Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Елена КУЦЕНКО

Все начинается с текста...

О том, как я осваиваю новую методику

Побывав в лаборатории новых технологий образования, я решила освоить инновационную методику работы с текстом. И, понимая, что взваливаю на себя дополнительную работу, решила... нет не отказаться, а хотя бы понять, зачем мне это нужно и почему я выбрала именно этот курс.
Во-первых, мне понравилась автор методики. Лидия Петровна Бельковец хоть и говорит довольно сложным языком, изобилующим терминами, но если видит, что собеседник “потерялся”, охотно растолковывает непонятные места. Не свысока и покровительственно, чем грешат некоторые ученые, а уважая мнение и практический опыт собеседника.
Конечно, это недостаток, но для меня усвоение информации напрямую связано с тем, насколько симпатичен человек, ее излагающий.
Теперь о методике: один из ее несомненных плюсов, на мой взгляд, в том, что курс опробован в реальной педагогической практике от детского сада до вуза. И первое, что предложила мне автор курса, договариваясь о сотрудничестве, – провести урок в моем классе. В отличие от многих разработчиков программ, которые предпочитают дать рекомендации и руководить издалека, критикуя полученные результаты и обвиняя учителя в плохом воплощении.
Больше всего меня смущало то, что методика окажется слишком жесткой, а я уже давно привыкла быть в классе “кошкой, которая гуляет сама по себе” и выбирать самостоятельно, что делать с детьми в данный момент. Но, несмотря на то что курс работы с текстом построен на алгоритмах, методика не расписывает каждый шаг учителя, а оставляет за ним право выбора, в какой момент и на каком тексте решать те или иные задачи.
Выбирая методику, учитель прежде всего выясняет, какое в ней предполагается содержание образования. В данном случае это не набор ЗУНов, а умение учиться самостоятельно и организовывать себя, анализируя текст, язык и речь. Любой учитель, работающий с текстом, и я в том числе, интуитивно и эпизодически использует отдельные элементы курса. Здесь же они собраны как части единого целого, предусмотрены критерии оценки результатов обучения. И так красиво и стройно объясняется, что я наконец-то смогу отчитаться перед своим начальством внушающими уважение научными словами.
Работа с малышами приучила меня с недоверием относиться к методикам, обращенным лишь к разуму ученика, и отдавать предпочтение тем, которые позволяют ребенку накапливать не только интеллектуальный, но и эмоциональный опыт.
Для детей, еще не умеющих читать и писать, методика работы с текстом предлагает не сразу начинать работу со словом, а сначала “наполнить чашу ощущений при восприятии предметного мира”, чтобы маленький человек научился тонко и точно чувствовать, воспринимать окружающий мир. И потом не только анализировал текст с точки зрения формальной логики, но и оживлял для себя описанные предметы собственными переживаниями, впечатлениями, фантазиями.
Лидия Петровна приводит пример занятия с первоклассниками, только что пришедшими в школу. Осень. Лес полон грибов и разноцветных листьев. Учитель вместе с ребятами собирает все попавшиеся во время экскурсии грибы: не только шляпочные, но и трутовики, дождевики, разноцветные наросты на пеньках, похожие на губку. А потом в классе все долго рассматривают, нюхают, пробуют на вкус, трогают и описывают словами свои ощущения. Потом по разным признакам грибы можно разделить на группы, найти при всем разнообразии общие качества (классифицировать), попутно приучая детей не только внятно высказывать свое мнение, но и слышать других, соглашаться или аргументированно возражать.
Услышав описание этого занятия, я вспомнила свой урок по Дж.Родари, когда мои ребята с завязанными глазами ощупывали незнакомые предметы и рассказывали, каков предмет на ощупь, на вкус, как он пахнет, звучит. Я чувствовала, что урок ребятам нравится и явно идет на пользу. А теперь попросила Л.Бельковец прокомментировать, что же с детьми происходило, почему хороши именно незнакомые предметы. Я-то их выбирала интуитивно, предполагая, что дети, нащупав знакомые очертания, станут описывать свои представления, а не реальные чувства.
Оказывается, действительно, если бы предмет был узнан, дети скорее всего стали бы фантазировать, используя уже известные ощущения. А не узнав, старательно и увлеченно исследовали, осваивая способы анализа на уровне ощущений (вторая половина фразы пригодится для отчета на педсовете).
Следующий мой вопрос о том, можно ли работать с относительно большими текстами в классе, где дети еще не умеют читать.
– Не только можно, но и нужно. Текст разворачивает, раскрывает понятие, заключенное в названии. Например, рассказ Л.Толстого “Косточка”. Учитель сначала читает его вслух и задает детям вопрос: о чем текст? После того как ребята высказали свои предположения, учитель читает рассказ по абзацам, в каждом объясняет непонятные слова (этап толкования понятий) и формулирует главную мысль. К каждому отрывку дети подбирают картинку и ключевые слова, их желательно употребить при пересказе. После пересказа с опорой на картинки и ключевые слова учитель обсуждает с ребятами, для чего автор написал рассказ.
Казалось бы, обычное занятие. Однако важно соблюдать и тщательно прорабатывать все этапы. Тогда алгоритм пошаговой, содержательной работы с любым текстом станет естественным, дойдет до автоматизма. Это слово меня сначала смутило, но потом стало понятно, о чем идет речь: ребенок, слушая или читая текст, изначально будет настроен не пробежать его глазами (пропустить мимо ушей), а понять, что хотел сказать автор. Причем энергию читатель будет тратить только на само осознание: ведь процесс понимания будет для него нормой.
Конечно, ограничиваться “натаскиванием” на алгоритм было бы скучно, но мы имеем дело с художественным текстом, и на уроке по “Косточке” дети еще и знакомятся на примере языка Толстого с устаревшими оборотами речи; учатся коротко выражать мысль, структурировать содержание; а пересказ по картинкам по-научному называется актуализацией (солидное слово для отчета).
И, что мне представляется особенно важным, учитель на протяжении всего урока интересуется отношением детей к услышанному, предлагает им дать собственную оценку.
Еще один насущный вопрос: любой ли текст годится для подобной работы?
В идеале текст должен отвечать нескольким требованиям:
1) как объект познания, то есть во время чтения и анализа складываются познавательные характеристики ученика – восприятие, осмысление, запоминание, усвоение, понимание (в следующий раз нужно будет спросить, в чем различие усвоения и понимания);
2) текст заключает в себе новое знание;
3) служит условием для полемики, диалога как с автором, так и с другими людьми по поводу содержания;
4) содержит материал для обучения анализу – языковому, грамматическому, речевому, смысловому;
5) удобен для извлечения, переработки, применения информации;
6) предполагает выработку рецептивных видов речевой деятельности – чтения и слушания.
Из перечисленных задач можно выбрать для отдельного урока одну-две. И в зависимости от их особенностей подбирать текст, чтобы его жанр и содержание соответствовали поставленной задаче.
Как ни странно, самым сложным оказалось подобрать текст для урока по новой методике. Просматривая учебник по чтению, я вынуждена была отказаться почти от всех: слишком велики. Объем чтения на уроке в третьем классе довольно большой (несколько страниц), над таким текстом подробно поработать не удастся. А если брать отрывок, как можно говорить о целостном замысле автора? Значит, прежде всего мне предстоит подбор текстов. Впрочем, эта проблема не нова: если не прочитывать учебник от корки до корки, а выбирать то, что нравится мне и детям, неизменно возникает потребность в хороших книгах – по экземпляру на каждого ученика. И моя заветная учительская мечта – хорошая хрестоматия по чтению для начальной школы. Тексты необходимы полные, а не урезанные и адаптированные, и их должно быть много, гораздо больше того объема, что предусматривает школьная программа.
Но самое тяжелое, по-моему, положение с чтением в первом классе. Букварь читать совсем неинтересно, даже если хорошо умеешь это делать. А уж затрачивать столько усилий, как первоклассник, чтобы прочитать такую скучищу, можно только из-под палки. Где же взять хорошие короткие тексты для первого класса, чтобы с самого начала чтение было в радость? (Подскажите, коллеги, если знаете что-нибудь, кроме “Азбуки” Л.Толстого!) Но вернемся к методике понимания прочитанного.
Конечно, лучше брать классические тексты, чтобы дети как можно чаще встречались с хорошим русским языком.
Но анализировать художественные особенности содержания и авторского языка методика не предполагает.
Почему?
Потому что в рамках методики мы учим управлять характером, динамикой и логикой процесса получения информации, а не занимаемся собственно формой и содержанием художественного произведения.
Но эта методика станет лишь частью моей педагогической работы, и на некоторых уроках я продолжу работу по изучению особенностей авторского стиля любимых писателей: будем угадывать авторов по отрывку произведения, писать стилизации.
В следующий раз я расскажу вам, как прошел у меня урок, построенный в соответствии с новой методикой, о его результатах, проблемах и возникших вопросах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru