ШКОЛА ПАМЯТИ
Все больше и больше времени отделяет
нас каждый год от того самого первого, победного
Девятого мая. У наших учеников есть уже опыт
другой, чеченской войны, а рассказы о войне
воистину великой, честной войне за свою землю
кажутся многим из них лишь интересными
историческими повестями, мало чем отличающимися
от рассказов о Куликовской битве. С горечью
говорят об этом учителя, редко задумываются об
этом родители – внуки победителей сорок пятого
года.
О любви к Родине слишком часто говорят в
ироническом смысле. А то и вовсе под этой самой
любовью понимают националистическую идею. В
последнее время в печати обсуждается проблема
“скинхедов”! Старики возмущены: как такое
возможно среди народа, победившего фашизм?!
Молодые говорят: “А что вы хотите, кто нам
рассказывал об этих ужасах, мужестве и
достоинстве, в которых вы выросли, кто перелил в
нас печаль и горечь своего сердца? Неужели вы
думаете, что историческая память воспитывается
учебниками по истории?” Оказывается, существует
какая-то странная педагогика войны, которая тоже
делает человека. Как не хватает нашим ученикам
простого человеческого разговора о ней,
замешенного на резких, порой даже очень грубых
словах, слезах, восхищении человеком. На таких
разговорах, как ни крути, выросли нынешние
взрослые люди. Но почему-то своим детям передать
это постеснялись – слишком сентиментально,
несовременно. А бабушки и дедушки умирают. Скоро
вообще никого не останется, кто не то, что
расскажет ребенку о той войне, а будет хотя бы
поводом для вопроса: “Мама, а кто этот дядя?“ Эти
странные медали, эта странная походка, речь,
жизнь... О тех, кто сегодня все-таки пытается
говорить с детьми о той войне, – читайте,
пожалуйста, на этой странице.
Искра Васильевна ТАНДИТ,
заслуженный учитель РФ
Аттестат надежды
Осенью 1941 года в Москве работала
только одна школа
Антонина Васильевна КОРНЕЕВА, преподаватель
литературы, автор воспоминаний
|
Передо мной – старые пожелтевшие листы,
исписанные четким учительским почерком. Светлые
и простые, эти страницы заставляют вспоминать
ушедших, но каких живых в памяти людей! Эти
воспоминания написаны заслуженным учителем
РСФСР, преподавателем литературы Антониной
Васильевной Корнеевой, ученикам которой сейчас
за шестьдесят. Эти листки сохранили для нас
историю жизни удивительной школы – единственной
в осажденной Москве осенью сорок первого года.
Они открывают нам неожиданный мир, в котором
старшеклассники с удовольствием ходят в школу,
зная, что в любой момент в нее может попасть
бомба, в котором учителя готовы под бомбами учить
детей, потому что они прежде всего учителя и
только потом испуганные усталые люди...
Секретная школа
Думаю, многие москвичи не знают о том,
что одна из московских школ работала в 1941/42
учебном году, несмотря на то что все школы города
в связи с войной были закрыты, а учителя с
выплатой двухмесячной зарплаты освобождены от
работы. Сейчас, когда воспоминаниями о годах
войны делятся многие, я хочу рассказать, как
вышло, что мы ослушались общего распоряжения.
В.А.КОРНЕЕВА, директор школы
|
А.А.КУЗЬМИН, учитель биологии
|
БОЧКОВ,
учитель физики
|
П.Е ПОЛУБОТКО,
учитель географии
|
16 октября 1941 года – памятный день для
всех, кто оставался в Москве. Многие покидали
столицу, вереницы машин по шоссе Энтузиастов
двигались в направлении города Горького. Мы,
большая группа учителей 425-й школы (тогда
Сталинского района), никуда не уезжали, приходили
каждый день в школу, туда же приходили старшие
ученики, оставшиеся по каким-либо причинам в
Москве. Вот тогда и возникла мысль продолжить
занятия с восьмыми, девятыми и десятыми классами
– сколько наберется учеников. Мы рассуждали так:
зарплату нам дали за два месяца вперед, на завод
нам не поступать, уже поздно менять
специальность (всем под пятьдесят), но если есть
ученики, надо вести учебный процесс. И вот
негласно мы начали занятия. Я была вначале
заместителем директора и вела литературу в
десятых классах, математику вел Б.А.Ратнер,
литературу в 9-м вел С.И.Шкраб, а математику –
А.И.Собенников, литературу в 8 классах –
заслуженный учитель РСФСР А.А.Кузнецова,
немецкий язык во всех классах вела А.В.Лазаревич,
историю – З.Ф.Демышева, физику – А.И.Янцов, химию
– А.Г.Кирюшина, географию – П.Е.Полуботко,
биологию – А.А.Кузьмин, черчение – В.П.Башкиров,
физкультуру – П.К.Якутов. Директором школы была
Корнеева Вера Александровна.
