РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Моя картинка, или
Что повесить над пианино
Не стоит покупать случайные вещи.
По-настоящему нужны только те, которые даже
маленькую квартиру могут превратить для ребенка
в родовое имение
Последний раз после ремонта дочка
уговаривала нас не вешать «эту непонятную
дурацкую картинку». Как раз ту самую, благодаря
которой, как я считаю, она и появилась на свет.
Потому что Москва, университет, встреча со
студентом МГИМО – это и есть как раз те смутные
мечтания, какие вызывала во мне моя картинка в
глухие годы советского провинциального детства.
Я тогда не понимала ничего: о чем говорят эти люди
– мужчины в сюртуках и дама в длинном темном
платье с гладкой прической? Кто они, свободно
сидящие по разным углам тускло освещенной
комнаты – на старинном диване с полированной
спинкой, вокруг стола с самоваром? Что занимает
их, почему они собрались вместе в этой комнате,
почему они так невозможны в нашем поселке, в
нашей жизни?
И картины на стенах, и часы на высокой тумбе, и
лампа с зеленым абажуром, и сама мебель скорее
всего орехового дерева, а главное, сплоченность,
увлеченность и сдержанность по отношению друг к
другу, неведомые чувства, объединенные кружком
этой лампы, – вот чего просила моя душа. Мир
каких-то высоких материй, каких-то идей,
непонятных разговоров, про которые ты знаешь
только одно: они не могут иметь никакого
отношения к тем, что я слышу каждый день – про
огород, про то, кто напился, кто корм в совхозе
получил, почему цыплята пропали…
Эта картина была загадка. И маяк. И стимул, как
теперь бы сказали. Мне любой ценой надо было
попасть в ту жизнь на картинке. Понять ее,
разобраться в ней и больше никуда из нее не
уходить.
Конечно, со временем наш дом все больше будет
подстраиваться под них, подрастающих и
заявляющих о своих правах. И это – к лучшему. В
соседской квартире мальчики увлеченно все
переделали в стиль «Икеи». Им хорошо и уютно. И
пока не наступил синдром «опустевшего гнезда»,
мы это гнездо пытаемся сделать им навсегда
притягательным – а вдруг потом еще будут
залетать. Из малогабаритной квартирки – почти
имение? Моя комната, мой балкон, мои цветы... И
позволить им самим выбирать, расставлять,
развешивать. Потому что познание мира происходит
только так – активно. Но в то же время,
перефразируя заголовок известной статьи
Цветаевой, есть «квартиры с историей и квартиры
без истории».
Один раз поняв, что «так нельзя», можно
прислушаться и не покупать случайные вещи. Наша
бывшая коммуналка была, казалось, в угоду любимой
дочке забита игрушками, а когда она подросла, то
сказала: «Как же я в детстве не понимала, зачем
вам, взрослым людям, тратить деньги на эти
маленькие куколки, на всю эту мелочь, которая мне
совсем не нужна. В которую я играть не хотела.
Зачем они вам-то были нужны? Мне нужна была только
одна большая кукла и картонный кукольный домик, о
котором я всю жизнь жалела, потому что оставила
его в той коммуналке, когда мы переезжали, – он не
поместился в такси»…
…«Вот если бы у нас мама была добрая, она бы нам
все это купила!» – страдальческий возглас в
нашем универмаге двух девчушек перед витриной с
китайской роскошью заставил вспомнить
американское выражение, недавно совсем для нас
необъяснимое – «покупать – значит терять».
«Если ты даже все это купишь, то куда потом
денешь?» Значит, чем раньше примешь сам и внушишь
эту мысль своим детям, тем лучше. Или то, что
утверждал Аристотель: «Смысл жизни заключается
не в том, чтобы покупать все вещи, а в том, чтобы
делать их своими руками». Не зря же наши
аристократки-эмигрантки, окруженные в детстве
роскошью, смогли в трудные годы заработать себе
на жизнь иголкой, потому что «праздность – это
грех», и поэтому «княгиня Болконская вошла в
гостиную с работой в руках».
Когда-то профессор-диссидент с пятью детьми на
вопрос, как он смог их вырастить, гонимый и нищий,
ответил, что вместо вещей предпочел купить своим
девочкам швейную машинку. Сейчас они шьют куртки
себе и мужьям.
Знакомая администратор рязанского театра, сама
растящая дочку, отдала ее не только на престижные
курсы английского, но и на многолетний кружок по
плетению кружев. Потому что растить надо, по ее
мнению, не только бизнес-леди, но и просто
счастливых женщин, в природе которых заложено
получение этого быстрого результата –
удовольствия от рук.
…Так что пусть наш дом наполняется и сделанными
вещами. Важно, чтобы дети понимали, что вышитая
ими в детском саду салфетка на 8 Марта дороже нам
всех самых ценных приобретений, и они всегда
найдут ее на своем законном месте, какую бы
«роскошь» нам китайцы и турки ни предлагали. Но
что касается нашей «истории», то это тоже свято.
Наша старшая дочка-студентка призналась, что ей
уже все равно, что у нас в квартире, хочется
поскорее свою. «Вначале я возмущалась, зачем вы
такой коврик постелили в коридоре, зачем мебель
переставили, а теперь поняла, что мне уже все
равно». Зато оглядываясь на младшую, стараемся
вещи в дом приносить осмотрительнее. Выискивать
не дорогие, не модные вещи, а то неброское и
трудно находимое, что позовет ее «в даль
светлую». Может позвать. По крайней мере
остальные картины мы перевесили по ее вкусу. И в
центре, над пианино, в светлой рамке – чудесный
зимний день, кирпичные домики, наезженная
снежная дорога к единственной сохранившейся
церкви – поселок, наша родина. А прямо по
коридору единственный натюрморт, написанный
нынешней студенткой в пятом классе. В раме, на
видном месте, как положено. И он там – надолго.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|