Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость использования телевидения на уроках. И слова “зрительный класс” перестают быть метафорой. Действительно, есть такой особенный класс в сегодняшней школе. Фильмы существенно разнообразят детскую учебную жизнь. Это поняли в нашей стране еще в двадцатые годы, когда появилась новая профессия – кинопедагог, и медиаобразование начало свой непростой путь. Но оказывается, мало пустить кино в класс. Приходится создавать специальные методические разработки видеоуроков, учитывая массу тонкостей детского и подросткового восприятия. Приходится самим учителям посещать кинофестивали в качестве заинтересованного зрителя. Иначе фильмы становятся лишь развлекательной добавкой к школьным трудам. Об истории кинопедагогики, о некоторых рекомендациях преподавателям, ее практикующим, – сегодняшние материалы “Зрительного класса”.

Учебник из света и тени

Краткая история медиаобразования в России

20-е годы: профессия – кинопедагог

Медиаобразование существует в России уже около 80 лет. Осенью 1919 года в Москве была открыта первая в мире киношкола (сейчас это ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии). В том же 1919 году в Петербурге возник Высший институт фотографии и фототехники. Профессионалов в области кино пытались в 20-е годы выпускать и другие институты, но к началу 30-х они исчезли из-за разного рода экономических и идеологических причин. Существенно дополняли картину киноклубы, любительские кинофотостудии, во множестве родившиеся в двадцатых годах. С 1925 года в России интенсивно работало Общество друзей советского кино (ОДСК). В Центральный совет этого общества входили Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов и другие известные российские кинематографисты. Плакаты с призывом “Все в ОДСК!” появились тогда даже в небольших провинциальных городках. Почти каждая ячейка ОДСК стремилась приобрести кинокамеру для съемок местной хроники. Кружки, в которых показывали, смотрели, обсуждали и снимали фильмы, читались лекции, проводились выставки, работали в Москве, Петрограде, Астрахани, Вологде, Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Подольске и других городах. По инициативе Центрального совета ОДСК в Москве были открыты специальные учебные курсы для кружковцев со всей страны. При этом “Уставом ОДСК” предусматривались развитие кинофотолюбительства и использование кино в школах. Нехватка аппаратуры заставляла активистов ОДСК идти на самые невероятные шаги. В первой половине 30-х ребята из школьного кружка в Новосибирске сделали киноаппарат из жести по собственным чертежам, приладили к нему оптику из фотоаппарата и даже сняли этой камерой несколько короткометражных сюжетов.
В 1927 году на официальном уровне была выдвинута идея введения “курса по киноработе среди детей” в программу педагогических техникумов. В 1929 году вышел солидный сборник статей “Кино – дети – школа”, в который были включены методические материалы по кинообразованию школьников. Только за два месяца 1928 года в Москве киноуроками было охвачено 35 тысяч детей. Перед началом сеанса лектор, кинопедагог, читал вступительное слово, в котором бегло упоминалась пройденная в школе тема. Во время демонстрации картины лектор проводил обычный урок, иллюстрируя свою речь кадрами, проходящими перед глазами зрителя на экране. По мере надобности просмотренный материал закреплялся после сеанса на занятиях в школе. Программы киноуроков подбирались и монтировались в ОДСК. Российские кинопедагоги тех лет активно использовали также такие формы работы, как организация выпуска стенгазеты с рецензиями, рисунками и заметками о кино самих ребят, школьные кинокружки.

30-60-е годы: забвение и возрождение

Однако многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934 году, когда было принято решение распустить ОДСК. Со второй половины 30-х до первой половины 50-х разрешены были в основном лишь “пропагандистские киномероприятия”. На первый взгляд такое решение выглядело парадоксально: зачем нужно было уничтожать массовую организацию, находящуюся под строгим идеологическим контролем? Однако резоны, и притом основательные, все-таки были. Несмотря на строгую цензуру, дискуссионные клубы в той или иной степени развивали не только самодеятельное творчество, но и критическое мышление аудитории и могли вызвать нежелательные для тогдашних властей мысли, касающиеся не только фотографии, прессы или кино, но и окружающей жизни. Да и камеры любителей из ОДСК тоже могли снять что-то не слишком парадное, не санкционированное свыше... Движение медиаобразования в школах стало возрождаться только в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. В 1967 году в Москве был проведен первый широкомасштабный семинар по киноклубному движению, на котором присутствовали представители 36 киноклубов страны. Посещаемость кинотеатров оставалась очень высокой (до 18 кинопосещений на одного человека в год: естественно, у школьников эта цифра была гораздо большей). Для многих россиян экран был чуть ли не единственным окном в мир, прорубленным во все еще плотном “железном занавесе”.

80–90-е годы: видеокамера в руках ребенка

В 60–70-е годы были разработаны программы по основам киноискусства для школ и педагогических институтов. Эти программы были принципиально иными, чем многие другие. Их авторы избегали жесткой регламентации, догматической направленности, той однозначности, которых требовали официальные теоретики соцреализма. В методических указаниях к программам подчеркивалось, что соприкосновение с искусством должно доставлять радость познания: “Задача не в том, чтобы готовить узких специалистов, так как стране не нужны 50 миллионов киноведов. Задача кинопедагогики – расширение духовного кругозора учащихся, развитие потенциалов личности”. Осуществлялись эксперименты по медиаобразованию и в летних оздоровительных центрах (“Океан”, “Орленок”). В 1967 году был создан Совет по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов (Москва).
В конце 80-х интенсивное развитие видео начало менять облик “клубного” и “студийного” движения в аудиовизуальной сфере. Для показа и съемки фильмов все больше использовались видеомагнитофоны и видеокамеры. Стали возникать школьные телецентры и телестудии. Юные тележурналисты серьезно конкурировали с “юнкорами” традиционной прессы многотиражек и стенгазет. В конце 90-х в стране работала уже целая Российская Ассоциация кинообразования и медиапедагогики. Но трудности внедрения медиаобразования сохранились и к тому же усугубились финансовыми. Во многих учебных заведениях России в 90-е годы не было не только денег на аудиовизуальную аппаратуру, но и на зарплату учителей. По-прежнему лишь немногие вузы страны готовили будущих учителей к медиаобразованию школьников. Резкое изменение социокультурной ситуации в России стало серьезным ударом по развитию кинообразования. Но фильмы в огромных количествах демонстрировались по десяткам метровых, дециметровых, спутниковых, кабельных телеканалов. При этом репертуар интенсивно насыщался зрелищными боевиками, преимущественно американскими.

Задачка для нового века

Сегодня этот процесс еще больше усилился: к уже перечисленным аудиовизуальным источникам добавились Интернет, DVD, CD-ROM и т.д. К началу XXI века чуть ли не каждая городская российская семья обзавелась домашним видеомагнитофоном. Перестали быть редкостью компактные видеокамеры, которые легко можно использовать в домашних условиях. И может ли школьный учитель, как правило, порядком отставший от своих учеников по части знакомства с экранной продукцией, быть для них авторитетом в области медиа? Может, если подходить к делу всерьез. В мае 1991 года на базе московской средней школы № 1057 открылся первый в России специализированный кинолицей. На рубеже ХХI века в старинном городе Угличе были проведены летние фестивали детского кино, включавшие мастер-классы по медиаобразованию. Начиная со второй половины 90-х в черноморском Всероссийском оздоровительном детском центре “Орленок” под патронажем группы энтузиастов, возглавляемых известным режиссером Владимиром Грамматиковым, проводятся фестивали визуальных искусств – с кино-телекомпьютерными и журналистскими мастер-классами и деловыми играми для детей и подростков.
Силами лаборатории технических средств обучения и медиаобразования под руководством профессора Л.С.Зазнобиной (Российская академия образования) в 90-х годах была разработана концепция школьного медиаобразования, интегрированного в базовое.

Кто научит учителя?

К сожалению, вопрос о подготовке кино-медиапедагогов в сегодняшней России остается открытым. Между тем, как мне кажется, давно назрела необходимость открыть в педагогических вузах, университетах новую специальность (и соответствующие кафедры) – по медиаобразованию. Выпускники могли бы вести различные спецкурсы по медиаобразованию в различных университетах и институтах России, прежде всего – педагогических. Возникла бы наконец необходимая связка: подготовка медиапедагогов в вузах – медиаобразование школьников. Тогда, наверное, можно было бы говорить о значительном продвижении нашей страны по пути медиаобразования, столь актуального и необходимого в наше время информационных технологий и средств массовой коммуникации.

Александр ФЕДОРОВ
Публикация подготовлена по материалам сайта
www.mediaeducation.ru

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru