ШКОЛА ПАМЯТИ
Все больше и больше времени отделяет
нас каждый год от того самого первого, победного
Девятого мая. У наших учеников есть уже опыт
другой, чеченской войны, а рассказы о войне
воистину великой, честной войне за свою землю
кажутся многим из них лишь интересными
историческими повестями, мало чем отличающимися
от рассказов о Куликовской битве. С горечью
говорят об этом учителя, редко задумываются об
этом родители – внуки победителей сорок пятого
года.
О любви к Родине слишком часто говорят в
ироническом смысле. А то и вовсе под этой самой
любовью понимают националистическую идею. В
последнее время в печати обсуждается проблема
“скинхедов”! Старики возмущены: как такое
возможно среди народа, победившего фашизм?!
Молодые говорят: “А что вы хотите, кто нам
рассказывал об этих ужасах, мужестве и
достоинстве, в которых вы выросли, кто перелил в
нас печаль и горечь своего сердца? Неужели вы
думаете, что историческая память воспитывается
учебниками по истории?” Оказывается, существует
какая-то странная педагогика войны, которая тоже
делает человека. Как не хватает нашим ученикам
простого человеческого разговора о ней,
замешенного на резких, порой даже очень грубых
словах, слезах, восхищении человеком. На таких
разговорах, как ни крути, выросли нынешние
взрослые люди. Но почему-то своим детям передать
это постеснялись – слишком сентиментально,
несовременно. А бабушки и дедушки умирают. Скоро
вообще никого не останется, кто не то, что
расскажет ребенку о той войне, а будет хотя бы
поводом для вопроса: “Мама, а кто этот дядя?“ Эти
странные медали, эта странная походка, речь,
жизнь... О тех, кто сегодня все-таки пытается
говорить с детьми о той войне, – читайте,
пожалуйста, на этой странице.
Письма, отправленные против
течения времени
Из наших дней – в сороковые годы
К той весне мои первоклассники уже имели
опыт вчувствования в художественный текст, его
видения и слышания, опыт жаркой любви к Пушкину
за ослепительное «Зимнее утро» и плача над
есенинской собакой. Помнили первую нашу
экскурсию, когда они разбрелись по городскому
парку, каждый в поисках своей весны, крепко
держась за руку пятиклассника – проводника,
защитника и писца.
Я, работавшая учителем первый год, очень
переживала свои неудачи, ошибки и неловкость,
старалась освоить важное педагогическое умение
– видеть и обучать каждого, а не только тех, кто
сам проявляет активность.
Белые журавли
Приближалось Девятое мая. Предстоящую
дату городские власти собирались отметить
скромно, без шума и дорогостоящих празднеств. Но
как-то так вышло, что в нашем классе тема войны
прозвучала неожиданно ярко: то ли молодая
учительница оказалась слишком эмоциональной и
заразила детей (что они в первом-то классе могли
понимать про войну?), то ли сыграли свою роль
рассказы прадедушек, то ли старший брат,
который-сейчас-в-горячей-точке, – это понятно
даже первокласснику. А может, дело было все-таки в
литературе? Так или иначе, встречи, посвященные
Дню Победы, захватили всех.
На апрельском уроке, с которого все началось,
звучали строки Расула Гамзатова, наиболее горячо
встреченные теми, кто, как выяснилось, верил в
бессмертие человеческой души и единство всего
живого:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
(Сохранили ли они, теперь уже подростки,
эту веру, казавшуюся им тогда единственно
возможной?)
На другой день в классе появились книжки со
стихами. Кто-то выяснил, что про «белых журавлей»
есть песня, и было решено включить ее в
праздничную программу.
На индивидуальных консультациях, куда ребята
приносили тексты, самостоятельно размеченные
простейшими знаками партитуры, шел поиск верной
интонации, верного жеста. Постепенно оформился
сценарий, который позволил выстроить
стихотворения и музыкальные отрывки в единый
сюжет. Ирина Владимировна, классный руководитель
пятого класса, предложила сделать урок
совместным, вот почему получилось, что в тот день
в одном кабинете собрались сразу два класса и
несколько учителей.
Зачем ты бегаешь по музею?
Готовясь к Дню Победы, мы все больше
понимали, что он, во-первых, не может быть отмечен
обычным конкурсом чтецов или чем-то в этом роде, а
должен завершиться чем-то неожиданным для детей,
и даже не завершиться, а продолжиться. Решили
сводить оба класса в музей, посвященный погибшим
в Великой Отечественной войне кузбассовцам (дело
было в городе Кемерове), на набережную реки Томи.
И уже в последнюю минуту придумали: предложить
каждому написать письмо погибшему солдату,
родному или неизвестному, о чем написать –
решить самому, а потом, сложив из письма кораблик,
отправить его по реке адресату.
Голоса детей, таких славных, непослушных,
совершенно обычных детей, были полны торжеством
и гордостью за защитников Родины, скорбью,
горечью и болью войны. Гости притихли, слушая
слова Михаила Лермонтова, Александра
Твардовского, Сергея Орлова. А после того как
отзвучали последние аккорды песни о белых
журавлях, ребята получили приглашение в музей и,
серьезные, под впечатлением произошедшего,
взялись писать письма погибшим солдатам. Когда
последний кораблик был сложен, как-то тихо
оделись, разбились на пары (пятиклассники крепко
держали малышей) и вышли на улицу.
Идти нам предстояло минут двадцать–тридцать,
улица и весна взяли свое: дети оживились,
разговорились. Но все же к музею подошли, не теряя
серьезности.
В первых залах нас ожидали манекены, одетые в
диковинную военную форму старинного образца.
Яркие камзолы, золоченые шнуры и высокие
ботфорты привели в совершенный восторг
неугомонного Сережу Хона, чрезвычайно
сообразительного и подвижного мальчика,
которому едва ли исполнилось семь лет. Сережа
начал что-то выкрикивать, бегать, мешать
экскурсоводу. Его пытались успокоить, образумить
все – и дети, и учителя. На какое-то время
непоседу пришлось оставить в покое. Побыв у
витрин с военной формой петровских и
наполеоновских солдат, он вернулся к группе,
которая уже перешла в залы, посвященные Великой
Отечественной. Вместе со всеми рассматривал
осколки, фотографии, личные вещи раненых и
погибших солдат.
На набережную мы вышли полные впечатлений и
шагали все дальше и дальше вдоль реки, отыскивая
спуск к воде. Наконец увидели место, где течение
прямо у берега было достаточно сильным, чтобы
унести бумажные лодочки.
Решили спускаться к воде и подниматься по
очереди. Пятиклассник Гоша вызвался помогать
малышам и одноклассникам удержаться на
скользком выступе у воды.
Письма отправляли долго: каждый в одиночку
преодолевал крутую тропинку, многие
задерживались внизу, размышляя, возможно, о
чем-то важном и сокровенном, что приходило в эту
минуту. Я тоже поставила на воду свой кораблик.
Все дальше и дальше от берега, от людских глаз
уплывала бумажная флотилия. Кому и что написали
тогда дети, так и осталось для меня тайной (вообще
делились ли они этим хоть с кем-нибудь?). А наш
майский урок спустя и год, и два многие называли в
числе наиболее запомнившихся. Но хотя в классе
основывалось много традиций, мы никогда не
пытались повторить спуск корабликов-писем. Мне
не жаль: может быть, и не нужно искренне и
безоглядно прожитое одевать бронею традиций –
пусть останется ярким цветком единственного
воспоминания на ветру времени. Самое важное
память сбережет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|