ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
Антология тени
Улочка вблизи дряхлого ампирного
вокзальчика, вылетающие из-за строений частые
электрички. В ветвях рябинок литые ворота словно
приподнятой над землей церквушки с высоким
крестом на зеленом куполе, – и сколько времени
она переносит жесткий вихрь товарняков и четкое,
в лад, равномерное топтание опаздывающих
пассажирских!
Две пеструшки гуляют по влажному ковру опилок,
котенок, любопытствуя, выбирается из крапивы у
штакетника, дед, сутулый, с подобревшим от загара
лицом, беззаботно сидит на скамейке с наполовину
скуренной “Примой” в скрюченных пальцах и
щурится молча в стену хмеля на невидимых
проволоках. Живет!
Еще поворот, следующий – и поле,
травянисто-счастливое, а по нему – серебряная
дорога пыли в буграх и впадинах. Вдали, в сиянии
неба и величавой облачности, лесополоса с шоссе,
линялая от солнца, и впереди – сколько хватает
воздуха – полянки тысячелистника, клевера в
синих брызгах незабудок и кротких локонцах
душистого горошка.
Ближние лапки елочек как на подбор чистые и
голубовато-строгие, словно на центральной
площади перед вылизанным исполкомом с обвисшим
флагом на крыше. А здесь нет флага, только купол
неба, круто уходящий в невидимые миры звезд. Если
прижать ладони к земле, то можно уловить еле
слышный пульс, идущий из страшной глубины, –
тектонический голос ее плоти…
Мы готовились сажать картошку на пригородном
поле, приехали по асфальтовой рассветной дороге
на новеньком, с иголочки, бледно-желтом
“Москвиче”. Была весна, снеговая вода в кювете.
На фоне весны – бородатый отец в пестрой вязаной
шапочке и рабочей синеватой куртке, хипповый в
своих солнцезащитных очках, истресканных,
узеньких, – на такие была мода в конце
шестидесятых. Резиновые сапоги, бурьян, который
надо вырывать по травине и сносить в кучу,
сверкающие, безупречно чистые стекла
“Москвича”. Все собралось в один фокус: мать,
отец, я, поле, небо, капли воды…
Картошку больше не сажаем, но вечное – просто!
Иногда вечное пытаются выразить словами, но это,
как правило, плохо удается. Все, однако, всё о нем
знают. И мой умерший отец тоже.
И я живу в поле, в бурьяне, в черном глуповатом
шмеле – живу, пока бьется редкий пульс земли и
стелется безмолвие под шорох елей. Я наломаю
осторожно голубоватых лапок: пусть иголки
осыпаются в комнате на стол и устилают его
светлую полировку, словно землю, покрытую
золотистым сеном.
Неужели,
Мария,
только рамы скрипят,
только стекла болят и трепещут?
Если это не сад –
разреши мне назад,
в тишину, где задуманы вещи.
Если это не сад,
если рамы скрипят
оттого, что темней не бывает,
если это не тот заповеданный сад,
где голодные дети у яблонь сидят
и надкушенный плод забывают,
где не видно ветвей,
но дыханье темней
и надежней лекарство ночное...
Я не знаю, Мария, болезни моей,
это сад мой стоит надо мною.
Ольга СЕДАКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|