ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Вне системы
Общественный ресурс образования сможет
стать эффективным в том случае, если ощутит себя
не резервом ведомства, а образовательной
возможностью граждан
20 апреля произошло событие, которое, с
нашей точки зрения, должно серьезно изменить
расстановку сил в российской образовательной
политике. Пожалуй, впервые в нашей истории, после
того как в конце XIX века вопросами образования
активно занималось земство, граждане заявили о
своей готовности и праве влиять на
образовательную политику.
Речь здесь идет не об инициативе изнутри
профессионального сообщества, а о собрании
представителей наиболее активных институтов
гражданского общества: социально
ориентированном крупном бизнесе в лице компании
ЮКОС и правозащитном движении, представленном
Хельсинкской группой, обществом «Мемориал» и
Конфедерацией защиты прав потребителей.
Конференция, которую они совместно провели,
называлась «Развитие общественных ресурсов
образования».
Инициатором встречи и главой оргкомитета
конференции стал Евгений Сабуров, известный
экономист, директор Института проблем
инвестирования. Е.Сабуров не новичок в
образовании, у него огромный опыт работы в
органах государственного управления на самом
высоком уровне. Еще в конце восьмидесятых годов
Е.Сабуров был активным разработчиком нового
устройства экономики образования, например,
знаменитого приказа о самостоятельной
финансово-хозяйственной деятельности школы. Он
же предложил идею введения финансового
норматива в образовании.
А в начале девяностых Евгений Сабуров стал
заместителем министра образования Эдуарда
Днепрова, работал над Законом «Об образовании», в
котором финансовый норматив и самостоятельность
школы оказались главным элементом. Собственно,
из-за несоблюдения именно этих ключевых условий
во многом не работает сегодня и сам закон. После
Министерства образования Е.Сабуров работал
премьером в правительстве Крыма, а затем занялся
созданием института проблем инвестирования. При
этом в Москве широко известна и другая сторона
творчества Е.Сабурова – его поэтическое и
педагогическое творчество. Много лет в
знаменитой школе Александра Рывкина в Измайлове
идут педагогические пьесы Е.Сабурова и
проводятся даже специальные выездные лагеря, в
которых эти пьесы разыгрываются не в течение
одного вечера, а неделями.
И вот Евгений Сабуров делает очередной шаг –
возвращается в образование в совершенно особой
роли – лидера общественного образования.
Во вступительном слове глава оргкомитета
конференции объявил, что, с его точки зрения,
основной задачей сегодня является создание
механизма взаимодействия общественных
институтов и государственной системы
образования.
Вот на этом мы и остановимся подробнее.
Подстраиваться или сотрудничать?
…Когда-то, лет пятнадцать назад, Симон Львович
Соловейчик говорил на одном из эвриканских
сборов, который проходил в Анапе, о том, что
сотрудничество станет главной проблемой
педагогики XXI века. И не оттого, что трудно
придумать или разработать методики
сотрудничества, вовсе нет. Просто на то, чтобы
вытравить из своего сознания ощущение
подчиненности власти, потребуется очень много
времени.
Сейчас мы убеждаемся в абсолютной точности этого
прогноза. Именно сотрудничество, партнерство,
независимая позиция во взаимодействии с властью,
в том числе и педагогической, – самый сложный
момент в общественно-государственном
взаимодействии.
Сегодня власть уже готова к диалогу, пускай и
вынужденному. Она понимает, что механизмы
социального партнерства выстраивать надо. И тут
возникает почти парадоксальная ситуация: на
переговорных площадках представители
общественных институтов становятся в позу
просящего или верноподданного.
Это просто поразительно: на конференции
«Развитие общественного ресурса» большинство
представителей общественных организаций вместо
объявления своей позиции и программы действий в
области образования… просили или требовали от
власти, в данном случае Министерства
образования, разрешить им то-то, или одобрить
то-то, или повлиять на региональных начальников,
чтобы те разрешили, или одобрили, или повлияли...
История знакомая и, к сожалению, похоже, вечная.
Есть ли будущее у несистемного образования?
Лидеры Федерации интернет-образования выдвигают
странный на первый взгляд тезис: о несистемном
образовании. Каждый раз, когда мне приходилось
слышать этот термин, хотелось по старой
учительской привычке поправить: неформальное
образование…
А во время конференции я оценил точность термина
“несистемное образование”, потому что
почувствовал, как сильно сказывается в среде
общественных институтов наследие прежних
времен: все хотят стать частью уже существующей
системы, не важно – правоохранительной или
образовательной. Хотя фактически тезис об
автономии гражданской образовательной
деятельности как раз и предполагает ее
существование параллельно устоявшейся системе...
Поэтому идея несистемного образования, т.е.
образования не в системе образования (извините
за тавтологию), предлагаемая Е.Сабуровым и
лидерами Федерации, равно как и сам термин, не
только уместны, но и необходимы.
Потому что проблематика развития общественного
ресурса образования, на мой взгляд, заключается в
оформлении собственных гражданских
образовательных целей и общественных
образовательных институтов, способных эти цели
реализовывать. В таком случае это образование не
в устоявшейся системе, а в новой – гражданской
системе образования.
И, как всем показалось, именно такой подход
поддержала в своем выступлении заместитель
министра Е.Чепурных. Она как раз и говорила о
партнерстве и автономной линии общественных
движений в этом партнерстве.
…Одним из наиболее интересных на конференции
было выступление Михаила Ходорковского. Его
главный тезис – развитие экономики напрямую
зависит от развития образования, от того,
насколько мобильным и гибким будет процесс
модернизации, насколько устойчивой будет
тенденция многообразия.
Общественный ресурс образования сможет стать
эффективным, по нашему мнению, в том случае, если
ощутит себя не резервом ведомства, а
образовательной возможностью граждан.
Лично я смотрю на эту перспективу с оптимизмом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|