ЛЕГЕНДЫ ХХ ВЕКА
Дни радости Агнес Бояджиу
История женщины, которая известна
всему миру как мать Тереза
Она умерла оттого, что хотела
любви без меры и без предела…
Из песни Ольги Арефьевой
Не хлебом единым
После стольких единиц времени – и не
счесть – пребывания на Земле человек неустанно
продолжает искать подтверждения божественного
начала во всем сущем.
Один, разуверившись, готов вернуть билет,
даденный свыше, и, чертыхаясь, плюет: мол, такая
поездка ему и даром не нужна. Другой с завидной
настойчивостью требует устроить хотя бы
простенькое, но чудо – например, в виде
лотерейного выигрыша с поездкой на модный нынче
курорт. Слезо- и мироточиво открывающиеся нам
образа иные объясняют известными свойствами
дерева, из которого делаются иконы.
Как-то случайно появившийся в поле моего зрения
маловозрастный подросток-футболист ломким
голосом заявил своим родителям, что не
притронется к Библии, пока кто-нибудь ему не
объяснит, зачем это нужно; а иначе – у него и
времени-то нет на исследование столь громоздких
трудов.
Вот ведь – молодой батюшка, пришедший освящать
недавно снятую квартиру, потрясая знанием
аглицкого и головой, благостно так молвил:
– Ну… Значит… Осветим ваш flat. Грешники вы,
грешники!.. – И, совершив пятнадцатиминутный
обряд, поинтересовался ценой на ноутбуки.
После эдакой небывалой истории ее участники
(кроме, наверное, продвинутого священника), он и
она, перебивая друг дружку вариациями на тему и
досказками по поводу, поведали всем своим
знакомым, что им таки флэтарик святанули и что
времена, видно, меняются.
Словом, как нас и предупреждали, полотно мира
многокрасочно, а люди, его облепившие, зачастую
теряются в разночтениях.
Бывает, узрев предел и почувствовав
сопротивление материала, за которыми всего лишь
зависть, недовольство или банальная глупость
доброжелателей, мы останавливаемся – брови к
макушке, разрозненные бескрылые существа, вечно
ждущие чего-то нового. А новое в контексте
ожидания интерпретируется только как лучшее:
больше, чем мы имели, круче, чем у нас есть.
– Все не так, как у людей, – причитают мамоньки,
глядя на своих лохматых детишей – троечников в
школе и прогульщиков степенных домашних трапез.
– Да сколько же это может продолжаться?! –
скрипят касками никому не нужные шахтеры.
На все эти приговорки типа “мне бы это – и я бы”
то тратится много больше сил, чем понадобилось
спортсменке Ларисе Лазутиной для преодоления
нескольких десятков километров в ее недоудачном
лыжном пробеге.
Равно же нелепо наивничать, будто наша
авто-техно-мобильно-компьютерная цивилизация
одаривает нас большим объемом возможностей для
самореализации, нежели языческие боги своих
смертных, когда наряжали уроженцев Афин в тоги,
учили наминать виноградные гроздья и даже когда
сопровождали Генриха Шлимана к Гасарлыку,
посулив ему Елену Прекрасную, что была явлена на
одной из фотографий, принесенных по просьбе
Генриха его другом.
Возможность – это ни много ни мало воля. А для
воли – в сакральном ее понимании – пределов быть
не может.
Кто-то нарушает социальные установления; кто-то
устает от поста и пускается в развеселый пляс;
кто спит по два часа в сутки, а в остальное время
растрачивает себя на перестановку мебели; а
другой раз в год рисует эскиз невиданного
витража, потом множит его, тиражирует, пополняя
тем самым банковский счет, из которого
периодически огромные суммы переводятся ради
благотворительных акций и на содержание около
сотни крупных европейских музеев.
То, что мы называем участью – она же судьба,
фатум, – получается в результате наших
поступков, слов и жестов; и чем меньше мы
полагаемся на случай, тем выстроеннее и
целостнее наш образ.
