ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА
Ольга ХУХЛАЕВА,
психолог школы “Премьер”
Сказка про меня
О том, как я осваиваю новую методику
Тернист путь взросления: сколько
препятствий и трудностей ожидает ребенка...
Ссоры, двойки и обиды в школе, темнота в спальне,
наказание за плохие отметки, опять забыл,
потерял, не выучил. Хорошо, если найдется
взрослый, который поможет маленькому школьнику
поверить в себя и справиться с трудностями.
Особенно если решение проблемы спрятано в
сказке, похожей на притчу.
В нашей школе сама структура занятий
рассчитана на то, чтобы поддержать в ребенке
потребность в саморазвитии. Например, педагоги
используют сказки, которые построены по
классическому образцу терапевтических метафор:
сначала возникает проблема, кризис, в котором
герою становится невыносимо плохо, а потом он
находит силы в самом себе – и наступает праздник.
Некоторые сказки придумала я сама, другие
сочинили студенты педагогического университета.
Например, такая сказка. Жили-были мама, папа и
маленький мальчик. Может, это была девочка, точно
не помню. (Почему возник этот “провал в памяти”?
Он нужен, чтобы каждый ученик мог себя
идентифицировать со сказочным героем.)
Ребенок этот очень хотел быть хорошим, мечтал
хорошо учиться, но буквы сами собой
перепутывались друг с другом, ошибки в слова
залезали, задачки решаться не хотели, а
стихотворения никак не запоминались.
Зато вертунчики ему то ладошки, то ноги, то горло
начинали тихонько щекотать, и наш герой громким
голосом вскрикивал. Поэтому хотя и очень хотел
хорошо учиться, но то и дело замечания и двойки
получал, маму огорчал.
И мама заболела.
Лежит бедный двоечник вечером на диване, думает:
какой я несчастливый. Думал, думал и уснул. Снится
ему сон, что он вырос, стал высоким, красивым.
Сидит за столом, толстые книги перечитывает, сам
толстую книгу пишет да еще в компьютере сложные
задачи решает. И подходит к нему, большому,
маленький мальчик и спрашивает:
– Как ты вырос таким умным, пишешь красиво,
задачи сложные решаешь? Ты, наверное, в школе на
одни пятерки учился?
А он отвечает:
– Что ты, малыш, были у меня в школе двойки и
тройки, писал я не всегда чисто и часто некрасиво.
Но я всегда верил, что когда-нибудь и у меня
получится хорошо. Главное, верить и стараться.
– Верить и стараться, – прошептал ученик второго
класса, просыпаясь. – Верить, что все получится,
стараться и не очень огорчаться.
Подпрыгнул и побежал рассказывать маме сон.
“Надо, чтобы и она перестала огорчаться, – решил
он. – Я теперь знаю, что у меня обязательно все
получится, ведь я очень стараюсь”.
Детям нравится эта сказка, потому что в герое они
узнают себя: выходит, не только у них возникают
эти трудности! А затем ребята идентифицируют
себя с героем: раз он сумел поправить свои дела,
значит, и я смогу.
Изучить субличности (разные проявления
собственного “я”) нам помогла сказка про Машу.
Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что в
горле что-то щекочет. Открыла рот, а изо рта
маленький человечек выпрыгивает прямо Маше на
живот. А за ним еще один, и еще.
– А ну-ка кыш с моего живота! – закричала Маша. –
Мой живот, не позволю его топтать.
– Так и мы твои, –заверещали человечки.
– Как мои?! – возмутилась Маша. – Я вас не знаю.
– А вот посмотри на меня внимательно, – сказал
один человечек. – Я твоя злючка. Когда на маму
злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за
язычок дергаю и слова подсказываю.
– А я твоя боялка. Когда одна засыпать не хочешь,
к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.
– Что-то вы мне не очень нравитесь, – прошептала
Маша.
– Ну, это ты неправду говоришь. На самом деле ты
нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь
зовут нас капризулька и на-шею-маме-садилка.
Вспомни, как ты покапризничать любишь и маму
заставляешь делать то, что тебе хочется. И лица у
нас такие же, как у тебя бывает, когда надо в школу
собираться, спать укладываться и еще когда...
– Надоели все! – запищала Маша. – Я никогда не
злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не
командую. Я все наоборот делаю.
– Вот тут ты сказала честно, – вздохнул
человечек, очень похожий на ежика. – Я –
наоборотка, почти всегда с тобой. Мы с тобой
хорошо дружим...
История заканчивается тем, что Маша говорит:
– Да, вы все мои человечки, это верно. И боялка
моя, и наоборотка моя, и капризулька моя, и
добрушка моя. Но я не всегда боюсь, не всегда
ленюсь, не всегда смеюсь или злюсь. Кто же я?
А я есть я. И боялка, и добрушка, и капризулька, и
люблюшка – это все мои друзья. Но командую здесь
я – Маша, я – человек, я – житель планеты Земля.
Ребята, услышав эту сказку, пытаются увидеть свои
субличности и изобразить их. Причем каждый
рисует по-своему, никто не повторяется. Скажем,
одна девочка подписала свои рисунки так: “Люблю
мечтать”, “Ой, как смешно!”, “Я шустрая”, “Ой,
как скучно”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|