РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Леонид КРОЛЬ,
кандидат медицинских наук,
возглавляет Институт групповой
и семейной психотерапии
и издательство «Класс»
По часам или сам по себе?
«И в кого ты такой несобранный?» «Ну
когда ты научишься все делать вовремя?!»
Выговаривая детям эти привычные упреки, мы
забываем о том, что причину детской рассеянности
надо искать прежде всего в своем собственном
поведении.
Первый признак течения времени для
младенца – это изменение в его самоощущениях и
потребностях: сон – бодрствование, голод –
сытость... Изначальное время – мое личное: каково
мне сейчас? Это время может растягиваться из-за
того, что ребенку некомфортно или скучно. И
наоборот, время может сжиматься, когда малыш
рассматривает новую погремушку.
Постепенно из этих ритмов естественных
потребностей и природного круговорота (восход и
заход солнца, смена дня и ночи) возникает
ощущение шкалы времени, где уже есть деление на
разные периоды с пока еще нечеткими границами.
Переход ко взрослому восприятию времени
драматичен и занимает много лет. Он начинается с
такого вопроса: по часам кормить ребенка или по
потребности? Фактически это первый камешек в
будущую ориентацию на слушание себя или тиканье
часов.
Переход к ориентации на стрелки часов должен
осуществляться «не забывая себя». Если я знаю,
что мне надо завтра рано встать, значит, я
понимаю, что хорошо бы сегодня пораньше лечь. И не
потому, что так сказала мама, а потому, что, не
выспавшись, я хуже себя чувствую.
К сожалению, нередко, стремясь организовать
поведение ребенка в соответствии со своими
собственными потребностями, родители начинают
на него давить: «Опять ты засиделся!», «Если ты не
успеешь, то...». Это не самая хорошая стратегия.
Лучше помогать ребенку строить отношения со
временем через маленькие положительные
подкрепления: «Если мы все сделаем, у нас
останется время и мы тогда сможем заняться
вместе каким-нибудь приятным делом».
Обычно мы не задумываемся о том, что на примере
собственного поведения передаем детям сообщение
о том, как себя вести. Скажем, во времена застоя
взрослые зачастую относились к работе формально:
делали вид, что работают, а фактически их
заботило только то время, которое можно
использовать для своих личных целей. И эта
родительская привычка была для детей образцом,
как отлынивать от дела.
Нас отличает друг от друга то, как мы обращаемся
со временем. При этом происходят любопытные вещи:
когда вы смотрите человеку в глаза, внимательно
его слушаете и ведете диалог с ним, кажется, что
время течет более интенсивно. Когда же глаза
отводятся в сторону и вы начинаете думать о
чем-то другом, не относящемся к предмету
разговора, у вас возникает внутренний диалог,
который перекрывает диалог внешний. И тогда
собеседники оказываются во временах разной
плотности.
Например, возвратившись домой, родители не могут
отстраниться от своих проблем, говорят одними
императивами, и ребенок чувствует, что с ним
общаются формально, указаниями: делай то, делай
се.
А когда родители вместе с малышом ползают на
ковре, играют, спрашивают у него, что он думает по
тому или иному поводу, они как бы существуют в
одном времени. Тогда и ребенок внимательнее
прислушивается к их словам. Кстати, существуют
замечательные игры на угадывание отрезка
времени. Например, можно делать что-то вместе с
ребенком, повернувшись спиной к большим
настенным часам, а потом спросить: «Как ты
думаешь, сколько времени прошло?» – «Я думаю...» –
«А теперь давайте посмотрим».
Хороший вопрос: “Как тебе кажется, сколько
прошло времени?.. А откуда ты это знаешь?”
Прекрасно, если мама с ранних лет приучает
ребенка самостоятельно организовывать свое
жизненное пространство: убирать за собой
игрушки, класть на место использованные вещи.
Безусловно, каждая ситуация индивидуальна и
невозможно дать универсальные советы на все
случаи жизни. Но, в общем, хорошо бы почаще
улыбаться своим детям. Обласканный ребенок лучше
умеет обращаться со временем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|