Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА 

Ольга ХУХЛАЕВА,
психолог школы “Премьер”

Сказка про меня

О том, как я осваиваю новую методику

Тернист путь взросления: сколько препятствий и трудностей ожидает ребенка... Ссоры, двойки и обиды в школе, темнота в спальне, наказание за плохие отметки, опять забыл, потерял, не выучил. Хорошо, если найдется взрослый, который поможет маленькому школьнику поверить в себя и справиться с трудностями. Особенно если решение проблемы спрятано в сказке, похожей на притчу.

В нашей школе сама структура занятий рассчитана на то, чтобы поддержать в ребенке потребность в саморазвитии. Например, педагоги используют сказки, которые построены по классическому образцу терапевтических метафор: сначала возникает проблема, кризис, в котором герою становится невыносимо плохо, а потом он находит силы в самом себе – и наступает праздник.
Некоторые сказки придумала я сама, другие сочинили студенты педагогического университета.
Например, такая сказка. Жили-были мама, папа и маленький мальчик. Может, это была девочка, точно не помню. (Почему возник этот “провал в памяти”? Он нужен, чтобы каждый ученик мог себя идентифицировать со сказочным героем.)
Ребенок этот очень хотел быть хорошим, мечтал хорошо учиться, но буквы сами собой перепутывались друг с другом, ошибки в слова залезали, задачки решаться не хотели, а стихотворения никак не запоминались.
Зато вертунчики ему то ладошки, то ноги, то горло начинали тихонько щекотать, и наш герой громким голосом вскрикивал. Поэтому хотя и очень хотел хорошо учиться, но то и дело замечания и двойки получал, маму огорчал.
И мама заболела.
Лежит бедный двоечник вечером на диване, думает: какой я несчастливый. Думал, думал и уснул. Снится ему сон, что он вырос, стал высоким, красивым. Сидит за столом, толстые книги перечитывает, сам толстую книгу пишет да еще в компьютере сложные задачи решает. И подходит к нему, большому, маленький мальчик и спрашивает:
– Как ты вырос таким умным, пишешь красиво, задачи сложные решаешь? Ты, наверное, в школе на одни пятерки учился?
А он отвечает:
– Что ты, малыш, были у меня в школе двойки и тройки, писал я не всегда чисто и часто некрасиво. Но я всегда верил, что когда-нибудь и у меня получится хорошо. Главное, верить и стараться.
– Верить и стараться, – прошептал ученик второго класса, просыпаясь. – Верить, что все получится, стараться и не очень огорчаться.
Подпрыгнул и побежал рассказывать маме сон. “Надо, чтобы и она перестала огорчаться, – решил он. – Я теперь знаю, что у меня обязательно все получится, ведь я очень стараюсь”.
Детям нравится эта сказка, потому что в герое они узнают себя: выходит, не только у них возникают эти трудности! А затем ребята идентифицируют себя с героем: раз он сумел поправить свои дела, значит, и я смогу.
Изучить субличности (разные проявления собственного “я”) нам помогла сказка про Машу.
Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что в горле что-то щекочет. Открыла рот, а изо рта маленький человечек выпрыгивает прямо Маше на живот. А за ним еще один, и еще.
– А ну-ка кыш с моего живота! – закричала Маша. – Мой живот, не позволю его топтать.
– Так и мы твои, –заверещали человечки.
– Как мои?! – возмутилась Маша. – Я вас не знаю.
– А вот посмотри на меня внимательно, – сказал один человечек. – Я твоя злючка. Когда на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю и слова подсказываю.
– А я твоя боялка. Когда одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.
– Что-то вы мне не очень нравитесь, – прошептала Маша.
– Ну, это ты неправду говоришь. На самом деле ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут нас капризулька и на-шею-маме-садилка. Вспомни, как ты покапризничать любишь и маму заставляешь делать то, что тебе хочется. И лица у нас такие же, как у тебя бывает, когда надо в школу собираться, спать укладываться и еще когда...
– Надоели все! – запищала Маша. – Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не командую. Я все наоборот делаю.
– Вот тут ты сказала честно, – вздохнул человечек, очень похожий на ежика. – Я – наоборотка, почти всегда с тобой. Мы с тобой хорошо дружим...
История заканчивается тем, что Маша говорит:
– Да, вы все мои человечки, это верно. И боялка моя, и наоборотка моя, и капризулька моя, и добрушка моя. Но я не всегда боюсь, не всегда ленюсь, не всегда смеюсь или злюсь. Кто же я?
А я есть я. И боялка, и добрушка, и капризулька, и люблюшка – это все мои друзья. Но командую здесь я – Маша, я – человек, я – житель планеты Земля.
Ребята, услышав эту сказку, пытаются увидеть свои субличности и изобразить их. Причем каждый рисует по-своему, никто не повторяется. Скажем, одна девочка подписала свои рисунки так: “Люблю мечтать”, “Ой, как смешно!”, “Я шустрая”, “Ой, как скучно”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru