Я ИДУ С УРОКА
КЛАДОВАЯ НЕПОПУЛЯРНЫХ ИДЕЙ
Воспитательный энтузиазм
лучше направить на себя
ХХ век ушел. Ушел вместе со своими
пророками. Но, оглянувшись назад, вслушаемся в их
былые речи. Может быть, эти парадоксальные
предостережения окажутся для нас более
открытыми и понятными, нежели для их
современников?
Карл Густав ЮНГ (1875–1961) в прошлом веке
был одним из известнейших ученых. Им была создана
аналитическая психология. В советской науке
работы швейцарского психолога долгое время
рассматривались как
иррационально-теологические спекуляции.
В 1932 году в Вене им был прочитан доклад “О
становлении личности”. Предлагаем
конспект-выборку из этого доклада.
…педагог обречен быть
компетентным…
Самая заветная цель и самое сильное желание
каждого человека состоит в том, чтобы дать
раскрыться той целостности своего существа,
которую обозначают понятием личность.
“Воспитать личность” – это стало сегодня
педагогическим идеалом (в противоположность
“массовому” человеку).
Когда беспрестанно твердят о том, что из ребенка
нужно воспитать личность, то возникает
закономерный вопрос – а кто же будет эту самую
личность воспитывать?
Родители? Самые обыкновенные, некомпетентные,
которые очень часто сами во многом остаются
детьми?
Или педагоги? Образованные специалисты, которых
с грехом пополам обучили психологии, т.е. точкам
зрения (по большей части несовместимым) на те или
иные правила, по которым якобы устроен ребенок и
по которым с ним якобы нужно обходиться?
Начнем с педагогов. В большинстве своем они
когда-то получили то же самое дефектное
воспитание, что и дети, которых они теперь должны
воспитывать. И они, как правило, личности в такой
же малой мере, как и их воспитанники. Педагогика
обыкновенно страдает односторонним интересом к
подопечному ребенку и столь же односторонним
невниманием к невоспитанности взрослого.
Всякий закончивший педагогические курсы
априорно считается полностью воспитанным –
одним словом, взрослым. Более того, он сам
вынужден считать себя таковым, чтобы суметь
выстоять в борьбе за существование. Конечно,
сомнения и чувство неуверенности оказали бы на
него парализующее и стесняющее действие. Они
похоронили бы столь необходимую человеку веру в
собственный авторитет и сделали бы его
непригодным к профессиональной жизни.
Вот от воспитателя и ожидается, что уж он-то все
умеет и уверен в своем деле. И никак не
предполагается, что он будет сомневаться в себе
или в своей состоятельности. Педагог неизбежно
обречен быть компетентным! И совершенно
невозможно представить, что в педагогике может
быть как-то иначе.
Поэтому даже от среднего воспитателя нельзя
ожидать результатов лучших, чем от средних
родителей. Если воспитатели – хорошие
специалисты, то уже одним этим следует
довольствоваться. Так же как и теми родителями,
которые старательно воспитывают детей по своему
усмотрению.
…а это во взрослом застрял вечный
ребенок…
Высокий идеал воспитания личности не стоит
применять к детям. Ведь то, что понимается под
“личностью” вообще, а именно определенная,
способная к сопротивлению и наделенная силой
душевная целостность, есть идеал взрослого.
Данный идеал стали приписывать детству лишь с
тех пор, когда человек, столкнувшись с проблемой
своей так называемой взрослости, начал
неосознанно или – того хуже – сознательно от нее
увиливать. В царящем педагогическом и
психологическом воодушевлении по поводу ребенка
сквозит бесчестный умысел: говорят о ребенке, а в
виду имеется ребенок во взрослом.
Наше время даже чрезмерно восхваляется как
“эпоха ребенка”. Сплошной безмерно разросшийся
и раздувшийся детский сад. А все потому, что в
современном взрослом застрял именно ребенок,
вечный ребенок, нечто все еще становящееся,
никогда не завершающееся, нуждающееся в
постоянном уходе, внимании и воспитании. Это та
частичка человеческой личности, которая хотела
бы развиться в целостность. Однако человек
нашего времени далек от этой целостности, как
небо от земли.
И вот в мрачном ощущении своей ущербности
взрослый, вдохновляясь идеями детской
психологии, захватывает в свои руки воспитание
ребенка. Он тешит себя мыслью, что раз его
собственное воспитание и развитие пошло вкривь и
вкось, то это конечно же можно будет устранить в
последующем поколении.
Намерение, конечно, похвальное, но оно терпит
фиаско из-за следующего психологического факта:
я не смогу исправить в ребенке те ошибки, которые
я сам все еще допускаю.
…никто из нас не признается в том,
что нуждается в воспитании…
Дети, конечно, не столь глупы, как мы полагаем. Они
слишком хорошо замечают, что настоящее, а что
поддельное. Сказка Андерсена о голом короле
заключает в себе бессмертную истину.
Сколь многие родители заявляют о похвальном
намерении избавить своих детей от того
печального опыта, который они, очевидно, сами
имели в детстве. И когда их спрашивают: “А вы
уверены, что вы сами-то преодолели эти промахи?”
– они совершенно искренно заявляют, что их
дефекты уже давным-давно исправлены. В
действительности же это не так.
И если родители, будучи детьми, воспитывались
слишком строго, то они сплошь и рядом портят
своих собственных детей вседозволенностью,
граничащей с пошлостью. Если же от них в детстве
досадно укрывали некоторые интимные сферы
взрослой жизни, то они столь же досадно впадают в
другую крайность, потворствуя трагическому
постоянству извечных грехов.
Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы
прежде всего внимательно проверить: не является
ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Например, наш педагогический энтузиазм.
Вероятно, его лучше направить на себя.
Пожалуй, никто из нас не признается в том, что
нуждается в воспитании. Потому что это
беззастенчивым образом напомнило бы нам о том,
что мы сами все еще дети и в значительной мере
сами все еще нуждаемся в воспитании.
Подготовил
Вячеслав БУКАТОВ
Более полный вариант будет опубликован
в “Школьном психологе” № 16
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|