Рембо, Генри Миллер, Сэлинджер, Джон Леннон, тот
же Шлиман сами выкраивали себе биографии – без
соответствий с чем-либо принятым; с осознанием
того, что их умения – немалые и разметать их по
бумаге или втянуть в микрофон, сидя в (пусть даже
самом скромном) кабинетике, еще не все,
недостаточно.
Так что поговорка “На Бога надейся, а сам не
плошай” не только фольклорский изыск, но очень
удачная формулировка того, над чем так долго
размышляли теологи и гуманисты, последователи
экзистенциализма и сторонники дарвиновской
теории, марксисты и просто мизантропы.
Чем больше изменяется мир,
тем больше он остается неизменным.
Сомерсет Моэм. «Тогда и теперь»
Смертей и рождений тлен, пишет наш
современник. Уходят некоторые реалии. Перестают
быть понятными какие-то слова. Например, нынешние
выпускники в основном городских
общеобразовательных школ не знают, что такое
брегет; не застали они (за редким исключением) и
дверных цепочек; преподавателям приходится
объяснять, как выглядит сарай, для чего носили с
собой трость и когда это в Москве продавали хлеб
с телег, запряженных лошадьми, которые сейчас
исполняют функцию скорее развлекательную, а в
лучшем случае спортивную.
Люди – заложники перемен, утверждает теперь
московский поэт, и трудно с ним не согласиться.
Однако слово работает, как прежде: напрямую, в
лоб, без обиняков и опосредований. Долго ли,
коротко ли – действие его, произнесенного
сгоряча или по глубокой доброте, обязательно
обретает вживленную в реальность силу (кто знает,
может, Нострадамус и видел будущее, уготованное
Господом, а может, сказал как отрезал – и
сбылось). И никаких стопроцентных гадалок не
понадобится. Достаточно страсти, забитой в
речевой сапог; веры, найденной, безусловно, где-то
за пределами мозаичной обыденности и
выпростанной в пространство для того, чтобы его
растормошить, изменить, взорвать, успокоить,
внушить окружающим смирение, проклянуть врага,
вложить иной смысл в избитые фразы.
Неизвестный по авторству, но явно неглупый
человек давно заметил: «Первый, кто сравнил
женщину с цветком, был гений, второй – пошляк».
Думал ли Достоевский, произнося: “Красота спасет
мир”, что это его абсолютно правдивое ощущение
станет присказкой в восторженных ртах
искусствоведов и гринписовцев?
Дабы избежать пафоса, о таких словоявлениях, как
милосердие, любовь, надежда, мы или стараемся
хотя бы в своей речи умалчивать, или цинично
пришиваем к ним справа матерные крючки, а слева
неумело высаживаем сорняки типа “и как бы”.
Тем не менее есть люди, для которых все это не
пустозвонский пшик, далеко не последняя правда
жизни, а суть таковой; единственный, имеющий
значение шаг – тысячи и тысячи раз повторенный
не для себя, но ради других.
Ничто человеческое
…Психиатр, когда-то работавший в
«Крестах», прочитав записи, заключил:
– Огромная жизненная сила. Цельная натура.
Находится во власти навязчивой идеи. Скорее
всего сумасшедшая. Черт знает что – возможно,
святая. Не опасна… Но скажите же мне, кто она?
Алла Глебова. «All you need is love»
Скопье – небольшой городок на реке
Вардар, той, что одним стежком пронизывает
Македонию и Грецию, а затем, поютивши свои
водяные волосы в заливе Термаикос, блуждает в
Эгейском море.
Скопьевские базары устланы мягкими рукоткаными
коврами, которые при желании можно свернуть и
отвезти к себе в дом, уплатив несколько динаров
щербатому торговцу да носильщику, жилистому от
физического труда и от горной близости.
По утрам молодая женщина надевает хлопковую
юбку, просвечивающую на солнце ее ладные ноги, а к
вечеру она украшает свой наряд бесконечными
нитями арахисовых бус. Старухи варят рис для
всего семейства и целыми днями пекут грубый хлеб
из кукурузной крупы или тонкие пшеничные
лепешки.