Из учеников были организованы бригады в помощь
заводам МИЗ и № 615. Каждый день они выходили на
работу. На шестьсот пятнадцатом освобождали цеха
от мин, почему-либо забракованных, становились
цепочкой и передавали мины из цехов на улицу. Это
было нелегко: мина весила около 12 килограммов,
зимой они, холодные, жгли руки, а варежки были не у
всех; работать приходилось по три часа, иногда и
дольше, пока цех не будет свободен. Упаковку
оружия и мин поручали только десятиклассникам,
это требовало от них большой осторожности и
аккуратности. Бригада девочек ходила в
Лефортово, в госпиталь: помогали медицинскому
персоналу, писали письма, читали раненым книги.
Просили читать «только про войну». С
удовольствием слушали романтические рассказы
Горького. Иногда ребята пели раненым, читали
стихи и очень редко, если уж очень просили,
танцевали.
О занятиях в школе стало известно в райисполкоме.
Председатель исполкома А.Г.Яковлев приехал в
школу, беседовал с ребятами и учителями. Нам
сказал: «Ну продолжайте, зарплату будете
получать в райисполкоме, обо всем ставьте меня в
известность». Учились все очень усердно, так, как
никогда раньше и после. Никого не надо было
заставлять. В школе было холодно, мерзли чернила.
Ребята жались к друг другу, но никто не болел,
никто не пропускал уроков.
На одних только моих уроках литературы мы
пережили 27 тревог, и как не хотелось детям
уходить с урока в котельную, которая
использовалась как бомбоубежище! Все москвичи
были в бригадах и дружинах ПВО, были и в школе
ночные дежурства. Каждый знал свое место: географ
со своими учениками – на астрономической
площадке; я с другой бригадой – у черного входа,
граничащего с шестьсот пятнадцатым заводом,
Лазаревич – на 2-м этаже. Всегда все делали вместе
с учениками. Приходили к восьми часам вечера,
позднее нельзя было ходить по улицам: Москва была
прифронтовым городом. До десяти часов вечера
занимались кто чем хотел: учили уроки, пели и
рассказывали интересные истории, играли в
домино, в литературные игры. Много смеялись и на
время отвлекались от дум о войне.
В 10 часов обычно объявлялась воздушная тревога,
все бежали на свои места. Жутко было сидеть во
дворе у черного входа! Зенитки стреляют,
прожекторы бороздят небо, а завод ни на минуту не
прекращает работы, не замедляет темпа ее, хотя о
крышу стучат осколки. А на крыше школы, на
астрономической площадке, еще более жутко: виден
весь огненный пояс вокруг Москвы, самолеты,
стремящиеся к Москве, прожектора, ослепляющие их,
где-то взрыв, где-то пожар! И так до трех утра, а
там – отбой, и все идут спать: на столах в
физическом и биологическом кабинетах
приготовлены матрасы, а утром – снова занятия.
Как говорят, шила в мешке не утаишь, так и о работе
нашей школы пополз слух по Москве, и скоро к нам
потянулись поодиночке старшеклассники с разных
концов столицы, и к седьмому ноября у нас уже было
пять десятых, три девятых и три восьмых класса,
работать становилось интересно.
Особенно любили ученики биологический кабинет,
потому что весь кабинет был в цветах. Пальмы
разных видов, другие редкие цветы и растения
делали кабинет каким-то экзотическим местом, тем
более что в школе было холодно, а в этом кабинете
почти всегда было тепло, так как в его стенах шли
дымоходы и вытяжки из столовой, которая была под
этим кабинетом на первом этаже. А в лаборантской
стояли чучела рыси, фазанов и другие наглядные
пособия. Все содержалось в образцовом порядке:
сам учитель любил свой предмет, а это всегда
передается ученикам. Политинформации и для
учителей, и для учеников проводил географ
П.Е.Полуботко. Он вел их очень интересно: обзор
военных действий был всегда с прогнозом на
будущую победу наших войск, он как-то умел не
только анализировать сегодняшнее состояние дел,
но и предугадывать, как будут развиваться
события дальше. И немудрено: он был человеком
эрудированным, высокообразованным, знал
немецкий и английский языки в совершенстве,
свободно читал книги на всех европейских языках.
Все военные годы он выезжал с учениками в
подмосковные колхозы на полевые работы на все
лето до осени, не имея много лет никакого отпуска.
Его очень любили все: и ученики, и учителя. Умер он
в школе от разрыва сердца… На посту.
Мы спокойно работали все первое полугодие. В
феврале о нашей работе узнали городской отдел
народного образования, министерство – и пошла
проверка! Инспектор министерства С.А.Смирнов был
у меня в десятых классах, проверял знания
учеников по литературе, констатировал
нормальное прохождение курса и не знал, как быть
с выпускными экзаменами в нашей школе,
впоследствии нас приравняли к школам области и
на экзамены вынесли шесть предметов.
С экзамена – на войну
В декабре некоторые наши
комсомольцы-десятиклассники перестали ходить в
школу. В чем дело? В Москве их не оказалось. В
марте они вернулись. Оказывается, были в тылу
врага по спецзаданию ЦК комсомола. Мы, учителя,
начали с ними проводить дополнительные занятия,
чтобы они нормально подготовились к экзаменам.
Было у нас интересное происшествие. Однажды
ночью стучат в парадный вход школы. Кто? Нарочный
от Сталина к директору. Испугались… Вот, думаем,
расправа за самовольную работу. Оказалось –
благодарность школе за проявленный патриотизм:
школа сдала облигации займа и 16 000 рублей денег на
танк «Московский школьник» – собрали ученики.
Личную подпись Сталина утром разглядывали
ученики.
Если мне не изменяет память, 7 апреля 1942 года один
немецкий самолет прорвался, никем не замеченный,
днем в наш район; одна из сброшенных бомб попала в
дом № 7а по Мажорову переулку, были жертвы: дети
играли в скверике, взрывной волной опрокинуло
трамвай, у нас в кабинетах вылетели стекла. Нашим
ребятам пришлось помогать убирать во дворе после
налета и видеть ни в чем не повинные жертвы войны
– убитых детей. Со слезами пришли ребята на урок,
возмущенные, полные негодования и ненависти.
Незаметно подошло время выпускных экзаменов. Вот
и они миновали… Сто человек окончили школу.
Заводы дали средства, а воинская часть, стоявшая
поблизости, – продукты, музыку и кавалеров.
Окончивших мальчиков было мало, хотя заводы и
давали им броню. Завод № 615 давал броню для
мальчиков-десятиклассников, чтобы дать им
возможность окончить школу. Думали о победе, о
жизни.
Выпускной вечер… После него для наших
выпускников была война. Те, кто остался в живых,
возвращались не за школьную парту, а в вузы. Но с
некоторыми происходили комические истории: их
аттестатам не верили: ведь школы Москвы в первый
год войны не работали. Приходилось школе давать
справку, что занятия в 1941/42 году были, что
такому-то был выдан аттестат с соответствующим
номером.
На лето некоторые учителя уехали с учениками на
полевые работы в колхозы, другие остались в
трикотажной мастерской, открытой в школе МОПРом,
в ней для воинов вручную вязали свитера, носки,
варежки.
Все, кто окончил школу весной 1942 года, стали
настоящими людьми. В моем классе: Малышева –
зоотехник Республики Коми, Митина – юрист,
Крылова – инженер, Рыбкин – военный, Зайцева –
преподаватель немецкого языка, Милишникова –
работник библиотеки, Герман – радиотехник,
Тимофеев – инженер, Паращук – преподаватель
академии (английский язык).
А учителя? Директор школы, В.А.Корнеева, еще долго
после войны возглавляла нашу школу, многие ушли
на пенсию, большинства уже нет… нет.
Многое мною не написано не потому, что забыто, а
просто кажется, что это, может быть, не всем
интересно.
* * *
На этом воспоминания кончаются. Учителя
этой школы умерли, с ними ушли их педагогические
мысли, находки, богатый опыт, но сила их духа,
способность смело принимать самостоятельные
решения, личная ответственность за то, что
происходит вокруг, бесстрашие и любовь к людям, к
своей профессии, к ученикам, я верю, остались в
памяти, в характерах людей, с которыми они вместе
жили, не хочу сказать – работали, именно жили в
трудные военные годы.
Школа № 425 была закрыта в 60-е годы, здание отдано
Московскому автомеханическому институту, одна
из новостроек Москвы получила этот номер, но,
получив номер, не приняла памяти, традиций, не
проявила интереса к учителям, ученикам этой
школы, которые могли бы очень помочь в воспитании
нового поколения. Жаль, что мы часто небрежны к
людям, которые рядом. И правда, что они сделали?
Просто работали.
Что хранит моя детская память? Узкое подсобное
помещение с кафельным полом и железной печкой,
холодное, совсем не приспособленное для жилья.
Холод. Рвущиеся от мороза батареи на этажах, вода,
потоками стекающая по широким лестницам… и мама,
вместе с нянечками собирающая воду большими
тряпками… А утром она выходила встречать
учеников, собранная, строгая, директор, взявшая
на себя ответственность самостоятельного
решения о работе школы в трудный военный год,
потому что понимала: если есть учителя и ученики,
должен начаться учебный процесс. Вечерами
учителя собирались вместе, и начинался
увлекательный разговор об учениках, об их
характерах и судьбах, о воспитании. Навсегда
осталось в памяти главное: взаимоотношения с
ребятами, взаимное уважение, забота, защита,
помощь, дружеское участие в жизни каждого,
невзирая на собственное горе, потери и
потрясения.
В школе формируются отношения людей, дети
чувствуют прежде всего отношение к ним, учатся
слышать невысказанное, видеть скрытое от глаз,
чувствовать сердцем. Если этого нет, школа не
выполняет главного назначения – растить
человека.
Фото из личного архива
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|