш
директор школы, программист высокого уровня.
Наркотик ломает психику и тело, и это видно
невооруженным глазом, а игры делают то же самое
незаметно. В основе тяги к компьютерным играм
лежит то самое радостное чувство достижения
победы, азарт игры, опасности, игра гормонов
страха и агрессии, и все это сидя дома в тепле и
сытости у экрана монитора. Тело вялое и хилое
опять обмануто.
Пятая история: моя свекровь начала
бегать по утрам уже очень взрослой женщиной.
Умирала от рака ее мать, огромный пожизненный воз
работы в институте, собственная семья, дети,
собственное подорванное здоровье – нужны были
недюжинные силы. А где их брать-то? И она стала
бегать по утрам перед работой. Ей скоро
семьдесят, она по-прежнему работает в своем
институте, сохранила отличную фигуру и
подвижность, а бегать и кататься на велосипеде ей
категорически запретили врачи, так она
компенсирует это горе ходьбой. И ругает меня за
отсутствие силы воли, не понимает, как это можно
– жить по-другому.
Все мы живем по старой привычке: пока гром не
грянет. Болезни и отклонения проявляются не
сразу, сначала нерезкие звоночки: где-то что-то
ломит, тянет, ноет, нога не хочет сгибаться, шея
скрипит, голова опять заболела. Природа намекает
на неполадки в организме недомоганием,
слабостью, плохим настроением. Обычная реакция
на эти сигналы: таблетка от боли, если болит,
тонизирующее, если нет сил, снотворное, если не
получается заснуть, ферментное, если не
переваривается еда, слабительное, если кишечник
не работает, и т.д. А проблемы остаются.
Практически у каждого.
«Здоровье не есть отсутствие болезни» – так уже
давно сказала Всемирная организация
здравоохранения. Здоровье – это когда не только
ничего не болит, но еще и жить радостно, жить
удобно и жить хочется. У нас мало практически
здоровых людей, а здоровых одновременно
физически и психически, боюсь, нет совсем.
Ребенок будет относиться к себе, к своему
здоровью и болезням так же, как относились в его
семье. Надо ли глотать антибиотики на каждый чих,
стоит ли сбивать температуру, когда нужно
обязательно вызывать врача, а когда и нет – эти
жизненные вопросы в каждой семье решаются
по-своему. Если дедушка всегда делает по утрам
свою зарядку, то есть шанс, что и маленький внук
встанет рядом. Если папа в сорок лет бегает
красиво и с удовольствием, то и для сыновей бег –
это норма жизни. Особенно если подарили красивый
спортивный костюм или
классные кроссовки на день рождения.
Не стоит экономить на спортивной форме, она
должна быть у каждого, и она должна нравиться.
Когда тебе четырнадцать, то многое не все равно. В
красивых-то спортивных брюках гораздо приятнее
пробежать по улицам, мимо школы, мимо
одноклассников, курящих на лавочке. Да и в
сорок-пятьдесят, если костюмчик сидит, то
повышается настроение, встречные смотрят
по-другому...
История шестая, самая простая. Едем с
однокурсницей в машине, стоим на перекрестке у
светофора. Стильно одетая юная девушка переходит
дорогу, мы, две уже не очень молодые тетки,
смотрим на нее с жалостью: спина кривая, походка
нелепая, птичья, радости никакой, хотя одета
девушка дорого. Лозунг родился там же на
перекрестке: каждую девочку надо отдавать в
балетную студию, хотя бы ненадолго, чтобы спинку
поставили, научили ходить, двигаться, управлять
руками и всем телом, чтобы голова гордо смотрела
вперед. Хотя бы элементы хореографии, простой
тренаж у станка. А мальчики? Все их суставы
скрипят, подвижность позвоночника нулевая. У
каждого второго сколиоз, кифоз, лордоз и
прочая-прочая.
Почему древние греки обязательно учили детей
гимнастике, атлетике, танцам, а мы не можем или не
хотим себе этого позволить? В нашем небогатом
детстве были всевозможные бесплатные спортивные
секции, все чем-нибудь да занимались, ходили в
бассейны. Сейчас все стало платным и подчас
недоступным. В семье могут быть две машины и ни
одного турника или примитивного спорткомплекса.
Большинство детей никогда (!) не были в спортивной
команде, не знают, что такое регулярные и
серьезные тренировки, не участвовали в
соревнованиях. Спорт только в телевизоре. Бог с
ним, никому не желаю класть свою жизнь на алтарь
Большого Спорта, это тоже отдельная тема. Но
культура физическая в массах почти умерла, в
семьях о ней почти не вспоминают, некогда, надо на
жизнь зарабатывать! Сколько раз может
подтянуться на перекладине ваш ребенок? А вы?
Сколько приседаний? А на одной ноге?
Месяц назад я проснулась с ясным решением. Пора!
Надо что-то менять, а для начала взять себя за
шкирку. Пришлось надевать спортивную форму и
бежать до ближайшего леса, делать там гимнастику.
На следующий день бегали втроем, правда, у
каждого был свой маршрут, поскольку разные
возможности, но встретиться на опушке с
пробегающим взрослым сыном всегда приятно, хотя
бы для того чтобы порадоваться, как легко бегает
папа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|