Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Изучая любой предмет школьной программы, можно и нужно опираться на уже сложившиеся у детей представления о мире – это ни для кого не секрет. Однако такая задача бывает трудновыполнимой, если следовать заданному текстом учебников изложению материала. Каждый ребенок, беря впервые учебник, думает, что теперь узнает много интересного, найдет ответы на давно интересующие его вопросы. Открывает книгу, листает ее, с надеждой приходит на первое занятие, и... начинается скучная, кропотливая работа. Главное отличие той технологии, которую мы представляем сегодня, заключается в принципиально ином целеполагании обучения: вместо освоения и усвоения заданного заранее программного материала целью ставится построение каждым ребенком собственного взгляда на различные области человеческого знания, на развитие нового языка общения. Описанная технология преподавания успешно использовалась при прохождении разных школьных предметов: ботаники, зоологии, химии, иностранных языков. Каждый по-своему дифференцирует окружающий его мир. И чем больше различий заметно для человека, чем больше частей (фракций) он видит в окружающих объектах, тем лучше может использовать свои знания. Так, например, мы воспринимаем иностранную речь: сначала интонационно, потом выделяем смысловые фразы, позже отдельные слова.
Вслед за автором такого подхода к знанию, Милославом Балабаном, автор семинара считает, что каждый человек познает мир, выделяя все новые и новые его составляющие (фракции). Педагогику, базирующуюся на вычленении личностью все новых частей окружающего мира, автор назвал фрактальной, противопоставляя ее линейной педагогике, предполагающей, что обучение – это последовательное накопление информации.
На каждом занятии ученики выделяют свои частицы нового, причем не всегда те, которые предполагает учитель.

________________________ 
МАСТЕРСКАЯ ПО АНАТОМИИ 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
учитель биологии,
кандидат педагогических наук

От собственных вопросов до самооценки

Нетрадиционное путешествие по курсу анатомии и физиологии

Любой человек хоть раз в жизни задумывался, как устроено его сердце, почему оно болит, что такое бронхит или воспаление среднего уха. Учебник пестрит интереснейшими рисунками и схемами, разглядывая которые можно многое понять. В своей методике изучения данного курса я предлагаю опираться именно на такую познавательную активность детей, на их целостное представление о человеческом организме. Сразу оговорюсь, что этот способ организации образовательного процесса легко транслируется и на другие школьные предметы, причем эффективность такой работы гораздо выше, чем после пошагового прохождения учебного материала.

Обзорный тур

На первом же занятии детям предлагается пролистать вместе с учителем учебник, ничего не выучивая, лишь высказывая собственное мнение и задавая вопросы, которые возникают в ходе работы. Такие занятия мы назвали “обзорным туром”, так как за достаточно небольшой промежуток времени все вместе, на первый взгляд поверхностно, знакомятся с предлагаемым материалом. Организовать и провести такую работу достаточно трудно, так как к девятому классу (именно тогда по программе проходят этот предмет) дети стесняются собственного непонимания, а интерес к человеческому телу предельно обострен и в коллективе подростков считается чем-то неприличным. Тем не менее ряд приемов, разработанных при апробировании методики, позволяет преодолеть данные трудности.
Первое, с чего следует начать, – расстановка парт. Так как вся методика базируется на коммуникации, сидеть рядами при этом просто невозможно. Каждый должен видеть глаза других говорящих, педагогу при этом необходимо с легкостью увидеть, что именно заинтересовало ребенка в книге. Кроме того, свободная коммуникация не позволяет учителю возвышаться над классом: это подавляюще действует на всех учеников. Поэтому мы расставляем парты по периметру класса, а стулья ставим ближе к середине, спинками к столам. Таким образом, образуется общий круг, каждый видит всех, примерно так располагаются участники любого психологического тренинга общения. Учитель занимает одно из мест в общем круге, причем каждый раз разное, чтобы подчеркнуть свою равноправную, а не главенствующую позицию.
Перед учителем в ходе такой работы стоит несколько задач:
– показать информативность названий параграфов, выделенных слов, рисунков и подписей под ними, таблиц и схем;
– продемонстрировать собственный познавательный интерес к предмету, умение строить логические рассуждения и обосновывать свою точку зрения;
– инициировать познавательную активность учеников;
– поддерживать и развивать способность детей к аргументированному культурному спору, обмену мнениями, уважению чужой позиции.
Для этого учитель сначала задает вопросы, ответы на которые можно найти на открытой всеми учениками странице, предварительно введя правило: читать можно только подписи под картинками, пояснения к схемам, названия параграфов и выделенные слова. Читать текст параграфов запрещено – там дается готовая информация, не требующая использования аналитических способностей, личного опыта детей. Многое зависит от того, как учитель формулирует свои вопросы: он спрашивает, например, как дети думают, из каких отделов состоит сердце человека (все рассматривают соответствующий рисунок), и относится к их мнению, не разделяя ответы на правильные и неправильные, а пытаясь понять, почему ребенок думает именно так и, если нужно, доказывает свою точку зрения. Предположим, кто-то отвечает, что сердце состоит из верхней полой вены, правого предсердия, нижней полой вены, правого желудочка, левого желудочка и левого предсердия, а другие не выделяют вены как части сердца. Учитель дает возможность детям самим обосновать друг для друга свои точки зрения, а высказывая свое мнение, его обязательно аргументирует: все-таки вены вряд ли можно назвать частями сердца, ведь на рисунке лишь их фрагменты, а на самом деле понятно, что они отходят далеко от этого органа.
Постепенно вводится следующее правило: учитель обязан высказать собственное мнение по любому вопросу, заданному детьми, однако если вопрос педагога заинтересовал всех, он имеет право на него не отвечать. Например, работая по той же теме – “Сердце”, учитель спрашивает, как дети думают – что такое разрыв сердца? Ребята обычно активно начинают высказывать свои точки зрения и быстро заходят в тупик: такая крупная мышца не может просто разорваться. Тогда они задают тот же вопрос учителю, однако он не отвечает, а уходит к следующей теме. После таких приемов дети начинают более внимательно анализировать каждую страницу, все меньше и меньше стесняясь задавать вопросы.
– А у моего дедушки был инфаркт чего-то там. Что это такое?
– А почему вены называются полыми?
– Что вкалывают в сердце при его остановке?
Конечно, знать все ответы на бесчисленные детские вопросы просто невозможно. Учитель и не должен скрывать, что часто просто высказывает свою точку зрения, рассуждает вместе с детьми. Это только возвышает его в их глазах, делает ближе и понятнее. Если вопросы заставляют педагога по-новому посмотреть на уже известные ему, казалось бы, факты, на этом специально концентрируется внимание класса. Так, учитель показывает, что он учится, развивается вместе с ребятами, а не является лишь транслятором чужих знаний.
Таким способом за один урок все знакомятся с материалом примерно десяти параграфов. Если кто-то из ребят мешает общей работе, его можно отсадить за общий круг. Это очень сильное наказание, так как человек, сидящий за кругом, лишается права задавать свои вопросы и высказывать свою точку зрения в спорах. Это действует на детей гораздо сильнее, чем наказание новой работой, поэтому они стремятся поскорее вернуться в общий круг, что и происходит обычно на следующем занятии.
На обзорный тур всего учебника обычно уходит примерно одна учебная четверть. В результате ребята имеют достаточно целостное представление об изучаемом предмете, он становится для большинства еще более интересным, более важным, чем раньше. Отмечу, что не имеет абсолютно никакого значения, какой учебник взят для такой работы. Главное, чтобы у всех они были одинаковые, иначе будет трудно обсуждать конкретные рисунки и таблицы. Сегодня это очень выгодно, так как во многих школах есть лишь старые книги, тогда как новые учебники достаточно дороги.

Оценивание

Одной из самых сложных для нас была разработка системы оценивания учеников при такой работе. Можно ли отказаться от оценки совсем? Скорее всего это просто не получится. В обществе вне стен школы мы всегда оцениваем и себя (правильное или неправильное решение я принял, хорошо ли я сделал и так далее), и других. Оценка присутствует при любом общении, но у нее есть глубокое отличие от школьной отметки.
Школа сама по себе довольно искусственная структура. В ней люди лишены возможности просто и корректно оценивать друг друга и себя действиями. Но, видимо, процесс оценивания жизненно необходим. Многие инновационные школы и учителя-новаторы заменили традиционные отметки на развернутые характеристики. Но мне кажется, что прием открытой самоотметки, разработанный и апробированный нами, наиболее естественный и простой способ, позволяющий детям следить за своим развитием (своеобразная притолока, у которой каждый измеряет свой рост), а учителям и родителям легко и безболезненно подсказывать, где нужно еще потренироваться.
В конце урока, взяв в руки журнал, учитель просит ребят подумать, какую отметку они ставят себе за этот урок. Читая вслух каждую фамилию, он со слов учеников выставляет обычные отметки по пятибалльной системе (именно этот прием публичного выставления себе отметки мы назвали открытой самоотметкой). Как правило, пытаясь выйти из этого затруднительного положения (ведь себя оценить гораздо труднее, чем любого другого), ребята сразу пытаются выставлять отметки не самим себе, а друг другу. Однако лучше не позволять детям ставить отметки своим одноклассникам: это может разделить класс на всеобщих “любимчиков” и “изгоев” и не позволит отнестись каждому ребенку к самому себе достаточно критически. Многие ребята занижают себе отметку, тогда приходится медленно и терпеливо приучать их к подобной рефлексии, анализу собственных действий, поступков. Ведь в действительности они оценивают всю работу: и класса, и учителя, и свою на данном уроке. В частности, можно предложить ребенку дать оценку работы пары учитель – ученик. В этом случае педагог может высказать и свое мнение, так как оценивает уже не работу или знания ребенка, а эффективность своего труда по отношению к данному ученику.
После того как все отметки, объявленные вслух детьми, проставлены, учитель может спросить у ребят, кто, по их мнению, завысил или занизил себе отметку. Только после того, как выскажутся все желающие дети, если будет необходимо, и педагог может прокомментировать их самоотметки, но при этом обязательно сначала поставив в журнал отметки не ниже предложенной учениками. Тогда дети учатся верить не только себе, но и взрослым. Совсем не страшно, если кто-то сначала завышает или занижает себе отметки. За счет того, что процесс оценивания проводится открыто, публично, в силу вступают законы социального
взаимодействия: обсуждение отметок продолжится и после урока, где дети смогут поддержать тех, кто занизил балл, и выскажут свое откровенное мнение тем, кто его явно завысил. Есть много критериев, по которым можно достаточно просто выставлять себе самоотметку. Часто эти критерии вырабатываются тут же на занятиях вместе с детьми. Например, степень активности в обсуждении, нетривиальные вопросы, заданные учителю, могут быть весомыми аргументами в пользу самых высоких самоотметок.
Общее же у них только одно: ребенок должен сравнивать себя только с самим собой, со своими силами и возможностями. А учитель вполне может ему в этом помочь. Отмечу, что прием открытой самоотметки можно использовать при разных методиках, в разных курсах.

Однажды...

Однажды Вова К. – второгодник, уже который год не работающий ни на одном предмете и с вызовом гордящийся своими двойками, – слегка покраснев, стал расспрашивать учителя и внимательно выслушивал все ответы. За весь урок он ни разу не отвлекся от обсуждаемой темы, и хотя его вопросы, как правило, показывали лишь его пробелы в знании школьной программы (что поначалу вызывало общий хохот одноклассников), терпеливые ответы учителя, заинтересовавшие и всех остальных, помогли ему поверить в свои силы. Но вот пришло время выставлять отметки за урок. Услышав свою фамилию, Вова опустил глаза и тихо произнес: “Три”. Как же сделать так, чтобы и он, и остальные ребята видели, что это общая победа над вызывающим безразличием, бездействием этого мальчишки? Тогда учитель попросил оценить работу его учителя на этом уроке. Не человека или учителя вообще, а именно как работавшего для него учителя. В результате за этот урок мальчик поставил себе пятерку, но прошел месяц, и он неожиданно, работая все лучше и лучше, снизил себе отметку на балл, а на вопрос, почему, гордо ответил, что еще не до конца разобрался в “сегодняшнем материале”.
Не менее сложно подчас бывает показать классическому отличнику, что, если учитель не был согласен с его мнениями по каждой проблеме, отметку снижать вовсе не обязательно. Так, однажды Ира С., напряженно проработавшая весь урок и высказывавшая собственные суждения по каждому вопросу, в результате поставила себе отметку “три”. “Я дважды ответила неправильно”, – сказала она. В этом случае учитель может просто “обидеться”: мол, мне-то казалось, что Ира столько всего узнала за этот урок, я так радовалась, наблюдая, как вдохновенно и осознанно она работает, и вдруг всю эту работу оценивают так низко. Ира и Вова пытались поставить себе отметки по “стандартам”, а как же еще?

Лабораторный тур

Следующий тур работы в данной методике мы назвали лабораторным. Обычно практические занятия разных типов включены в тематическое прохождение материала. Мы же предлагаем провести все, в том числе и дополнительные, практические и лабораторные работы в течение второй учебной четверти. На каждый урок учитель готовит приборы и материалы для нескольких работ: различные микропрепараты, муляжи, спиртовые материалы и так далее. Из предложенного набора дети (каждый в отдельности или по парам) выбирают то, с чем хотели бы поработать именно сегодня. Таким образом, каждый выполняет задания в своем темпе, ориентируясь лишь на необходимость за ограниченное количество занятий сделать минимальный набор заданий.
Перед уроком педагог не инструктирует ребят, дети обращаются сначала к тексту учебника и только потом (при необходимости) к учителю или к одноклассникам, сделавшим эту работу раньше. Это позволяет ученикам воспользоваться полученным в ходе обзорного тура навыком пользоваться учебником, а также приступить к самостоятельной систематизации своих знаний по предмету. Пробуя схематически изобразить увиденное, каждый ребенок на самом деле рисует то, что понятно для него в данном объекте: например, сначала, рассматривая микропрепарат поперечно-полосатой мышцы, зарисовывает набор непонятных точечек и палочек, потом, поняв, как устроены эти мышцы и почему получили свое название, начинает замечать не случайные поломы отдельных волокон и грязь на стекле, а принцип их строения.
Чтобы каждый ученик имел возможность продвигаться в собственном темпе, оценивать себя самостоятельно, помогать другим и принимать помощь от одноклассников, работа строится по индивидуальным программам. Всем девятиклассникам сначала ограничивается минимальный объем заданий, соответствующий требованиям школьной программы по лабораторным занятиям и практикумам. Для тех, кто справится с этой работой раньше положенного срока, предлагается на выбор: провести собственное исследование (по всем правилам естественно-научной работы) некоторой интересной и важной для них проблемы или быть на оставшихся уроках помощником учителя (консультировать тех, кто не может самостоятельно понять, как изобразить предложенный объект, объяснять, как легче найти нужную информацию в учебнике, помогать настраивать микроскоп и многое другое).
С классом до начала данного тура обсуждается, как будут выставляться самоотметки. Обычно отметки ставятся за некоторое количество успешно сделанных работ (две или три) и их оформление. Если за урок сделаны три работы, дети выставляют себе пятерки, две – четверки, одна – тройка. Иногда они говорят, что поставят себе отметку на следующем занятии, закончив очередную работу. Желание улучшить свою отметку всегда приветствуется учителем. Важно подчеркнуть, что перерисовывание рисунков из учебника не считается результатом работы, так как показывает взгляд не данного ученика на естественный объект, а художника, изобразившего его в учебнике. Рисунок в учебнике используется лишь как один из возможных вариантов изображения, ребенок же должен представить свой. Все рисунки исполняются простым карандашом и являются схематическим изображением увиденного и понятого их автором, поэтому их обсуждение идет не на уровне красиво – некрасиво, аккуратно – неаккуратно, а на уровне “что считает значимым в данном объекте ученик, почему именно так его изобразил, какие детали посчитал важным отметить”. Например, если ученик работал с черепом человека и изобразил прямой линией соединение костей (они срастаются в виде зигзага, что резко увеличивает площадь соприкосновения и соответственно прочность), это будет считаться ошибкой. Если же рисунок сделан не очень красиво, но правильно изображены все особенности черепа, подписаны названия соответствующих отделов и костей, работа принимается как выполненная правильно. При такой работе разрешается и поощряется чтение текста учебника, описывающего данные объекты и их особенности.
Таким образом, выполняя одну за другой лабораторные работы, ребята учатся видеть по-новому отдельные органы, ткани, понимать, как они устроены, и изображать собственное понимание в виде схематических рисунков. Одновременно дети ненавязчиво знакомятся с текстом учебника, развивают свое собственное представление о строении тела человека. Навыки работы с приборами и оборудованием, полученные в лабораторном туре, оказываются важными в различных видах учебной деятельности в дальнейшем.

Работа организма

Безусловно, отделить изучение строения органов от знакомства с их функцией невозможно, поэтому данное выделение изучения физиологии человека – работа организма – условно и отражает главную, но не единственную образовательную цель тура.
Ребятам предлагается дома описать, что, по их мнению, происходит с пищей, попадающей в организм. Задание условно называется “Путь бутерброда с маслом и колбасой в организме человека”. Каждый ученик выполняет его так, как считает нужным: записывает в тетради свои мысли, делает шпаргалки по теме, схематизирует узнанное. Учитель не проверяет, как приготовились ребята, они сами это поймут во время общего обсуждения, когда задается большое количество мелких вопросов, каждый высказывает свое мнение, делится найденной информацией, но пользоваться можно только собственной памятью, тетрадкой, логикой, но не книгой. Работа с учебником и дополнительным материалом на этот раз проходит только дома. Критерии самоотметки вырабатываются, как и всегда, на первых уроках данного тура, при этом каждый может выдвигать свои: степень активности в общем разговоре, умение аргументировать свою точку зрения, задавать интересные вопросы и другое.
Занятия строятся в форме обсуждения мнений учеников класса, поэтому здесь снова важно вспомнить о том, что расстановка парт по рядам разрушающе действует на всякое общение. Общий круг, удобный для дискуссии, одновременно дает возможность детям активно и равноправно участвовать в дискусии и не позволяет педагогу доминировать со своим мнением над остальными: он сидит, как и все, в общем круге, не возвышаясь над классом.
Данное задание, начинающее третий тур работы в курсе “Анатомии и физиологии человека”, было выбрано не случайно. Анализ “пути бутерброда” включает в себя многие физиологические процессы человеческого организма, описание которых требует понимания работы сразу нескольких систем органов в их взаимосвязи. Обсуждение результатов длится в зависимости от класса от одного до нескольких уроков, после чего детям предлагается следующее задание, требующее работы со всем учебником, например, путь воды в организме, путь кислорода, ранение в тех или иных участках тела, поиск причины заболевания по конкретным симптомам и так далее.
Конечно, в каждом классе есть группа ребят, обычно не выполняющих домашние задания. Они не принимают участия в общем разговоре, так как во время его сидят за кругом и выполняют домашнюю работу. Отмечу, что это не наказание тех, кто не выполнил, а скорее поощрение других, приготовившихся к уроку. Поощрение это не совсем обычное для школы: детям, выполнившим успешно некоторую работу, в качестве награды позволяется активно участвовать в следующей. В реальной жизни такая схема действий вполне уместна: больше работы доверят тому, кто больше умеет делать или лучше приготовился. Но в обществе работа обычно связана с некоторой материальной выгодой, зарплатой, тогда как школьные занятия существуют как бы изолированно от жизни в целом. Этот прием “задание – награда”, позволяющий больше работать тем, кто больше может и умеет, очень эффективен и в классно-урочной системе обучения. Большинство ребят хотят высказывать свое мнение, спорить с другими, им гораздо важнее во время урока работать вместе со всеми, чем молча сидеть за кругом и безуспешно пытаться привлечь к себе внимание одноклассников. Поэтому часто они, после того как посидели одно-два занятия вне общего поля, начинают заниматься и дома.
Таким образом, во время третьей учебной четверти дети занимаются: проводят своеобразный анализ учебного материала, пытаются теоретически при помощи учителя проанализировать обыденные процессы, происходящие в человеке. Часто задание на следующее занятие инициирует не учитель, а кто-нибудь из учеников, сформулировав вслух важную для себя проблему. Например, при становлении данной методики после обсуждения пути бутерброда в организме выяснилось, что человек часть его выдыхает в качестве составной части углекислого газа. Такое открытие заставило ребят задуматься о том, что раз “бутерброд” мы выдыхаем, то кислород, может быть, выводится не только через легкие, но и через почки. Так была придумана тема, ставшая впоследствии традиционной: путь кислорода.

Первая помощь

Курс анатомии и физиологии человека, на мой взгляд, особенно важен для каждого ребенка не своей академичностью, а возможностью правильно и вовремя позаботиться о собственном организме. В его полном названии говорится еще и о гигиене, однако ее вопросам обычно уделяется мало внимания. Для нас важность именно этой части не вызывает сомнения, поэтому всю четвертую четверть мы предлагаем посвятить освоению навыков первой доврачебной помощи. Конечно, в школах нет приборов, муляжей, специально изобретенных для этой цели. Однако ребята обычно с радостью изучают все приемы первой помощи, учатся накладывать повязки и жгуты, отличать клиническую и биологическую смерть, помогать при внутренних и наружных кровотечениях.
Этот тур, как и предыдущие, проводится на стыке представления педагога о необходимом для изучения материале и детском естественном интересе. Случаи о травмах и болезнях, которыми, к сожалению, полна наша жизнь, не повторяются в двух разных классах, поэтому учитель должен быть готов изменить свои планы в соответствии с запросами детей.
Важно, чтобы каждый ребенок научился выполнять простейшие приемы доврачебной помощи. Приобретение этих навыков позволяет по-новому посмотреть на весь предлагаемый в данном курсе материал, соотнести его с действительностью, с собственным опытом и проблемами.

