КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Догнать свет, чтобы уловить время
Оскар-2002, или Удивительные открытия,
которые за разговорами о политкорректности
никто не заметил
Праздник раздачи “Оскаров” в этом году
вызвал в наших средствах массовой информации
настоящий угар. Академию киноискусства огулом
обвинили в далеких от искусства соображениях
политкорректности, ибо три награды из двадцати
получили афро-американские актеры: Дэнзел
Вашингтон за главную роль в фильме
“Тренировочный день”, Халли Берри за главную
женскую роль в фильме “Бал чудовищ”, а почетных
“Оскаров” за исключительные заслуги в создании
кинофильмов – Роберт Редфорд и Сидней Пуатье.
Выбор членов Академии был признан российскими
околокинематографическими кругами ошибкой, так
как ничего не получили их фавориты.
“Оскар” – премия Американской академии
киноискусства, и дело Оскара –
свидетельствовать о состоянии американской
нации и, если угодно, ее духа и отмечать
собственно кинематографические достижения. Ведь
огромное количество наград получают специалисты
по технике кино – а это не что иное, как смотр
возможностей киноискусства, всех его звеньев.
Смотр, который производит самый
заинтересованный в кинематографе критик –
профессионалы всех его цехов и отраслей. И только
они.
За полвека работы в кино Сидней Пуатье был
выдвинут на премию академии дважды и получил ее
за исполнение главной роли в фильме “Полевые
лилии” в 1963 г. Он снялся более чем в 40 фильмах.
Среди них были “Скованные цепью”, “Угадай, кто
придет к обеду”, “Изюминка на солнце”, “Душной
южной ночью”. До него и Роберта Редфорда эту
награду получали Пол Ньюмен, Сатьяджит Рей,
Микельанджело Антониони, Акира Куросава, София
Лорен, Джеймс Стюарт и Генри Фонда.
Мы еще долго будем прощаться с ХХ веком. Он
догоняет нас, напоминает о себе. Мы жили в нем
устремленными в будущее. Теперь все чаще
оборачиваемся, чтобы осознать, каков был этот,
уже прошлый, век. Век, где человек научился
догонять свет и время и улавливать их, скручивать
и растягивать, и хранить на прозрачной
целлулоидной ленте.
“Оскар-2002” наводит на мысль, что важнейшим
событием прошлого века в Соединенных Штатах было
преодоление рабства. Только кинематограф с
педантизмом часового мастера фиксировал разные
его фазы. Я говорю не только об освобождении
негров. Речь идет обо всем народе.
Путь от почти салонной мелодрамы “Угадай, кто
придет к обеду” до крайностей “Бала чудовищ”
мог пройти только весь народ. Там безупречно
воспитанного, образованного, ослепительного
черного героя Сиднея Пуатье должны принять или
не принять равные с ним, принадлежащие к тому же
сословию белые. Здесь немолодого, не блещущего
талантами белого расиста-изгоя (ибо он палач, сын
и отец палачей, а они везде и во все времена были
изгоями) должна принять или не принять молодая,
прекрасная, изначально состоящая с ним в
смертельном антагонизме цветная вдова
казненного им негра. Вернее, они оба должны
разгрести многовековые завалы из предрассудков,
окаменелой ненависти, привычных обид и прочих
зубов дракона, чтобы просто разглядеть друг
друга.
Хотя в фильме “Тренировочный день” Дэнзел
Вашингтон играет продажного полицейского, но,
как он признался, что на своем экземпляре
сценария сразу по прочтении записал
“сверхзадачу” – сыграть человека,
расплачивающегося за грех. А ведь и до
“Тренировочного дня” в американских фильмах
было немало продажных полицейских с темной
кожей, и очень часто – именно из соображений
политкорректности.
И понадобилось менее сорока лет спустя после
знаменитой речи Мартина Лютера Кинга “У меня
есть мечта”, чтобы героем мог оказаться не
только хороший негр, но и плохой. И не просто
плохой, а сложный, с абсолютно положительным,
излучающим сияние лицом Дэнзела Вашингтона. США,
во всяком случае ее кинематографисты, дожили до
времени, когда согласно мечте их великого
гражданина “о людях будут судить не по цвету
кожи, а по цельности их натуры”. “Оскары” Сиднея
Пуатье и Роберта Редфорда получены ими за то, что
товарищи по цеху оценили “цельность их натуры”.
Чувство равенства вовсе несвойственно дикарю.
Оно, как и Свобода, и Братство, – достижение
христианской культуры. И утверждается там, где
его культивируют. Недаром на церемонии
прозвучали эти слова: “Когда академия
награждает Cиднея Пуатье, она еще больше
награждает себя”.
Стоит задуматься, не означает ли все это, что до
сих пор в Соединенных Штатах кинематограф
остается самым влиятельным из искусств. Весь мир
увидел, кто сидел на телефонах во время
благотворительной акции после 11 сентября.
Пожертвования принимали Джек Николсон и Джулия
Робертс, Вупи Голдберг и Джеймс Вудс, те, кому
американцы доверяют как себе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|