ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Уже ни у кого не вызывает сомнения
необходимость использования телевидения на
уроках. И слова “зрительный класс” перестают
быть метафорой. Действительно, есть такой
особенный класс в сегодняшней школе. Фильмы
существенно разнообразят детскую учебную жизнь.
Это поняли в нашей стране еще в двадцатые годы,
когда появилась новая профессия – кинопедагог, и
медиаобразование начало свой непростой путь. Но
оказывается, мало пустить кино в класс.
Приходится создавать специальные методические
разработки видеоуроков, учитывая массу
тонкостей детского и подросткового восприятия.
Приходится самим учителям посещать
кинофестивали в качестве заинтересованного
зрителя. Иначе фильмы становятся лишь
развлекательной добавкой к школьным трудам. Об
истории кинопедагогики, о некоторых
рекомендациях преподавателям, ее практикующим,
– сегодняшние материалы “Зрительного класса”.
Учебник из света и тени
Краткая история медиаобразования в
России
20-е годы: профессия – кинопедагог
Медиаобразование существует в России уже около 80
лет. Осенью 1919 года в Москве была открыта первая в
мире киношкола (сейчас это ВГИК – Всероссийский
государственный институт кинематографии). В том
же 1919 году в Петербурге возник Высший институт
фотографии и фототехники. Профессионалов в
области кино пытались в 20-е годы выпускать и
другие институты, но к началу 30-х они исчезли
из-за разного рода экономических и
идеологических причин. Существенно дополняли
картину киноклубы, любительские кинофотостудии,
во множестве родившиеся в двадцатых годах. С 1925
года в России интенсивно работало Общество
друзей советского кино (ОДСК). В Центральный
совет этого общества входили Сергей Эйзенштейн,
Дзига Вертов и другие известные российские
кинематографисты. Плакаты с призывом “Все в
ОДСК!” появились тогда даже в небольших
провинциальных городках. Почти каждая ячейка
ОДСК стремилась приобрести кинокамеру для
съемок местной хроники. Кружки, в которых
показывали, смотрели, обсуждали и снимали фильмы,
читались лекции, проводились выставки, работали
в Москве, Петрограде, Астрахани, Вологде,
Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске, Омске,
Новосибирске, Иркутске, Подольске и других
городах. По инициативе Центрального совета ОДСК
в Москве были открыты специальные учебные курсы
для кружковцев со всей страны. При этом “Уставом
ОДСК” предусматривались развитие
кинофотолюбительства и использование кино в
школах. Нехватка аппаратуры заставляла
активистов ОДСК идти на самые невероятные шаги. В
первой половине 30-х ребята из школьного кружка в
Новосибирске сделали киноаппарат из жести по
собственным чертежам, приладили к нему оптику из
фотоаппарата и даже сняли этой камерой несколько
короткометражных сюжетов.
В 1927 году на официальном уровне была выдвинута
идея введения “курса по киноработе среди детей”
в программу педагогических техникумов. В 1929 году
вышел солидный сборник статей “Кино – дети –
школа”, в который были включены методические
материалы по кинообразованию школьников. Только
за два месяца 1928 года в Москве киноуроками было
охвачено 35 тысяч детей. Перед началом сеанса
лектор, кинопедагог, читал вступительное слово, в
котором бегло упоминалась пройденная в школе
тема. Во время демонстрации картины лектор
проводил обычный урок, иллюстрируя свою речь
кадрами, проходящими перед глазами зрителя на
экране. По мере надобности просмотренный
материал закреплялся после сеанса на занятиях в
школе. Программы киноуроков подбирались и
монтировались в ОДСК. Российские кинопедагоги
тех лет активно использовали также такие формы
работы, как организация выпуска стенгазеты с
рецензиями, рисунками и заметками о кино самих
ребят, школьные кинокружки.
30-60-е годы: забвение и возрождение
Однако многие творческие начинания в российском
медиаобразовании были ликвидированы сталинским
режимом в 1934 году, когда было принято решение
распустить ОДСК. Со второй половины 30-х до первой
половины 50-х разрешены были в основном лишь
“пропагандистские киномероприятия”. На первый
взгляд такое решение выглядело парадоксально:
зачем нужно было уничтожать массовую
организацию, находящуюся под строгим
идеологическим контролем? Однако резоны, и
притом основательные, все-таки были. Несмотря на
строгую цензуру, дискуссионные клубы в той или
иной степени развивали не только самодеятельное
творчество, но и критическое мышление аудитории
и могли вызвать нежелательные для тогдашних
властей мысли, касающиеся не только фотографии,
прессы или кино, но и окружающей жизни. Да и
камеры любителей из ОДСК тоже могли снять что-то
не слишком парадное, не санкционированное
свыше... Движение медиаобразования в школах стало
возрождаться только в конце 50-х – начале 60-х
годов ХХ века. В 1967 году в Москве был проведен
первый широкомасштабный семинар по киноклубному
движению, на котором присутствовали
представители 36 киноклубов страны. Посещаемость
кинотеатров оставалась очень высокой (до 18
кинопосещений на одного человека в год:
естественно, у школьников эта цифра была гораздо
большей). Для многих россиян экран был чуть ли не
единственным окном в мир, прорубленным во все еще
плотном “железном занавесе”.