Около аптечной лавки здесь можно встретить
студента, готового всучить вам и опийный мак за
несусветную сумму и подозрительно дешевую
анисовую настойку. Сам же стяжатель наук знай
себе пожевывает родной табак да покручивает
четки с кисточкой из овечьего хвоста.
И как-то странно здесь пересеклись славяне и
словенцы, хорваты и сербы с албанцами, что
кажется: стоял бы город неизменным со времен
Юстиниана, принявший на свою землю турецкие
мечети и ранневизантийские крепости… Только
обглоданные веками камни античного города Скупи
минорно поют колыбельную всеядной Лете.
В нынешней столице Македонии и родилась Агнес. 27
августа 1910 года.
Семья Бояджиу являла окружающим нетипичное
сочетание албанских корней с католической верой.
В остальном это были обычные люди: не слишком
богатые и не побирались (отец обеспечивал
городских лекарей медикаментами); старательно
честные, но не отказывали себе в безделицах;
работали по надобности, любили для радости;
мирские и суетные, смиренные и слушающие.
Глава семейства погиб в 1918 году. Его жена Драна
осталась с тремя детьми – старшими Лазарем и
Агой и с младшей Агнес.
Католическая община в Скопье была настолько
мала, что люди знали друг друга в лицо и каждого
по имени, утраты становились общим горем, успех –
всехней улыбкой. Поэтому пропасть вдове и
затеряться сиротам Бояджиу соседи не дали.
Лазарь вскоре уехал изучать военное ремесло в
Австрию.
Ага – на подхвате у матери.
Агнес для них троих оставалась все той же
маленькой девочкой, которой нужен глаз да глаз и
прочие инструменты воспитательного искусства.
В своем отрочестве Агнес слыла больно уж
набожной, слишком покладистой для родительницы и
чересчур внимательной по отношению к своим
сверстникам. Не тихоня, но одиноко-романтическая
юница, часто отводившая взгляд куда-то сквозь
окна, сквозь гостей, выглядела более чем необычно
в открытом Дранином доме, всегда полном соседями
и голосами.
Вокальные способности позволяли ей петь в
церковном хоре. Младшая Бояджиу страстно грезила
писательством, однако словесные экзерсисы легко
укладывались в каждодневную молитву. Позже она
хотела миссионерствовать в Африке, затем в
Калькутте, куда в 1924 г. отправилась группа
балканских католиков.
Все это могло так и остаться в трогательных юных
мечтаниях, но с каждым годом желание обретало
большую осознанность, в мыслях появилась
четкость восприятия, в эмоциях –
тонкочувствование.
…Так, в какой-то из летних дней
восемнадцатилетняя Агнес испросила у своей
матушки соизволения оставить мир человеческих
чаяний, стать монахиней и уехать в
перенаселенную Калькутту.
Драна, надо отдать ей должное, поняла: слова
дочери не какой-нибудь девичий каприз, не обычный
вопрос, а продуманное решение – столь ясное, что
и материнский отказ не помешал бы произойти тому,
к чему Агнес испытывала почти фанатичное
пристрастие.
«Ты что, Агнешка, умом тронулась? – безутешно
писал из военной академии старший брат Лазарь. –
В твои-то годы… Целовалась бы себе, училась
танцевать, я и жениха тебе присмотрел – смелого
да ласкового.
Бог ведь, он никуда не денется – ни от тебя, ни от
меня. Вспомни, сестричка, как веселились с тобой
на речном берегу, считалки сочиняли, чтобы не
быть похожими на соседских ребят…
В общем, как говорят, оставайся с нами. И знай
заботы только мелкие».
Письмо, присланное в ответ, – краткое и
твердоносное, словно высекалось оно на горных
балканских булыжниках: «Ты считаешь себя
значительным, потому что станешь офицером и
будешь стараться угодить королю с миллионами
подданных. Я же хочу служить властителю целого
мира».
Родственники Бояджиу сознавали, что могут
никогда больше не увидеть свою Агнес, что ее
монашество – это полный разрыв, отречение,
забвение.
Поезд в Загреб отправился с тарабарского
скопьевского вокзала 26 сентября 1928 г.
Спустя несколько дней из Хорватии по направлению
к Дублину ехала темноволосая девушка – низкого
роста, тонкогубая, с довольно крупным носом на
небольшом лице, легкая и сосредоточенная.
Там, в столице Ирландии, ей суждено было
поселиться в монастыре ордена Лорето, принять
постриг и за два месяца выучить чужой язык.
На палубе парохода, плывущего из Европы – через
Суэцкий канал, по Красному морю и, наконец, в
Индийском океане – стояла корреспондентка
загребской газеты «Католическая миссия»,
новообращенная монахиня, юная сестра Тереза,
молившая Бога о том, чтобы оставленные ею люди
пребывали в мире и благоденствии.
Калькутта. Бедные рвут одежды на нищих. Соседи
жгут друг другу дома, не поделив ближайшего арыка
с затхлой зеленой вонью, которая лишь слепому от
рождения может показаться жидкостью. Час от часу
не легче из-за лихоманки, хватающей дрожащими
пальцами каждого второго жителя города.
Вот почти голые люди хоронят своего
родственника. Вот по традиции измазывают ему
лицо красками. Так выглядит покойник: дитя с
иссохшимися ногами, похожими на изломанный
бамбук. Так кричит его отец, сошедший с ума от
новой скорби и постоянных вшей:
– Заберите его отсюда! Иначе оставлю это здесь,
на траве… Пусть достанется шакалам!..
Музыка калькуттская – стон. Дыхание – вопль. Сон
– для улыбающихся наяву. Явь – гримаса, попытка
слова. Тень – человек. Свет – луна.
Это были репортажи тяжкие, потому что правда;
лживые, поскольку так не может выглядеть
настоящая жизнь.
– Если бы наши люди увидели все здесь
происходящее, воздержались бы от жалоб на свою
участь и поблагодарили Бога за то, что пребывают
в изобилии, – возбужденно говорила сестра
Тереза.
Но обиды, ощущения несправедливости не хватало
для помощи страдающим, казалось, от всего на
свете людям, и Тереза на шестнадцать лет остается
в индийской змеиной чаше, через края которой
тянутся хвори, а на дне – бурлящая
безграмотность.
В школах ордена Лорето она преподавала историю и
природоведение на бенгальском; ездила в
Даржилинг с лекциями; она произнесла все
монашеские обеты, и с 1937 г. ее стали называть
матерью. Как вдруг, ничего не объяснив, Тереза
исчезает, оставляя преподавателям их учеников, а
последним – незатейливые общеобразовательные
знания.
Господь! Что за муки одиночества
сегодня?
Из дневника Матери Терезы. Запись 1946 г.
Много позже она расскажет, что по дороге
из Даржилинга в Калькутту она увидела молодого
мужчину лет тридцати, который оставил у дверей
местной больницы коляску с умирающей матерью.
Врачи отказались принять ее, а Тереза,
попытавшись хоть что-нибудь сделать для
несчастной, с ужасом поняла – не все в состоянии
снести человек: «Я не могла находиться возле нее,
была не в силах дотронуться до завшивленной
головы, до гниющих рук. Ту женщину окутывал запах,
который нельзя было перенести без рвотной
судороги. Я убежала и стала молиться:
Святая Мария!
Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения,
чтобы я могла принять Христа,
коснуться и любить Его в этом разрушенном теле!..
Я вернулась к ней, прижала к себе, вымыла
ее.
Через полтора часа женщина умерла – но умерла с
улыбкой... И это был знак для меня, подтверждение
того, что милость Христова и сама любовь к Нему
много сильнее моей земной слабости».
Этой же ночью, говорила потом Тереза, ей снизошло
откровение – оставить нынешнюю обитель,
поселиться в трущобах города и служить там
беднейшим из бедных.
По прибытии в Калькутту она тут же отослала
письмо в Рим с мольбой разрешить ей стать вольной
монахиней. Переписка длилась целый год; да как
только оттуда пришел наконец-таки положительный
ответ, Тереза бежала, купив на ближайшем рынке
поношенный сари.
