Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
УРОКИ, КОТОРЫЕ МЫ ИЗВЛЕКАЕМ

Бывает так, что чем лучше, тем оно хуже...

Обыкновенный парадокс

Нельзя к Христу волоком притащить

У нас в школе работала очень хорошая учительница литературы. Слава о ней гремела. Все знали ее имя. Такой эмоциональный, пафосный учитель, который себя без остатка отдавал работе.
Так вот, в ее классных журналах была отдельная графа – “Отче наш”. Все дети сдавали ей молитву наизусть. Она абсолютно была уверена в своей правоте: дети должны знать… на этом выросли русские писатели… Родители ее очень боялись. Шарахались. Короче, достала она родителей…
Однажды мой бывший ученик, который стал священником, был у меня в гостях. И я ему начала рассказывать про эту учительницу, что ею недовольна администрация, про конфликты с родителями, про то, что уже и роно стало вмешиваться. “Очень хорошо, – сказал он, – что ее сейчас шпыняют. Она должна уйти из школы и хорошо подумать над тем, как надо нести Слово. То, что она делает, во вред учению Божию”.
Кончилось все тем, что она действительно ушла и сейчас работает в коррекционной школе. В этом году я была приглашена в комиссию на районный конкурс чтецов. Выступали и ее ребята – видно, что пропитые, прокуренные насквозь, памяти никакой. Мы, конечно, им дипломы выдали – за сам факт участия в конкурсе (до этого коррекция на конкурс не выходила).
Потом на олимпиаду по литературе она вдруг выдает сочинение. Конечно, никакое. Тем не менее из этой коррекционной школы она стала вытягивать детей на общий уровень.
Все это здорово, конечно. Но когда она от нас ушла, мне отдали ее классы. Так вот, я не могла в этих классах слово “Христос” произнести. Детей просто тошнило. Она их своими лекциями про Христа достала…
Мне кажется, что нельзя к Христу волоком притащить. К Нему нужно приходить своими ногами.
З.Ф., Московская обл.

Видение вещей невидимых

Однажды я два месяца лежал в больнице с одним чеченцем-мусульманином. И мы с ним целые вечера проводили в беседах. Он мне рассказывал о том, как совершаются их обряды, о Коране, я ему рассказывал о Христе. И мы прекрасно друг друга понимали. А неверующие в нашей же палате не могли взять в толк, о чем это мы так долго беседуем.
Апостол Павел говорил, что вера – это есть видение вещей невидимых. Поэтому человека верующего нельзя убедить в том, что Бога нет, потому что он Его видит. А человеку неверующему нельзя объяснить, что Бог есть, потому что он Его не видит.
Объяснить – нельзя. Но можно понять. И это помогает увидеть.

***
Со мной в семинарии учился один парень. Когда он пришел сдавать вступительные экзамены, у него стали спрашивать то, что обычно спрашивают на экзамене в семинарии: знание Священного Писания, наизусть утренние и вечерние молитвы, Cимвол веры...
Он говорит: «Я этого ничего не знаю». Ему говорят: «А что ты знаешь?» И он тогда прочел наизусть отрывок из Евангелия.
Его спрашивают: «Откуда ты это знаешь?» Он говорит: «Я стоял на автобусной остановке, и к моим ногам прилетел листок. Я его поднял. Прочел с одной стороны, с другой. И слова так меня поразили, что я стал читать их постоянно и выучил наизусть».
И его приняли.
Отец А.П., Московская обл.

Я сразу почувствовала правду этих людей

Раньше книги приходилось добывать – и их читали. Теперь они достаются без труда – и их не читают.
Как-то раз в своей прежней школе я затеяла факультатив “Библейские сюжеты в мировом искусстве” и не знала, как достать Библию. Это было 20 лет назад, не забывайте.
И вот через друзей я достала адрес эмигрантки из русского монастыря во Франции. Я ей написала – она откликнулась и прислала много замечательных книг, которые у нас начали печатать гораздо позже.
Завязалась переписка. Она написала мне, что до трех лет жила в Петербурге и еще помнит, как они с братом шли по Зоологическому саду и встретили нищего, и брат велел ей подать нищему денежку, а она сказала, что не даст, потому что знает этого человека, он их пропьет, ему деньги на самом деле не нужны, он не нищий и так далее. И брат ей ответил: «Это Божье дело – судить этого человека. Но если он просит, ты должна дать».
Замечательная позиция – очень простая, ясная, ничем не усложнена. Я сразу почувствовала правду этих действительно верующих людей. Правда такая: пользоваться любой ситуацией, чтобы быть таким, как учит Христос, а дальше все будет как будет…
И.З., Ленинградская обл.

Попытайся простить

Недавно на перемене мальчик из шестого класса здорово ударил девочку. Я и раньше замечала, что он к ней неравнодушен. И вот он ее ударил. И весь класс на него ополчился: он многих достал.
А я не знаю, что мне делать. Разразилась какой-то речью про то, что нельзя так вести себя с человеком. Но, слава Богу, говорила недолго.
Девочка сидит на уроке, плачет. Как же мне ее утешить? И я ей говорю: “Анюта, ты ходишь в воскресную школу. Тебя там учат, что нужно уметь прощать, быть терпимой. Вот тебе, наверное, Господь и послал такое искушение. Вот Федя тебя сейчас обидел – ну попытайся его простить”. И начала урок.
А потом после урока подходит ко мне другая ученица: “Марина Борисовна, если человек крещеный, а в Бога не верит, то он христианин или нет?” Им иногда, видно, хочется спросить, а не у кого.
М.И., Свердловская обл.

Это могу быть и я

Мне кажется, что дети не хотят, чтобы мы их внутренний трепет перед Богом видели, но какую-то свою думу они при этом думают. Им нужно кого-то встретить, кто бы им помог раскрыться. Наверное, встретят, если нужно. Этим человеком каким-то косвенным образом могу быть даже я.
Андрей, когда учился, увлекался Бхагават-гитой. Помню, сочинение по “Горю от ума” написал с точки зрения Бхагават-гиты. Потом он на буддизм перешел, потом еще на что-то. Его носило и носило, пока он не пришел в семинарию.
В те годы при поступлении нужно было принести просто рекомендацию от батюшки. Вот батюшка его и спрашивает, знает ли он, кто такой Христос. Андрей ответил: «Учительница немножко рассказывала». А я даже не знаю, откуда у меня тогда слово про Христа было. Наверное, от литературы. Как говорит один знакомый священник, любой положительный герой русской литературы прообразом имеет Христа. Наверно, я добросовестно учила: вот ему, видимо, что-то в душу и запало.
Так вот, Андрей как-то зашел ко мне в гости. “Спасибо, – говорит, – Инна Владимировна, вы очень много сделали, чтобы я оказался в семинарии”. И стал рассказывать. Я ничего из того, что он рассказал, не помню. Я ничего не пропагандировала. Может быть, просто на моих уроках можно было разговаривать?..
И.Ф., Ленинградская обл.

Свобода как осознанная необходимость?

Года полтора назад я побывал на симпозиуме, организованном Московским институтом усовершенствования учителей. Там выступала одна молодая учительница из Мурманска, которая делилась своими успехами в деле духовно-нравственного воспитания.
Она сообщила, что в ее классе, в обычной районной школе, создан православный отряд. Ребята вместе ходят в церковь, ездят по монастырям, собирают данные о местных святых. Они ставят перед собой задачу – всемерно распространять православие. И начинают, как положено, со своих ближних. Как не без гордости заметила учительница: «Мы уже окрестили почти весь класс. Теперь, когда спросят, кто из вас, ребята, православный, целый лес рук поднимается, – и добавила: – Я-то знаю, что они пока еще не все православные, но они боятся своих товарищей, которые считают, что быть неверующим – это просто глупо».
Остается догадываться, каковы могут быть последствия такого «передового опыта». Удар в первую очередь придется по Церкви. Все церковные историки отмечают, что самым тяжким испытанием для Церкви были даже не гонения первых двух веков, а то, когда туда хлынул поток людей из совершенно не религиозных соображений и вера стала государственной.

Тонкий английский юмор

Один профессор английского университета рассказывал, что на их кафедре религиозного образования в ходу такая шутка. Обычно, если человек хочет, чтобы у него получилось что-то хорошо, он должен очень стараться делать это как можно лучше. А в религиозном образовании наоборот: если хочешь, чтобы получилось, не надо слишком стараться делать это хорошо.
В области религиозного образования, которое все состоит из клубка животрепещущих проблем, нельзя надеяться на успех, если делать ставку на последовательное и бескомпромиссное осуществление даже самых хороших педагогических идей и бесспорных истин.
Пора наконец понять, что нет таких спасительных идей и учений, которым можно было бы беспредельно вверять свою судьбу, устранившись от нравственной ответственности за свой личный выбор. Даже Священное Писание и то может быть использовано во зло. “Все испытывайте, хорошее не держите”, – говорил апостол.
П.К., г. С.-Петербург

Демьянова уха

Как бы так безответственно писать педагогические статьи, проводить семинары, читать лекции и даже просто высказывать свои мысли по педагогике, чтобы ученикам потом не икалось все то, что мы проповедуем! Ведь напишешь ответственно – и всегда найдется зело борзой, кто с серьезным и ответственным лицом, извратив твои мысли и намерения, будет настойчиво скармливать их детям.
Хотя какая разница, чьими идеями, открытиями и откровениями кормить детей, коллег, читателей, слушателей! Все одно – «демьянова уха».
Иногда безответственность – она и есть лучшая ответственность. И наоборот, бывает очень безответственно взять на себя ответственность.
Но как быть, если я ответственность не беру – ее на меня возлагают? Возлагает Тот, перед которым так и так ответ держать...
М.Г., Московская обл.

Записала Мария ГАНЬКИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru