ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
К концу весенних
каникул вдруг придумалось, что в сложном ритме
школьной жизни угадывается камертон смены
времен года. Третья четверть бесконечно и
монотонно длилась, как зима. Зато после каникул
зашуршало, затрепыхалось, забурлило и за окном, и
тут, внутри, в школе.
Подползают административные контрольные, как
муравьиная братия, засуетились ученики:
исправляют, переписывают, пересдают чуть ли не с
самого начала четверти. Оттого ли, что солнышко
припекло? Увы. Вечный двигатель школьной жизни,
набирающий обороты к концу года, – отметки.
Самодовольные пятерки, лукавые четверки,
резиновые тройки и совсем уж безразмерные двойки
– от пяти ошибок до плюс бесконечности. (Говорят,
в Африке стобалльная система – вот где, наверное,
страсти африканские кипят к концу года.)
У нас тоже иногда закипают, правда по другому
поводу: нужны ли отметки и если да, то зачем.
Довелось мне побывать на одном педсовете: после
того как все за выставленные отметки отчитались,
вдруг стали решать, а нужны ли они в начальной
школе.
Сначала было решили, что если посмотреть с точки
зрения пользы для ребенка, то нет, не нужны, и даже
наоборот. Но вот с другой стороны...
– Они же сами просят оценок. А если их не ставить,
ребенок не старается.
– Мы все равно оценками фактически пользуемся,
даже если детям не объявляем.
– Да ребенок же с молоком матери впитал, что
“пять” – это хорошо. Да и мне удобно. В баллах.
В общем, решили оставить все как есть.
А как, собственно, есть? Я, например, до сих пор не
очень понимаю, за что мы эти удобные баллы должны
ставить.
За знания? Но тогда написанная на “пять” годовая
контрольная и должна определять отметку за год,
несмотря на хилые тройки-двойки в четвертях. Но
кто ж ее, пятерку, поставит закоренелому
троечнику? Ну и что, сейчас выучил, но весь год-то
не знал!
Тогда, может, за стабильную работу в течение года?
Опять нет. Потому что отметки второго полугодия
традиционно перевешивают результаты первого. И
вообще, последняя отметка всегда важнее. Так что
же мы оцениваем? И зачем?
Особенно легко на этот вопрос ответить, если
учишь-учишь без отметок, а потом начинаешь их
ставить, как произошло у меня в этом году.
Отношение детей к собственной работе изменяется
моментально. Если вчера еще было важно, что
количество ошибок сократилось с пятнадцати до
восьми, то теперь это совершенно никому не
интересно: что так двойка, что эдак. Важным для
детей становится сколько, а не какие в работе
ошибки. Это уж точно “заслуга” отметок:
превращение происходило в классе прямо на
глазах.
Пытались мы с ребятами составлять для каждого
характеристики с качественной оценкой, но наши
старания не вызвали энтузиазма. Читать подробное
описание того, что получается, на что нужно
обратить внимание, что вызывает трудности,
оказалось неинтересно. “Да, конечно, – говорили
родители, – но вы отметки все-таки поставьте”.
Поставить, конечно, могу, но тогда качественное
оценивание потеряет для ребенка всякий смысл.
Как бы изловчиться, чтобы и взрослым удобно, и
детям не во вред? Или так не бывает?
Кстати, услышала о занятном нововведении на
Украине – двенадцатибалльной системе – и о еще
более забавном обосновании: чтоб двоечников не
было. Рассказала знакомому старшекласснику,
мягко говоря, не отличнику. Реакция была
молниеносной: и правильно, главное – как можно
дольше не рассказывать об этом родителям.
Приносишь домой четверки-пятерки вместо
двоек-троек – и все довольны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|