Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО К концу весенних каникул вдруг придумалось, что в сложном ритме школьной жизни угадывается камертон смены времен года. Третья четверть бесконечно и монотонно длилась, как зима. Зато после каникул зашуршало, затрепыхалось, забурлило и за окном, и тут, внутри, в школе.
Подползают административные контрольные, как муравьиная братия, засуетились ученики: исправляют, переписывают, пересдают чуть ли не с самого начала четверти. Оттого ли, что солнышко припекло? Увы. Вечный двигатель школьной жизни, набирающий обороты к концу года, – отметки. Самодовольные пятерки, лукавые четверки, резиновые тройки и совсем уж безразмерные двойки – от пяти ошибок до плюс бесконечности. (Говорят, в Африке стобалльная система – вот где, наверное, страсти африканские кипят к концу года.)
У нас тоже иногда закипают, правда по другому поводу: нужны ли отметки и если да, то зачем. Довелось мне побывать на одном педсовете: после того как все за выставленные отметки отчитались, вдруг стали решать, а нужны ли они в начальной школе.
Сначала было решили, что если посмотреть с точки зрения пользы для ребенка, то нет, не нужны, и даже наоборот. Но вот с другой стороны...
– Они же сами просят оценок. А если их не ставить, ребенок не старается.
– Мы все равно оценками фактически пользуемся, даже если детям не объявляем.
– Да ребенок же с молоком матери впитал, что “пять” – это хорошо. Да и мне удобно. В баллах.
В общем, решили оставить все как есть.
А как, собственно, есть? Я, например, до сих пор не очень понимаю, за что мы эти удобные баллы должны ставить.
За знания? Но тогда написанная на “пять” годовая контрольная и должна определять отметку за год, несмотря на хилые тройки-двойки в четвертях. Но кто ж ее, пятерку, поставит закоренелому троечнику? Ну и что, сейчас выучил, но весь год-то не знал!
Тогда, может, за стабильную работу в течение года? Опять нет. Потому что отметки второго полугодия традиционно перевешивают результаты первого. И вообще, последняя отметка всегда важнее. Так что же мы оцениваем? И зачем?
Особенно легко на этот вопрос ответить, если учишь-учишь без отметок, а потом начинаешь их ставить, как произошло у меня в этом году. Отношение детей к собственной работе изменяется моментально. Если вчера еще было важно, что количество ошибок сократилось с пятнадцати до восьми, то теперь это совершенно никому не интересно: что так двойка, что эдак. Важным для детей становится сколько, а не какие в работе ошибки. Это уж точно “заслуга” отметок: превращение происходило в классе прямо на глазах.
Пытались мы с ребятами составлять для каждого характеристики с качественной оценкой, но наши старания не вызвали энтузиазма. Читать подробное описание того, что получается, на что нужно обратить внимание, что вызывает трудности, оказалось неинтересно. “Да, конечно, – говорили родители, – но вы отметки все-таки поставьте”. Поставить, конечно, могу, но тогда качественное оценивание потеряет для ребенка всякий смысл.
Как бы изловчиться, чтобы и взрослым удобно, и детям не во вред? Или так не бывает?
Кстати, услышала о занятном нововведении на Украине – двенадцатибалльной системе – и о еще более забавном обосновании: чтоб двоечников не было. Рассказала знакомому старшекласснику, мягко говоря, не отличнику. Реакция была молниеносной: и правильно, главное – как можно дольше не рассказывать об этом родителям. Приносишь домой четверки-пятерки вместо двоек-троек – и все довольны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru