ШКОЛА-2002
Четыре завтрашних учебных дня в
«Сокольниках»
С 19 по 23 апреля в Москве, в комплексе
«Сокольники», проходила шестая международная
выставка «Школа-2002». На этот раз мероприятие,
ставшее уже традиционным, имеющее, как нам
казалось, сложившийся облик и круг участников,
приобрело совершенно новый вид и содержание. Об
этом – более подробно...
Мы приехали на «Школу-2002» в субботу.
Обычно в этот день к стендам не протолкнуться.
Можно лишь схватить десяток-другой рекламных
проспектов, помахать диктофоном над головами и
потом в редакции пытаться воссоздать целостную
картину по обрывкам фраз на пленке и вороху
разномастных глянцевых бумажек.
В этот раз все было иначе...
Прямо
у входа (в павильоне!) стоит школьный автобус.
Желтый, непохожий на наши кургузые «лиазики»,
словно приехавший из страны молочников, туманов
и утренней овсянки. Он специально спроектирован
для детей – поручни ниже, окна больше, ремни
безопасности на каждом кресле, повышенная
остойчивость на дороге. Выставлен на продажу –
приходи и уезжай. Чуть в сторонке чиновники
одного из региональных департаментов
образования обсуждают: а что, если такие
закупить? как дела с запчастями, каков ресурс
двигателя, пойдет ли наше топливо?
Идем дальше. На зеленом ковролине, как в лесу,
поставлена палатка. Автобус, конечно, внутрь не
загнать, но легковушку вполне можно. «Снаряжение
для школьных походов», – объясняют нам. Для
школьных-то для школьных, а фирма, которая эту
экспозицию представила, в России известна как
один из лучших производителей снаряжения для
альпинистов. Одежда на любую погоду,
«анатомические» рюкзаки, которые регулируются
под любой рост и комплекцию. Вещи дорогие,
доступные по цене отнюдь не всякому. «Спрос есть,
– говорят нам. – Иначе бы не приезжали».
А это что за чудо? Словно кадр из фантастического
фильма: на столе лежит затянутый в пластиковый
комбинезон гуманоид, над ним склонились люди в
халатах... Это презентация учебных пособий по
основам безопасности жизнедеятельности – ОБЖ.
Перед нами специальный манекен, на котором
учатся делать искусственное дыхание,
накладывать шины и повязки врачи из центров
медицины катастроф. А как же противогазы и прочая
уже вошедшая в анекдоты атрибутика? «Смеетесь, –
отвечают, – мы серьезными делами занимаемся. И
цели у курса ОБЖ давно уже другие...»
ЕГЭ в реальном времени
Программа
«круглых столов», семинаров и конференций
выставки «Школа-2002» занимает сорок семь страниц.
Казалось бы, описать все это многообразие –
задача, неподъемная даже для толстого журнала. Но
было среди прочих мероприятие, которое без
преувеличения можно назвать знаковым: круглый
стол «Единый государственный экзамен»,
организованный Министерством образования
совместно с нашей газетой.
Здесь разработчики тестов – профессор МГУ
А.Г.Шмелев; директор Центра тестирования
В.А.Хлебников; главный куратор эксперимента по
ЕГЭ заместитель министра образования В.А.Болотов
– фактически впервые встретились с учителями,
родителями, абитуриентами – теми, в чьих
интересах и проводится эксперимент. Мало того,
Министерство образования пошло на
беспрецедентный шаг: параллельно с ходом
«круглого стола» была организована
«показательная» сдача ЕГЭ в режиме реального
времени. Желающих попробовать свои силы нашли
здесь же, на выставке.
Сразу стоит заметить, что будущие и недавние
выпускники не очень понимали, куда их приглашают:
собственно, о процедуре ЕГЭ они знали разве что
понаслышке. Равно как и участники “круглого
стола”: выступление В.Болотова, говорившего об
общей стратегии ЕГЭ, о перспективах
эксперимента, резко контрастировало с
последовавшими вопросами из зала. “А будут ли в
каждой школе проекторы, чтобы было видно, как
правильно заполнять бланки?”, “А обязательно
всех куда-то везти на автобусах, нельзя ли
устроить тест в каждой школе?”, “Почему так
много бланков, можно попробовать упростить их?”.
Тем временем тест подошел к концу – вместо
стандартных трех часов организаторы дали лишь
час. Однако, несмотря на то что задание было одним
из самых сложных – математика, средний уровень
ответов оказался 60–65 баллов.
...Итак, первый шаг сделан. ЕГЭ стал открытым
широкой публике. Замечательно, но... этого мало.
Хорошо, если бы каждый заинтересовавшийся
учитель или родитель мог пройти его сам! От и до.
Чтобы экзамен действительно получил
общественное признание, а не стал очередной
директивой сверху, исполняемой “под козырек”.
Еще два “круглых стола” в рамках форума провели
сотрудники Издательского дома “Первое
сентября” – редактор газеты “Школьный
психолог” Марк Сартан и редактор газеты
“Дошкольное образование” Марина Аромштам.
Два подхода к школьной психологии
Проблематику
первого “круглого стола” определил вопрос “С
какими запросами учитель может прийти к
школьному психологу?”. Участники обсуждения
обозначили две тенденции в восприятии школьного
психолога педагогами. Первая заключается в
установке: “Любую проблему должен решать
психолог”. Вторая исходит из прямо
противоположной предпосылки: “Психолог может
скорее навредить, чем помочь учителю”.
Конечно, психолог не может соответствовать в
полной мере желаниям тех педагогов, которые ждут
от него чуда. Поэтому первый этап вхождения
психолога в школьный коллектив –
ознакомительный. При этом, как считает психолог
центрального филиала лицея “Столичный” Полина
Трояновская, помощь психолога должна быть
дозированной. А когда учителя увидят пользу в
конкретных локальных ситуациях, у них самих
повысится интерес к возможностям психологии.
В действиях психолога учителя нередко видят
покушение на свой авторитет. Поэтому важнейшая
задача школьного психолога на начальной стадии
вхождения – показать учителям, что у него есть
своя собственная область деятельности. Ведь на
педагогическом совете обсуждаются не только
вопросы методики. Можно повести речь о
психологическом состоянии ребенка.
Замечательный эффект был получен в
школе-интернате поселка Тумса Кировской области.
В это учебное учреждение приехали дети и
психологи из Клуба общения. Они вели здесь
занятия в течение трех дней. И учителя
школы-интерната увидели необычную для них
ситуацию: когда и дети, и взрослые общаются
наравне, тогда ребята смело ставят перед
психологами острые проблемы. В результате гости
уехали, а школа еще долго бурлила: “Так ли мы учим
и воспитываем?”
Участники “круглого стола” с сожалением
констатировали, что учителя в основном приходят
к психологу с “проблемой ребенка”, реже со
своими профессиональными проблемами, а еще реже
– с личными. Очевидно, школьным психологам
предстоит еще немало потрудиться для завоевания
авторитета в педагогической среде.
В “цепи” образования
Круглый стол Марины Аромштам назывался “Ребенок
для школы или школа для ребенка”. Ведущая сразу
заострила проблему: “Конечно, с гуманистической
позиции школа должна существовать для ребенка.
Почему же тогда на практике школа зачастую
становится суровым институтом, где ребенок
чувствует себя не лучшим образом?”
По мнению Марины Аромштам, в современной
ситуации возникло противоречие между ценностями
гуманистической педагогики и социальным заказом
родителей. Оно проявляется, к примеру, в
непонимании роли игры в развитии дошкольника.
Ведь первый вопрос, который задают мамы и папы,
придя в детский сад, это не вопрос о том, как
играют с детьми. Скорее можно услышать вопрос: с
какого возраста вы начинаете учить иностранный
язык или математику? А вы изучаете один язык или
два? Достаточно ли хорошо вы готовите детей к
школе и какие шансы после пребывания ребенка в
детском саду перейти отсюда в престижную школу?
Как же в такой ситуации найти взаимопонимание
педагогам и родителям? В начальной школе –
детском саду “Обыкновенное чудо” встречи с
родителями организуются таким образом, чтобы и
представители школы, и родители поняли,
насколько схожи их стили общения с детьми.
Педагогам важно прояснить готовность родителей
к сотрудничеству, в том числе к тому, чтобы вместе
с учителями помогать ребенку в решении его
проблем. А родители в процессе первых встреч
могут определиться: подходит им это
образовательное учреждение или нет.
Руководитель Центра эстетического образования
рассказала о работе с родителями, которые не
понимают образовательных задач учреждения. В
этом случае администрации приходится на первых
порах даже скрывать от пап и мам то, что
происходит на занятиях.
С родителями постоянно ведутся беседы. Но этот
своеобразный ликбез не всегда помогает. Родители
слушали педагогов, а дома продолжали
“воспитывать”, унижая детей. Подвижки в лучшую
сторону произошли, когда образовательное
учреждение стало вовлекать родителей в
учебно-воспитательный процесс, например, через
приглашение к участию в праздниках,
театрализованных действах.
В конце дискуссии Марина Аромштам привела пример
Швеции, в которой существует иное отношение к
самоопределению детей. Для Швеции типична
ситуация, когда родители не стремятся, чтобы их
ребенок сразу поступил в высшую школу. Как
сказала одна мама в разговоре с Мариной, “он
сначала поедет в Амстердам, снимет там квартиру,
поработает, а потом определится, нужна ли ему
старшая школа, вуз или компьютерные курсы”.
Таким образом, там, где у ребенка есть реальные
возможности для выбора, он взрослеет быстрее.
...Сама постановка вопроса: “Школа для ребенка
или ребенок для школы?”, на взгляд ведущей,
говорит о том, что в нашем российском обществе
культивируется детская инфантильность. Взрослые
решают за ребенка, что с ним должно происходить,
фактически на всех ступенях образования. Тогда
как, пожалуй, главный критерий “школы для
ребенка” содержится в ответе на вопрос: “С
какого возраста и в какой мере от самого ученика
начинает зависеть то, что с ним происходит в
школе?”
Анатолий ВИТКОВСКИЙ,
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Фото В. Строковского
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|