Так скрылась с пятью рупиями в матерчатом кошеле
чутко спящая Божия дочь, поющая Его слово на
латыни, произносящая Имя с тем, чтобы истощить
суету и напоить тех, кто ждет, миром и тишиной.
Индия рождалась новым днем – шестнадцатым
августа 1948 г.
Нет ничего проще, чем разделять противоположные
понятия: жажда и пресыщение, движение и апатия,
голод – крупяные запасы, рост – увядание…
Но ежедневно – минута за минутой – мы продолжаем
удивляться тому, как похоже друг на друга ведут
себя люди, отлученные от домашних застолий,
спившиеся; сколь одинаковы речи новоявленных
мам, держащих на руках своих трепещущих
детенышей. От головной боли – анальгетик, для
поехавшего шва – игла да нитка в тон, дождю –
тучи, хорошему настроению – всего лишь солнце и
достойный собеседник.
Нет ничего сложнее, чем найти границу между
отличными друг от друга явлениями и не
потеряться в их одинаковости.
Тереза заплетала своими шагами улицы Калькутты.
Она смачивала лицо мазутной водой из Ганга, в
дельте которого размещался порт, просила
подаяния у хозяина чайной торговой лавки. Она
учила малолетних бродяг мыть руки и рисовать
мелом; с ней за огромной свалкой на отшибе жили
девочки и мальчики – калеки, полоумные сироты,
которые каждый день притаскивали в сморщенном
тряпье младенцев, брошенных около городских урн.
К реке под самоделанный из веток навес Тереза
приводила болящих бедняков и приносила их
умирающих собратьев.
По просьбе одного священника некий господин
Альфред Гомес поселил бездомную монахиню у себя
на верхнем этаже; а вскорости о ней прослышали
местные власть имущие люди, и милосердной
женщине большие начальники выделили пустующее
помещение, что примыкало к храму богини Кали, –
большущий мрачный ангар с сырыми стенами и с
рассохшейся деревянной дверью, где до поры до
времени держали жертвенный скот. Таким был Nirmal
Hriday – первый дом для умирающих в Калькутте.
Через год Терезу совершенно случайно встретит ее
бывшая ученица, в миру – Субхасисни Даш, теперь –
монашица Агнес. Она-то и станет ее первой
послушницей, а впоследствии всегдашней
помощницей.
Затем придут еще сестры, числом по какому-то
высшему провидению или же странному совпадению
двенадцать.
В следующем 1950 г. Орден милосердия будет
официально признан Римом и с радостью принят
слабыми мира сего, беднейшими из бедных.
– Истина в вине, – чмокали греки и разбавляли
правдоносный напиток водой.
Так что вольно слагать легенды, проецируя
реальность на расцвеченный приукрасами лист;
вольно глину заливать в форму интерпретации,
мифа. Можно обманом взять природу, убедив ее в
том, что яблоко со вкусом груши – это не просто
садовничий эксперимент, а, например, образ
времени, где одно понятие влегкую подменяется
другим. Можно по-брюсовски шагать сквозь стены,
смеясь над архитектурным пространством.
Только ведь правда всегда одна: спел когда-то
солист «Наутилуса» – и навязчивый смех вместо
сообразного ситуации сожаления воспринимается
как банальная истерика. А мы начинаем понимать,
что киви – всего лишь искусственно выведенный
плод, что красного дерева компьютер – издержки
дизайнерской мысли, что рекламные тексты на
глянцевой бумаге не лучше и не хуже графоманской
вычурности.
– Чтобы простое сделать сложным, нужно однажды
соврать, – говорил изобретатель громоотвода,
ожидая от комиссии по патентам добро на свое
приспособление.
Господь! Дай мне силы
утешать, а не быть утешенным,
понимать, а не быть понятым,
любить, а не быть любимым.
Ибо, когда отдаем, получаем мы.
И, прощая, обретаем себе прощение.
Утро начиналось в четыре часа с молитвы
Франциска Ассизского. День продлевался иными
стихирами (термин введен Владимиром Борисовичем
Микушевичем), и никто не мог умалить веры
монахини-доброволицы с крохотным распятием на
левом плече.
Болезнь? Микстура, и …отыми, Боже, от одра
смертнаго… Лихие увечия? Бинт – и кондак
нараспев. Неизбежная кончина? Со святыми упокой…
«Ничто так не укрепляет дух, как вычищенная
выгребная яма», – любила повторять Тереза и
носила вместе с сестрами ордена простую одежду,
стаптывала дешевые сандалии, отказывалась от
самых скромных гостиничных номеров, предпочитая
им госпитальный матрац – рядом с ранеными и
прокаженными. Сочная в своих земных трудах и
сухая до высоких нравоучений, она давала своим
послушницам возможность обходиться не
минимумом, но тем, что есть, да сама, не имея
средств на авиаперелеты, устраивалась в Air India
бортпроводницей.
В интервью нетерпеливым телевизионным компаниям
каждая из милосердиц объясняла:
– Мы не социальные работники, мы не бригады
скорой помощи, мы – из Ордена любви Христовой.
Какой-то слабонервный журналист, пронаблюдав за
работой сестер, мямлил: мол, такие подвиги
страстотерпия он не совершил бы и за миллион –
повалился в обморок; а когда чуть оклемался,
увидел перед собой Терезу, которая в благостной
улыбке, отводя руку с пузырьком нашатыря,
приговаривала: «За миллион и я, милый, не
согласилась бы, и я…»
Проказа в Индии до сих пор считается дурным
знамением, Господним проклятием. А в те времена
здоровые люди старались избавиться от
зараженных: выгоняли их из дому, травили ядами,
усыпляли и хоронили заживо, произносили
заклинания, окуривая свои помещения
чудодейственными травами.
Местные власти ни в какую не соглашались строить
нужные лечебницы.
Пройдет год, прежде чем суеверные
столоначальники разрешат ордену работать в
лепромобилях, которые начнут разъезжать по всей
стране, и врачи в них будут пользовать
прокаженных прямо на колесах, облегчая
болезненную смерть, а то и спасая от оной.
Понадобится еще время, чтобы основать поселок
специально для страдающих лепрой людей, где
последние, заручившись обыкновенной
человеческой поддержкой и медицинской помощью,
станут жить, создавать семьи, рожать полноценных
детей, выздоравливать и покидать спасительное
место или смиренно ожидать печальной участи.
– Что вы сделаете, если… – изощрялись в
вопросах-страшилках праздные гуляки.
– Как Мать скажет, так и будет, – размеренно
отвечали им сестры.
Тереза же, не замедляя своей речи, приглашала
любопытных в поселок испить жаждоутоляющего
напитка – чаю, например. Однако желающих можно
было перечесть по пальцам.
Shishu Bhavan – детские приюты в нескольких индийских
городах, созданные на содержимое какой-то совсем
уж небывалой премии Magsaysay Prise.
Белфаст...
Эфиопия...
Бейрут, в который Тереза приехала с пасхальной
свечой и иконой Девы Марии.
Молитвы.
Перемирие.
Кинофильм Малькольма Мугериджа «Something Beautifull for
God», вышедший на экраны в 1969 г.
Скепсис и циничные ухмылки раздраженных
политиков: «Вы лечите не причину, а следствие. Вы
латаете дыры. Вы пускаете пар. Ваш труд тонет в
океане проблем, которые могут быть решены только
совместными усилиями на государственном
уровне».
– Я не знаю, что такое апартеид, не понимаю, –
отвечала им одержимая, брала с собой помощников
– китаянку, бенгалку, негритянку – и… прямиком,
не задумываясь, в Преторию, где об ужасах
добрососедства и терпимости детям рассказывают
только на ночь, и то, чтобы они не вывалились из
люльки и не кинулись бегать по дому в поисках
недоломанной игрушки.
Плод покоя – молитва,
плод молитвы – вера,
плод веры – любовь,
плод любви – покой, —
писала Тереза в своем дневнике, ввиваясь
в дыхание медитации.
Она общалась с представителями английской
королевской династии, запросто шутила с римскими
папами, журила Фиделя Кастро за пристрастие его
народа к сигарам, призывала Ясира Арафата к
веротерпимости. Бараки и дворцы не знали замков,
когда Тереза оказывалась поблизости. Ей же самой
можно было позвонить среди ночи и получить
аудиенцию ранним утром.
– Люди – явление круглосуточное, – убеждала с
телеэкранов Тереза нас, изумленных.
СПИД, пусть даже он и цеплялся сотни лет кряду за
хвосты каких-нибудь там зеленых мартышек, но
людей застал врасплох хотя бы своей
неизлечимостью.
Нью-Йорк 1985-го сотрясался от истерического
мандража, когда горожане узнали, что в местной
тюрьме умирают от невиданной болезни трое
преступников. По настоянию Терезы мэр отдал
распоряжение освободить всех троих, а к
Рождеству их поместили в специальное заведение
для больных СПИДом – Gift of Love (Гринидж-виллидж).
Американцы испугались пуще прежнего: воры и
убийцы на свободе, да еще жуть как заразны.
Монашеские увещевания о том, что это знак свыше,
что хорошо бы стать повнимательнее друг к другу и
т.д., не возымели нужного действия.
Лето сменилось зимой, зима
становилась летом,
Но в Святой земле ни лета нет, ни зимы:
Всегда прохладно вино, пища всегда согрета,
И солнце над головою проходит путем прямым.
Сергей Ташевский. «Святая Земля»
…Была жизнь, дождь заливал пески, облака
раскрывались звездами, чернел асфальт, исчезали
следы на нем.
– Кристально чистая биография – это всегда
плохо, – резюмирует героиня отечественного
детектива.
Где-то должны быть ляпы, подозреваем мы, и если не
находим оных – удивление рассекает наши лбы.
Журналисты ломятся за сенсациями, вытаскивают
червяка, на который – удастся – поймают жирный
скандалище с дутыми жабрами и хлестким хвостом. О
простом писать скучно, о хорошем сложно, а чудо
тем не менее бывает обыкновенным не только в
советской киноцитате.
Что для меня Иисус?
Слово, что следует произнести. Правда, о которой
не умалчивают. Путь, сложенный дорогами. Свет,
неподвластный смене дня и ночи… Он – голодный,
ему нужна еда. Он больной. Одинокий. Нежеланный.
Прокаженный. Нищий. Запойный. Душевнобольной.
Слепой. Калека. Заключенный. Блудница. Он –
человек с зачерствевшим сердцем, которое
смягчится… Я все ему отдала, даже свои грехи, и он
перемолол их во мне в нежность и любовь. Я –
супруга распятого супруга. Я – это Он, а Он – это
мы все.
Дневниковые записи Матери Терезы не хранятся в
тайниках Ордена, они прошили в печати долгие
типографские строчки, являя миру открытость и
искреннюю надежду.
Сестры милосердия (их более трехсот тысяч)
работают ныне в восьмидесяти странах.
Секта? Что ж… Ее основательницу считали
сумасшедшей, она, по мнению автора энциклопедии
«Мистики XX века», питалась энергией солнца, не
зная человеческой пищи. Она забыла медаль
нобелевского лауреата где-то в гардеробной.
Неужели страдала беспамятством? Вряд ли…
В меню некоторых дешевых индийских забегаловок
два листа. На одном – чаи, лепешки, местные
пряности. На другом – текст. Когда спрашиваешь
официанта, кто написал эти стихи, он, странно
переводя на вас свой взгляд, шепчет: святая. И вы
перечитываете:
Жизнь – это возможность, воспользуйся
ею.
Жизнь – это красота, восхитись ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, осуществи ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг твой насущный, исполни его.
Жизнь – это игра, стань игроком.
Жизнь – это богатство, не растранжирь его.
Жизнь – это имущество, береги его.
Жизнь – это любовь, насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна, познай ее.
Жизнь – это завет, исполни его.
Жизнь – это юдоль бедствий, превозмоги ее.
Жизнь – это песнь, спой ее до конца.
Жизнь – это бездна неведомого, ступи в нее, не
страшась.
Жизнь – это удача, лови этот миг.
Жизнь так прекрасна, не загуби ее.
Жизнь – твоя жизнь, борись за нее!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|