_______________________
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА 

– Какое количество детей в классе оптимально для такой работы?

– Работа может проводиться с любым числом ребят: от двух-трех человек до класса в сорок учеников. Однако, безусловно, есть и оптимальное число участников. Оно определяется двумя основными требованиями.
Первое: многообразие участников занятия. Дело в том, что при обсуждении каждой проблемы учитель использует различные точки зрения, вместе с остальными анализирует их. Следовательно, чем больше учеников и мнений, тем лучше. Ребята должны иметь возможность не придумывать несуществующие вопросы, а спокойно ждать, когда им действительно захочется о чем-то спросить педагога. Кроме того, в малой группе все внимание учеников сосредоточено друг на друге, из-за чего некоторые дети стесняются свободно высказываться, спрашивать. В больших группах для многих бывает легче – можно слушать, не проявляя излишней активности.
Второе требование связано с возможностью поддерживать рабочую атмосферу. Как только ребята понимают, что действительно можно вести себя свободно, работать интереснее, часто возникают проблемы с дисциплиной – все хотят высказаться одновременно, выполнить одну и ту же работу. Поэтому, безусловно, нужно ограничивать число учеников.
Таким образом, оптимальная группа, на мой взгляд, десять–пятнадцать человек, хотя мне больше нравилось работать с классами по тридцать учеников.

– Почему во время обзорного тура учитель не отвечает на вопрос, заинтересовавший всех?

– Учитель всегда отвечает на вопрос, сформулированный и заданный детьми. Однако, чтобы ребята начали спрашивать то, что их на самом деле интересует, иногда приходится заниматься своеобразной провокацией. Тогда педагог сам формулирует интересный вопрос, но не отвечает на него (ведь это его вопрос, а не детский!). Такой прием достаточно быстро инициирует активность ребят, которые потом предпочитают лишний раз спросить, вместо того чтобы не узнать что-то очень интересное.

– Какие сложности может испытывать учитель, начинающий работать по этой технологии?

– Я бы не стала называть описываемый метод технологией, ведь дети – не предметы, подвергающиеся нашей педагогической обработке. Хотя и сама иногда употребляю это слово, очень прочно оно за последние годы вошло в школьный лексикон.
Учитель, начинающий работать по данной методике, в первую очередь должен помнить: ему придется постоянно ее изменять, додумывать в зависимости от того, какие дети к нему придут. Это, пожалуй, и есть самая большая проблема: педагоги не всегда готовы к постоянным изменениям своих методов. Очень сложно бывает начинающим справиться с «дисциплиной свободы» – не позволить детям превратить занятие в хаос, но при этом не перейти на традиционные репрессивные меры в виде двоек в наказание, удаления из класса.

– Каковы критерии результатов обучения?

– Самооценка – единственный, на мой взгляд, возможный критерий при работе с людьми. Вот когда мы признаем, что дети – существа неодушевленные, тогда говорим о единых критериях и стандартах. Живое же специально создается Природой в виде бесконечного многообразия, иначе мы с вами просто не выжили бы как вид!

– Какие методы контроля предполагает технология: только ли оценка работы на уроке или экзамен, тесты, контрольные работы?

– Соответственно и этот вопрос нужно было бы перефразировать: вы спрашиваете, как дети, родители, ученики могут понять, чему они научились (точнее, что они запомнили) в ходе занятий биологией по данной методике. Возможны все предложенные способы, только не нужно забывать, что контрольные, тесты, экзамены – это способы ранжирования, а значит – обезличивания детей. Поэтому я предпочитаю как можно дольше уходить от них, а когда дети сами (!) выбирают форму аттестации, проблема стоит не так уж остро. Обычно они проходят ее достаточно эффективно, так как за время учебы ничего не заучивали, а понимали и старались научиться мыслить на особом, биологическом языке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru