Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
НЕПРАЗДНИЧНАЯ ТЕМА

Александр АДАМСКИЙ

Когда наступит день победы?

– Какой странный вопрос, – подумает читатель, получив газету в день выхода – 7 мая, – День Победы наступит послезавтра, день в день. Спустя пятьдесят семь лет после того как советские солдаты водрузили Красное знамя над берлинским рейхстагом.
В этот день все мы много лет празднуем самый счастливый праздник – День Победы.
Но чем дальше 9 мая 1945 года отдаляется от нашего времени, тем сильнее ощущение не победы над врагом, а затянувшейся войны. Точнее – отсутствия мира. Не в горячих точках или на Ближнем Востоке, а в повседневной нашей детско-взрослой жизни, самой обыденной, в которой школа словно магнит притягивает насилие и сама становится не источником мира, а механизмом воспроизводства жестоких норм, царящих в обществе. Я не хочу сказать, что идет война, я хочу сказать, что в сознании современного ребенка, в том числе и с нашей помощью, мир отражается, как война.
Новости каждый день – как будто с фронта.
И стилистика отношений – приказы и рапорты.
И статистика достижений – как перечень освобожденных городов и сел.
А главное – постоянное ощущение, что вот доживем до победы, сгинет враг, вот тогда и наступит счастливое, замечательное время. Время всеобщей любви и добра.
Только это время, этот день ощущения мира и счастья почему-то никак не приходит.

Война детей

Невозможно привыкнуть к повторяющейся череде сообщений о том, как школьники убивают своих товарищей и учителей.
…Наверное, мало кто из наших читателей знает, что такое “Counterstrike”. Это интерактивная компьютерная игра. Она имитирует в реальном времени террористические акты и антитеррористическую войну. Разбившись на группы “террористов” и “антитеррористов”, в эту игру через Интернет играет в основном молодежь: по данным производителя, на сайте в любое время присутствуют 500 000 зарегистрированных игроков. Они врываются в здания, чтобы освободить заложников или, если выступают за противоположную сторону, взрывают автомобили, стараются захватить заложников. Роберт Штайнхойзер, как говорят его школьные товарищи, мог бесконечно играть в “Counterstrike”.
Кто такой Роберт Штайнхойзер, сегодня знают многие, особенно в Германии, особенно в Эрфурте. 26 апреля, вооружившись помповым ружьем, револьвером и большим количеством боеприпасов, 19-летний Роберт Штайнхойзер, отчисленный некоторое время назад из гимназии, убил 17 человек. После этого нападавший свел счеты и с собственной жизнью. В числе погибших – две школьницы, 13 учителей (четверть всех педагогов гимназии), школьная секретарша и полицейский, прибывший по вызову. Убийца был членом двух стрелковых клубов и имел право на владение оружием.
Отчисленный гимназист, по сообщению влиятельной немецкой газеты «Франкфуртер альгемайне», действовал в точности так же, как и герои его любимой компьютерной «стрелялки». Он оделся так же, принимал снайперские позы, старался стрелять только во взрослых... А когда один из преподавателей сумел приблизиться к убийце, сорвать с него маску и, узнав, крикнул: «Убей же меня», то тем самым игра оказалась «испорченной». Далее цитируем по «Франкфуртер альгемайне»: «И юноша, который только что убил 17 человек, ответил словами ребенка, выключающего компьютер: «Мне больше не хочется»...
Прошлой осенью четверо американских школьниц пытались отравить свою учительницу. Девушки обвинялись в том, что подлили ей очищающего растворителя в бутылку для питьевой воды. Правда, судья Томас Флин признал, что следствию не удалось установить причастность всех девушек, и виновными были признаны лишь две – 11 и 12 лет. Учительницу от смерти спасло лишь то, что она не стала пить воду сразу, а поставила ее в холодильник.
Весной прошлого года в пригороде Сан-Диего штата Калифорния в местной школе открыл стрельбу старшеклассник Джейсон Хоффман. Из дробовика он ранил троих одноклассников и учительницу. Затем 18-летний школьник вступил в перестрелку с дежурившим в здании полицейским. При этом он вел огонь в положении снайпера и сделал всего 6 или 7 выстрелов, перезарядив оружие лишь однажды.
А через три дня после страшной трагедии в Эрфурте агентство утро.ru сообщило: «На востоке Боснии 17-летний ученик школы в деревне Власенича открыл огонь из пистолета по двум учителям, в результате чего один из них скончался на месте, а другой получил серьезные ранения. После этого ученик выстрелил себе в голову. По свидетельству местной полиции, мотив преступления пока неясен». Война детей продолжается…

Война с детьми

– Неужели нельзя было найти другое время, чтобы поднять тему детского насилия? – может спросить читатель, предпочитающий строгое соблюдение жанра праздничных материалов, – почему обязательно накануне светлого праздника?
Извините, дорогой читатель, наверное, действительно не нужно было именно в этом номере писать о нескончаемой войне детей и взрослых, но если ветераны Второй мировой и Великой Отечественной заслужили свои парады побед, то нам с вами пока гордиться победами рано.
Войны не возникают без причин: если дети воюют со взрослыми – значит, взрослые ведут боевые действия с детьми. Слабый защищается, потому что сильный нападает.
Это только кажется, что дети беспричинно жестоки и проявляют немотивированную агрессию.
Я не верю, что московские скинхеды и их соратники в других городах организовались и действуют сами по себе.
Не верю, что молодые национал-большевики координируют свои действия сами, без умелой и опытной руки.
Не верю, что любые молодежно-радикальные объединения возникают из ниоткуда и действуют по собственному замыслу.
Я вижу, как умело и эффективно используется энергия подросткового протеста и беспомощность официальных образовательных институтов, слабость государственной системы, занимающейся детьми и подростками. Я вижу, как маргиналы всех мастей собирают вокруг себя выброшенных из общественной системы детей. И не важно, являются ли они вожаками-психопатами, или героями боевиков, крутыми полицейскими, или петербургскими бандитами. Это могут быть респектабельные продюсеры, получающие престижные кинопремии за кассовые фильмы с убийствами, вундеркинды-политтехнологи, отвлекающие внимание общества от реальных проблем. Это менеджеры, выстраивающие стратегии роста тиражей, политики, разжигающие национальную рознь, и даже родители, так и не сказавшие своим детям главных слов о доброте и любви людей друг к другу.
Мы живем, бесстыдно не замечая детей вокруг, и они, конечно, пытаются привлечь наше внимание. Самыми сильными средствами, пропорционально нашей слепоте и глухоте.
Наша война с детьми – это война непризнания их суверенитета и права на то, чтобы общество вело себя так, как положено в присутствии детей.
Мы отказываем детям в независимости их прав и свобод, это и есть то насилие, против которого они борются или от которого бегут, превращаясь в беспризорников.
…День Победы – это скорее напоминание, чем праздник. Напоминание о том, что миллионы людей погибли ради того, чтобы мы жили в мире. Не только как граждане разных стран или представители разных религий или политических взглядов. Но прежде всего как представители двух миров, детского и взрослого.
Они так хотели этого, а у нас все никак не получается. Когда наступит мир, придет наш День Победы.
А послезавтра наступит 9 Мая, праздник надежды и памяти. Поздравляем вас, дорогие наши читатели, с этим днем!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru