ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
19 АПРЕЛЯ
День учителя технологии,
профориентации и ОБЖ
Когда поневоле обгоняешь все методики
Школьному предмету технология в этом
году исполнилось девять лет. Возраст ребяческий
– энергия, задор, интересно все! Почтенные
родители – “урок шитья для девочек” и
“слесарное дело для мальчиков” – к своему чаду
и его образованию относятся серьезно –
привлекают самых лучших учителей. Не случайно
преподаватели-технологи – “Учителя года”
Москвы и России.
– Технологии труда сейчас меняются так быстро, –
говорит профессор Московского института
открытого образования Ю.Ю.Гурьев,– что никакая
педагогическая наука, никакие методики не
поспевают за ними. Поэтому учителя нашего
предмета – самые творческие.
Казалось бы, учителя технологии первыми должны
обрадоваться министерскому намерению старшую
школу сделать профильной: больше часов, новое
оборудование. А они сомневаются: нужно ли? Сможет
ли профильная старшая школа обеспечить
становление профессиональных интересов юношей и
девушек? Тех, кто не пошел после получения
базового образования в специализированные
колледжи. Ведь идея этого школьного предмета,
считает автор программы по технологии Юрий
Леонтьевич Хатунцев, – готовить ребят к
творческой деятельности.
Может быть, именно поэтому и на мастер-классах, и
на встречах по актуальным проблемам
современного технологического образования из
уст многих участников звучали слова “проект”,
“творческий проект”, “метод проектов”. Учителя
технологии уверены, что они первые начали широко
использовать этот метод работы на своих
занятиях. Гордятся, что российская олимпиада по
технологии проходит в форме защиты проектных
работ учеников.
“В моей программе, конечно, есть раздел
“Машиноведение”. Но я не принимаю строгих
зачетов, как починить электрический утюг. Потому
что мы пользователи утюгов и швейных машинок, а
не их разработчики”, – говорит ведущая
мастер-класса “Метод проектов в технологии”
Валентина Николаевна Черникова. Зато видели бы
вы творческие тетради ее учениц для проектных
работ по изготовлению одежды! В них вся
разработка от идеи и ее обоснования до описания
конечного результата.
Всех старшеклассников, кто занят в школе
профессиональной ориентацией, волнует, какие
вызовы бросает современное общество
выпускникам, как формировать образ
профессионального будущего, об этом шла речь на
мастер-классе Л.М.Долговой (школа
“Эврика-развитие”). Ведь наши дети на самом деле
более чутко, чем мы предполагаем, реагируют на
социальные изменения в обществе, в зависимости
от них планируют свою жизнь. И никто не
застрахован от разочарования в выбранной
профессии.
– Нет, – говорит Николай Сергеевич Пряжников, –
никаких разочарований! На своем мастер-классе
“Активизирующая профориентационная методика”
он сразу включил в работу всех пришедших. Никто
даже произнести не успел классической в
учительской аудитории фразы: “Играйте, играйте,
а я со стороны погляжу”. И вот уже учителя – как
дети, право! – горячо обсуждают три судьбы:
выдающейся лентяйки, “ничегонеумейки” и
активной труженицы. Кто счастлив и почему, кому
из участников тоже удалось передать
предложенный образ и вообще чем они друг от друга
отличаются? Сразу споры, разногласия. Это-то и
нужно учителю: старшеклассники спорят и тем
самым продвигаются в понимании себя.
В Малом зале собрались преподаватели основ
безопасности жизнедеятельности. Люди, как
правило, в прошлом военные, они строго
придерживаются регламента. Зато лучше всех
присутствующих в этот день в Доме учителя знают,
как выжить в экстремальных условиях. Запросто
могут научить разжечь костер без спичек и
поймать рыбу без удочки. Как формировать у ребят
культуру безопасной жизнедеятельности,
воспитывать патриотизм и уважение к
историческому прошлому России и ее Вооруженным
силам – об этом идет речь на мастер-классах и
“круглом столе” преподавателей ОБЖ.
Весь день в вестибюлях и коридорах Дома учителя
работал “Город мастеров”, в Голубой гостиной –
презентация технологических школ Москвы и
консультации психологов-профориентаторов.
Начинался день в Большом зале песнями Владимира
Щукина, а закончился песнями и плясками ансамбля
Военно-воздушных сил – праздник так праздник!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|