80–90-е годы: видеокамера в руках ребенка
В 60–70-е годы были разработаны программы по
основам киноискусства для школ и педагогических
институтов. Эти программы были принципиально
иными, чем многие другие. Их авторы избегали
жесткой регламентации, догматической
направленности, той однозначности, которых
требовали официальные теоретики соцреализма. В
методических указаниях к программам
подчеркивалось, что соприкосновение с
искусством должно доставлять радость познания:
“Задача не в том, чтобы готовить узких
специалистов, так как стране не нужны 50 миллионов
киноведов. Задача кинопедагогики – расширение
духовного кругозора учащихся, развитие
потенциалов личности”. Осуществлялись
эксперименты по медиаобразованию и в летних
оздоровительных центрах (“Океан”, “Орленок”). В
1967 году был создан Совет по кинообразованию в
школе и вузе при Союзе кинематографистов
(Москва).
В конце 80-х интенсивное развитие видео начало
менять облик “клубного” и “студийного”
движения в аудиовизуальной сфере. Для показа и
съемки фильмов все больше использовались
видеомагнитофоны и видеокамеры. Стали возникать
школьные телецентры и телестудии. Юные
тележурналисты серьезно конкурировали с
“юнкорами” традиционной прессы многотиражек и
стенгазет. В конце 90-х в стране работала уже целая
Российская Ассоциация кинообразования и
медиапедагогики. Но трудности внедрения
медиаобразования сохранились и к тому же
усугубились финансовыми. Во многих учебных
заведениях России в 90-е годы не было не только
денег на аудиовизуальную аппаратуру, но и на
зарплату учителей. По-прежнему лишь немногие
вузы страны готовили будущих учителей к
медиаобразованию школьников. Резкое изменение
социокультурной ситуации в России стало
серьезным ударом по развитию кинообразования. Но
фильмы в огромных количествах демонстрировались
по десяткам метровых, дециметровых, спутниковых,
кабельных телеканалов. При этом репертуар
интенсивно насыщался зрелищными боевиками,
преимущественно американскими.
Задачка для нового века
Сегодня этот процесс еще больше усилился: к уже
перечисленным аудиовизуальным источникам
добавились Интернет, DVD, CD-ROM и т.д. К началу XXI века
чуть ли не каждая городская российская семья
обзавелась домашним видеомагнитофоном.
Перестали быть редкостью компактные
видеокамеры, которые легко можно использовать в
домашних условиях. И может ли школьный учитель,
как правило, порядком отставший от своих
учеников по части знакомства с экранной
продукцией, быть для них авторитетом в области
медиа? Может, если подходить к делу всерьез. В мае
1991 года на базе московской средней школы № 1057
открылся первый в России специализированный
кинолицей. На рубеже ХХI века в старинном городе
Угличе были проведены летние фестивали детского
кино, включавшие мастер-классы по
медиаобразованию. Начиная со второй половины 90-х
в черноморском Всероссийском оздоровительном
детском центре “Орленок” под патронажем группы
энтузиастов, возглавляемых известным режиссером
Владимиром Грамматиковым, проводятся фестивали
визуальных искусств – с кино-телекомпьютерными
и журналистскими мастер-классами и деловыми
играми для детей и подростков.
Силами лаборатории технических средств обучения
и медиаобразования под руководством профессора
Л.С.Зазнобиной (Российская академия образования)
в 90-х годах была разработана концепция школьного
медиаобразования, интегрированного в базовое.
Кто научит учителя?
К сожалению, вопрос о подготовке
кино-медиапедагогов в сегодняшней России
остается открытым. Между тем, как мне кажется,
давно назрела необходимость открыть в
педагогических вузах, университетах новую
специальность (и соответствующие кафедры) – по
медиаобразованию. Выпускники могли бы вести
различные спецкурсы по медиаобразованию в
различных университетах и институтах России,
прежде всего – педагогических. Возникла бы
наконец необходимая связка: подготовка
медиапедагогов в вузах – медиаобразование
школьников. Тогда, наверное, можно было бы
говорить о значительном продвижении нашей
страны по пути медиаобразования, столь
актуального и необходимого в наше время
информационных технологий и средств массовой
коммуникации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|