ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Как сделать сложное простым, а
привычное – непостижимым?
25 АПРЕЛЯ
Учитель начальной школы, наверное, самый
универсальный специалист в образовании. В его
компетенции математика и естествознание,
литература, рисование, основы логопедии и
возрастной психологии, прикладные технологии.
Поэтому тематическое разнообразие лекций,
встреч и мастер-классов, масштаб обсуждаемых
проблем был предопределен.
В Паркетном зале педагоги под музыку осваивали
на практике приемы рисования скачущей лошади, а в
Педагогической гостиной Владимир Львовский
читал лекцию о перспективах развития
развивающего обучения Эльконина – Давыдова.
Львовский так построил свое выступление, чтобы
ответить на вопросы и тех, кто давно освоил
развивающее обучение, и тех, кто не знает о нем
практически ничего. Хотя, наверное, уже не
осталось учителей, не слышавших об одном из
главных методов этой системы – групповой работе
учеников. Не просто красивом и эффективном
приеме, который легко приживается во
всевозможных методиках, а, по мнению авторов
программы, основе основ образования.
Вопросы, прозвучавшие на лекции,
свидетельствовали о том, что многие учителя,
работающие в обычных, не инновационных школах,
хотели бы уйти от надоевшей рутины, оживить свою
работу чем-то новым.
Как
традиционному учителю освоить инновационную
систему образования? Можно ли применять лишь ее
элементы? Необходимо использовать весь
рекомендуемый учебно-методический комплект или
отдельные предметы все-таки преподавать по
привычным учебникам? Обязательно ли всей школе
перестраиваться на новый лад? Что если школа
решится только на один инновационный класс?
Похожие вопросы учителя задавали и на
представлении системы Занкова, и на встрече с
учителями школы Амонашвили.
Дети испытывают невероятные трудности при
обучении письму. Как облегчить им жизнь в этот
период? Тем, кто задается этим вопросом, поможет
методика Веры Илюхиной.
Многие малыши катастрофически не хотят читать,
не справляются с нормативами по технике чтения.
Что делать учителю?! Детская писательница Тамара
Крюкова резонно заметила: может быть, именно
необходимость читать “на скорость” отвращает
ребенка от книги? Завучам и учителям стоит
отложить секундомер, чтобы не потерять читателя.
К тому же торопливое принудительное чтение не
самой хорошей литературы воспитывает читателя
поверхностного, не умеющего вычерпывать смысл
глубокого художественного текста. О том, как
взрастить у ребенка любовь к книге и чтению,
рассказала и Марина Шишова, директор школы
гуманно-личностной педагогики Амонашвили.
Проблемы
чтения и русского языка, понимания текста, его
художественного анализа обсуждались на
протяжении всего дня. А вот математика была
представлена скромнее. Зато под конец дня можно
было познакомиться с клубом “Архимед” и
научиться демонстрировать физические опыты,
смахивающие больше на чудеса. В обычных
пластиковых бутылках и стаканчиках разноцветная
вода вела себя непостижимым образом: не
выливалась из перевернутого сосуда, булькала и
закручивалась в воронку, втягивалась в
перевернутую банку... Учителя тут же узнавали, как
такие “чудеса” обсудить с малышами, научить их
строить гипотезы, проводить исследования. Потом
эти навыки и способности пригодятся ребятам на
других предметах естественно-научного цикла.
Ведь начальная школа – первая и самая главная
ступенька в образовании школьника.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|