НЕПРАЗДНИЧНАЯ ТЕМА
Когда наступит день победы?
– Какой странный вопрос, – подумает
читатель, получив газету в день выхода – 7 мая, –
День Победы наступит послезавтра, день в день.
Спустя пятьдесят семь лет после того как
советские солдаты водрузили Красное знамя над
берлинским рейхстагом.
В этот день все мы много лет празднуем самый
счастливый праздник – День Победы.
Но чем дальше 9 мая 1945 года отдаляется от нашего
времени, тем сильнее ощущение не победы над
врагом, а затянувшейся войны. Точнее –
отсутствия мира. Не в горячих точках или на
Ближнем Востоке, а в повседневной нашей
детско-взрослой жизни, самой обыденной, в которой
школа словно магнит притягивает насилие и сама
становится не источником мира, а механизмом
воспроизводства жестоких норм, царящих в
обществе. Я не хочу сказать, что идет война, я хочу
сказать, что в сознании современного ребенка, в
том числе и с нашей помощью, мир отражается, как
война.
Новости каждый день – как будто с фронта.
И стилистика отношений – приказы и рапорты.
И статистика достижений – как перечень
освобожденных городов и сел.
А главное – постоянное ощущение, что вот доживем
до победы, сгинет враг, вот тогда и наступит
счастливое, замечательное время. Время всеобщей
любви и добра.
Только это время, этот день ощущения мира и
счастья почему-то никак не приходит.
Война детей
Невозможно привыкнуть к повторяющейся
череде сообщений о том, как школьники убивают
своих товарищей и учителей.
…Наверное, мало кто из наших читателей знает, что
такое “Counterstrike”. Это интерактивная компьютерная
игра. Она имитирует в реальном времени
террористические акты и антитеррористическую
войну. Разбившись на группы “террористов” и
“антитеррористов”, в эту игру через Интернет
играет в основном молодежь: по данным
производителя, на сайте в любое время
присутствуют 500 000 зарегистрированных игроков.
Они врываются в здания, чтобы освободить
заложников или, если выступают за
противоположную сторону, взрывают автомобили,
стараются захватить заложников. Роберт
Штайнхойзер, как говорят его школьные товарищи,
мог бесконечно играть в “Counterstrike”.
Кто такой Роберт Штайнхойзер, сегодня знают
многие, особенно в Германии, особенно в Эрфурте. 26
апреля, вооружившись помповым ружьем,
револьвером и большим количеством боеприпасов,
19-летний Роберт Штайнхойзер, отчисленный
некоторое время назад из гимназии, убил 17
человек. После этого нападавший свел счеты и с
собственной жизнью. В числе погибших – две
школьницы, 13 учителей (четверть всех педагогов
гимназии), школьная секретарша и полицейский,
прибывший по вызову. Убийца был членом двух
стрелковых клубов и имел право на владение
оружием.
Отчисленный гимназист, по сообщению влиятельной
немецкой газеты «Франкфуртер альгемайне»,
действовал в точности так же, как и герои его
любимой компьютерной «стрелялки». Он оделся так
же, принимал снайперские позы, старался стрелять
только во взрослых... А когда один из
преподавателей сумел приблизиться к убийце,
сорвать с него маску и, узнав, крикнул: «Убей же
меня», то тем самым игра оказалась «испорченной».
Далее цитируем по «Франкфуртер альгемайне»: «И
юноша, который только что убил 17 человек, ответил
словами ребенка, выключающего компьютер: «Мне
больше не хочется»...
Прошлой осенью четверо американских школьниц
пытались отравить свою учительницу. Девушки
обвинялись в том, что подлили ей очищающего
растворителя в бутылку для питьевой воды. Правда,
судья Томас Флин признал, что следствию не
удалось установить причастность всех девушек, и
виновными были признаны лишь две – 11 и 12 лет.
Учительницу от смерти спасло лишь то, что она не
стала пить воду сразу, а поставила ее в
холодильник.
Весной прошлого года в пригороде Сан-Диего штата
Калифорния в местной школе открыл стрельбу
старшеклассник Джейсон Хоффман. Из дробовика он
ранил троих одноклассников и учительницу. Затем
18-летний школьник вступил в перестрелку с
дежурившим в здании полицейским. При этом он вел
огонь в положении снайпера и сделал всего 6 или 7
выстрелов, перезарядив оружие лишь однажды.
А через три дня после страшной трагедии в Эрфурте
агентство утро.ru сообщило: «На востоке Боснии
17-летний ученик школы в деревне Власенича открыл
огонь из пистолета по двум учителям, в результате
чего один из них скончался на месте, а другой
получил серьезные ранения. После этого ученик
выстрелил себе в голову. По свидетельству
местной полиции, мотив преступления пока
неясен». Война детей продолжается…
Война с детьми
– Неужели нельзя было найти другое
время, чтобы поднять тему детского насилия? –
может спросить читатель, предпочитающий строгое
соблюдение жанра праздничных материалов, –
почему обязательно накануне светлого праздника?
Извините, дорогой читатель, наверное,
действительно не нужно было именно в этом номере
писать о нескончаемой войне детей и взрослых, но
если ветераны Второй мировой и Великой
Отечественной заслужили свои парады побед, то
нам с вами пока гордиться победами рано.
Войны не возникают без причин: если дети воюют со
взрослыми – значит, взрослые ведут боевые
действия с детьми. Слабый защищается, потому что
сильный нападает.
Это только кажется, что дети беспричинно жестоки
и проявляют немотивированную агрессию.
Я не верю, что московские скинхеды и их соратники
в других городах организовались и действуют сами
по себе.
Не верю, что молодые национал-большевики
координируют свои действия сами, без умелой и
опытной руки.
Не верю, что любые молодежно-радикальные
объединения возникают из ниоткуда и действуют по
собственному замыслу.
Я вижу, как умело и эффективно используется
энергия подросткового протеста и беспомощность
официальных образовательных институтов,
слабость государственной системы, занимающейся
детьми и подростками. Я вижу, как маргиналы всех
мастей собирают вокруг себя выброшенных из
общественной системы детей. И не важно, являются
ли они вожаками-психопатами, или героями
боевиков, крутыми полицейскими, или
петербургскими бандитами. Это могут быть
респектабельные продюсеры, получающие
престижные кинопремии за кассовые фильмы с
убийствами, вундеркинды-политтехнологи,
отвлекающие внимание общества от реальных
проблем. Это менеджеры, выстраивающие стратегии
роста тиражей, политики, разжигающие
национальную рознь, и даже родители, так и не
сказавшие своим детям главных слов о доброте и
любви людей друг к другу.
Мы живем, бесстыдно не замечая детей вокруг, и
они, конечно, пытаются привлечь наше внимание.
Самыми сильными средствами, пропорционально
нашей слепоте и глухоте.
Наша война с детьми – это война непризнания их
суверенитета и права на то, чтобы общество вело
себя так, как положено в присутствии детей.
Мы отказываем детям в независимости их прав и
свобод, это и есть то насилие, против которого они
борются или от которого бегут, превращаясь в
беспризорников.
…День Победы – это скорее напоминание, чем
праздник. Напоминание о том, что миллионы людей
погибли ради того, чтобы мы жили в мире. Не только
как граждане разных стран или представители
разных религий или политических взглядов. Но
прежде всего как представители двух миров,
детского и взрослого.
Они так хотели этого, а у нас все никак не
получается. Когда наступит мир, придет наш День
Победы.
А послезавтра наступит 9 Мая, праздник надежды и
памяти. Поздравляем вас, дорогие наши читатели, с
этим днем!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|