ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Все начинается с текста...
О том, как я осваиваю новую методику
Побывав в лаборатории новых технологий
образования, я решила освоить инновационную
методику работы с текстом. И, понимая, что
взваливаю на себя дополнительную работу,
решила... нет не отказаться, а хотя бы понять,
зачем мне это нужно и почему я выбрала именно
этот курс.
Во-первых, мне понравилась автор методики. Лидия
Петровна Бельковец хоть и говорит довольно
сложным языком, изобилующим терминами, но если
видит, что собеседник “потерялся”, охотно
растолковывает непонятные места. Не свысока и
покровительственно, чем грешат некоторые ученые,
а уважая мнение и практический опыт собеседника.
Конечно, это недостаток, но для меня усвоение
информации напрямую связано с тем, насколько
симпатичен человек, ее излагающий.
Теперь о методике: один из ее несомненных плюсов,
на мой взгляд, в том, что курс опробован в
реальной педагогической практике от детского
сада до вуза. И первое, что предложила мне автор
курса, договариваясь о сотрудничестве, –
провести урок в моем классе. В отличие от многих
разработчиков программ, которые предпочитают
дать рекомендации и руководить издалека,
критикуя полученные результаты и обвиняя
учителя в плохом воплощении.
Больше всего меня смущало то, что методика
окажется слишком жесткой, а я уже давно привыкла
быть в классе “кошкой, которая гуляет сама по
себе” и выбирать самостоятельно, что делать с
детьми в данный момент. Но, несмотря на то что
курс работы с текстом построен на алгоритмах,
методика не расписывает каждый шаг учителя, а
оставляет за ним право выбора, в какой момент и на
каком тексте решать те или иные задачи.
Выбирая методику, учитель прежде всего выясняет,
какое в ней предполагается содержание
образования. В данном случае это не набор ЗУНов, а
умение учиться самостоятельно и организовывать
себя, анализируя текст, язык и речь. Любой
учитель, работающий с текстом, и я в том числе,
интуитивно и эпизодически использует отдельные
элементы курса. Здесь же они собраны как части
единого целого, предусмотрены критерии оценки
результатов обучения. И так красиво и стройно
объясняется, что я наконец-то смогу отчитаться
перед своим начальством внушающими уважение
научными словами.
Работа с малышами приучила меня с недоверием
относиться к методикам, обращенным лишь к разуму
ученика, и отдавать предпочтение тем, которые
позволяют ребенку накапливать не только
интеллектуальный, но и эмоциональный опыт.
Для детей, еще не умеющих читать и писать,
методика работы с текстом предлагает не сразу
начинать работу со словом, а сначала “наполнить
чашу ощущений при восприятии предметного мира”,
чтобы маленький человек научился тонко и точно
чувствовать, воспринимать окружающий мир. И
потом не только анализировал текст с точки
зрения формальной логики, но и оживлял для себя
описанные предметы собственными переживаниями,
впечатлениями, фантазиями.
Лидия Петровна приводит пример занятия с
первоклассниками, только что пришедшими в школу.
Осень. Лес полон грибов и разноцветных листьев.
Учитель вместе с ребятами собирает все
попавшиеся во время экскурсии грибы: не только
шляпочные, но и трутовики, дождевики,
разноцветные наросты на пеньках, похожие на
губку. А потом в классе все долго рассматривают,
нюхают, пробуют на вкус, трогают и описывают
словами свои ощущения. Потом по разным признакам
грибы можно разделить на группы, найти при всем
разнообразии общие качества (классифицировать),
попутно приучая детей не только внятно
высказывать свое мнение, но и слышать других,
соглашаться или аргументированно возражать.
Услышав описание этого занятия, я вспомнила свой
урок по Дж.Родари, когда мои ребята с завязанными
глазами ощупывали незнакомые предметы и
рассказывали, каков предмет на ощупь, на вкус, как
он пахнет, звучит. Я чувствовала, что урок ребятам
нравится и явно идет на пользу. А теперь
попросила Л.Бельковец прокомментировать, что же
с детьми происходило, почему хороши именно
незнакомые предметы. Я-то их выбирала интуитивно,
предполагая, что дети, нащупав знакомые
очертания, станут описывать свои представления,
а не реальные чувства.
Оказывается, действительно, если бы предмет был
узнан, дети скорее всего стали бы фантазировать,
используя уже известные ощущения. А не узнав,
старательно и увлеченно исследовали, осваивая
способы анализа на уровне ощущений (вторая
половина фразы пригодится для отчета на
педсовете).
Следующий мой вопрос о том, можно ли работать с
относительно большими текстами в классе, где
дети еще не умеют читать.
– Не только можно, но и нужно. Текст
разворачивает, раскрывает понятие, заключенное в
названии. Например, рассказ Л.Толстого
“Косточка”. Учитель сначала читает его вслух и
задает детям вопрос: о чем текст? После того как
ребята высказали свои предположения, учитель
читает рассказ по абзацам, в каждом объясняет
непонятные слова (этап толкования понятий) и
формулирует главную мысль. К каждому отрывку
дети подбирают картинку и ключевые слова, их
желательно употребить при пересказе. После
пересказа с опорой на картинки и ключевые слова
учитель обсуждает с ребятами, для чего автор
написал рассказ.
Казалось бы, обычное занятие. Однако важно
соблюдать и тщательно прорабатывать все этапы.
Тогда алгоритм пошаговой, содержательной работы
с любым текстом станет естественным, дойдет до
автоматизма. Это слово меня сначала смутило, но
потом стало понятно, о чем идет речь: ребенок,
слушая или читая текст, изначально будет
настроен не пробежать его глазами (пропустить
мимо ушей), а понять, что хотел сказать автор.
Причем энергию читатель будет тратить только на
само осознание: ведь процесс понимания будет для
него нормой.
Конечно, ограничиваться “натаскиванием” на
алгоритм было бы скучно, но мы имеем дело с
художественным текстом, и на уроке по
“Косточке” дети еще и знакомятся на примере
языка Толстого с устаревшими оборотами речи;
учатся коротко выражать мысль, структурировать
содержание; а пересказ по картинкам по-научному
называется актуализацией (солидное слово для
отчета).
И, что мне представляется особенно важным,
учитель на протяжении всего урока интересуется
отношением детей к услышанному, предлагает им
дать собственную оценку.
Еще один насущный вопрос: любой ли текст годится
для подобной работы?
В идеале текст должен отвечать нескольким
требованиям:
1) как объект познания, то есть во время чтения и
анализа складываются познавательные
характеристики ученика – восприятие,
осмысление, запоминание, усвоение, понимание (в
следующий раз нужно будет спросить, в чем
различие усвоения и понимания);
2) текст заключает в себе новое знание;
3) служит условием для полемики, диалога как с
автором, так и с другими людьми по поводу
содержания;
4) содержит материал для обучения анализу –
языковому, грамматическому, речевому,
смысловому;
5) удобен для извлечения, переработки, применения
информации;
6) предполагает выработку рецептивных видов
речевой деятельности – чтения и слушания.
Из перечисленных задач можно выбрать для
отдельного урока одну-две. И в зависимости от их
особенностей подбирать текст, чтобы его жанр и
содержание соответствовали поставленной задаче.
Как ни странно, самым сложным оказалось
подобрать текст для урока по новой методике.
Просматривая учебник по чтению, я вынуждена была
отказаться почти от всех: слишком велики. Объем
чтения на уроке в третьем классе довольно
большой (несколько страниц), над таким текстом
подробно поработать не удастся. А если брать
отрывок, как можно говорить о целостном замысле
автора? Значит, прежде всего мне предстоит подбор
текстов. Впрочем, эта проблема не нова: если не
прочитывать учебник от корки до корки, а выбирать
то, что нравится мне и детям, неизменно возникает
потребность в хороших книгах – по экземпляру на
каждого ученика. И моя заветная учительская
мечта – хорошая хрестоматия по чтению для
начальной школы. Тексты необходимы полные, а не
урезанные и адаптированные, и их должно быть
много, гораздо больше того объема, что
предусматривает школьная программа.
Но самое тяжелое, по-моему, положение с чтением в
первом классе. Букварь читать совсем
неинтересно, даже если хорошо умеешь это делать.
А уж затрачивать столько усилий, как
первоклассник, чтобы прочитать такую скучищу,
можно только из-под палки. Где же взять хорошие
короткие тексты для первого класса, чтобы с
самого начала чтение было в радость? (Подскажите,
коллеги, если знаете что-нибудь, кроме “Азбуки”
Л.Толстого!) Но вернемся к методике понимания
прочитанного.
Конечно, лучше брать классические тексты, чтобы
дети как можно чаще встречались с хорошим
русским языком.
Но анализировать художественные особенности
содержания и авторского языка методика не
предполагает.
Почему?
Потому что в рамках методики мы учим управлять
характером, динамикой и логикой процесса
получения информации, а не занимаемся собственно
формой и содержанием художественного
произведения.
Но эта методика станет лишь частью моей
педагогической работы, и на некоторых уроках я
продолжу работу по изучению особенностей
авторского стиля любимых писателей: будем
угадывать авторов по отрывку произведения,
писать стилизации.
В следующий раз я расскажу вам, как прошел у меня
урок, построенный в соответствии с новой
методикой, о его результатах, проблемах и
возникших вопросах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|