ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Школа: свои программы, учебники,
пособия
Для чего педагогам проходить курсы
повышения квалификации, участвовать в семинарах,
более или менее понятно: повышается статус,
категория, зарплата, в конце концов. Благо, выбор
есть: городские, краевые, российские институты
повышения квалификации предлагают курсы и с
предметной, и с общепедагогической
направленностью. Но все чаще конкуренцию им
составляют школы, которые в течение последних
десяти лет разрабатывали и опробовали на
практике собственные программы, курсы, учебники,
методические пособия. И теперь приглашают к себе
коллег-учителей, чтобы поделиться опытом. Но
зачем это нужно школе? Ведь организация семинара
– дело хлопотное. Как живется учителям и детям в
школе, взвалившей на себя такую нелегкую ношу?
Наугад выбираю в своем районе школу, где только
что прошел семинар творческой лаборатории
“Фонопедический метод развития голоса и
вокально-хоровой работы”, и еду знакомиться, с
трудом вклинившись в расписание директора Елены
Борисовны Зотовой. У нее то семинар, то отчетный
концерт, то окружной конкурс.
Школа № 324: районная средняя
общеобразовательная. Детей принимают без отбора.
И все-все ребята уже с первого класса начинают
петь, танцуют, участвуют в театральных
постановках.
– А как же те, у кого нет музыкального слуха?
– Таких детей нет, – объясняет Елена Зотова. –
Если грамотно строить музыкальное образование,
научить правильному классическому исполнению
можно всех. В этом и состоит суть метода,
разработанного Виктором Емельяновым, – он ведет
теоретическую часть нашего семинара. Раньше
считалось, что нельзя учить певца, пока у него не
сформировался голосовой аппарат. А мы можем
рассказать учителям музыки и хормейстерам, по
каким законам голос растет и взрослеет вместе с
ребенком. Конечно, не все выпускники школы
становятся профессиональными певцами. Только
единицы поступают на музыкальные факультеты.
Зато дети получают истинное удовольствие от
пения, легче осваивают иностранные языки, у них
складывается правильная артикуляция, сердце
начинает лучше работать, изменяется даже общий
эмоциональный настрой, потому что во время пения
вырабатываются гормоны радости.
Тут я в очередной раз подумала “о роли личности в
истории” отдельно взятой школы. Если директором
становится архитектор, школа полна
архитектурно-педагогическими изысками, у
директора, увлеченного биологией, ученики не
вылезают из оранжереи, а директор поющей школы по
образованию конечно же хормейстер. Но
музыкально-эстетический комплекс не вытесняет
остальные предметы. В компьютерном классе ребята
самостоятельно создают мультфильмы, оформляют
предметные и праздничные проекты. А кабинету с
холодноватым названием “Технология” больше бы
подошло уютное “Домоводство” – столько там
радужных гобеленов, вышивок, лоскутных
аппликаций. Уютно в школе и в то же время
празднично.
Жили бы да радовались, почивали на лаврах. Зачем
созывать гостей из Якутска, Оренбурга, Майкопа,
Красноярска, не говоря уж о земляках-москвичах?..
– Семинары, конечно, усложняют жизнь и
прибавляют забот, но если учителя не только
работают с детьми, но и обучают взрослых
коллег-учителей, это повышает их собственный
профессиональный уровень. Ведь когда педагоги
вынуждены постоянно анализировать свою работу,
искать новые приемы и методы, проводить
мастер-классы и давать открытые уроки, они прежде
всего сами совершенствуются как профессионалы.
– Не бегут от такой дополнительной нагрузки?
– Наоборот, ездят со всех концов города и даже из
Подмосковья. И выпускники в школу возвращаются,
уже тринадцать бывших наших учеников работают
учителями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|