ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
17 АПРЕЛЯ
День учителя немецкого языка
Самый лучший учебник – игры и песни?
Лекторы читали свои лекции, педагоги
задавали вопросы. Все двигалось довольно бойко
и... на немецком языке. К концу дня я хоть и не
заговорила, но уже понимала отдельные фразы.
Алла Юрченко (гимназия № 1527) считает, что обучать
немецкому, снимать языковой барьер помогает
школьный театр. А если педагогу трудно подобрать
пьесу, в которой каждому ребенку хватило бы роли?
«Самой писать пьесы и даже музыку!» – парирует
Юрченко. «Жучки» и «мошки» из ее 6 класса показали
«Муху-Цокотуху» (Цокотуха по-немецки –
«зум-зум-зум») с плясками, песнями и, натурально, с
самоваром.
На круглом столе «Проблемы и перспективы школ с
углубленным изучением немецкого языка»
представители Немецкого культурного центра
имени Гёте попросили учителей рассказать о своих
проблемах, предложили помощь. Учителя из
регионов стесняться не стали, быстренько
перечислили все свои затруднения: отсутствие
единых требований; форма общего экзамена не
определена; дороговизна учебников; недостаток
видео-, аудиоматериалов; невозможность отбора
учеников по способностям и где, наконец,
нормативные документы, закрепляющие
полилингвизм в школе (директор школы из г.
Иванова пожаловался: «За последний год у нас в
городе 7 школ прекратили преподавать немецкий
язык, а 4 – французский. Самый востребованный –
английский, вот немецкий и вытесняется из
школы»); сложности с внеклассной работой – ведь
она не оплачивается (проектная работа, школьный
театр – для этого нужна группа учителей разного
профиля, но у руководства школы серьезные
финансовые проблемы); нехватка учебников,
методической литературы, пособий, часов; мало
желающих изучать немецкий язык, нужна
пропаганда; педагоги будто в вакууме, необходим
обмен учителями между странами, знание новых
технологий.
Открытый диалог между авторами учебников,
сотрудниками ведущих издательств и учителями
состоялся на встрече «Учебник XXI века».
Почтеннейшая публика пришла к выводу: стройной
системы, цепочки учебников одного или группы
авторов в рамках единой концепции как не было,
так пока и нет. Давно ждут учителя и учебников для
коррекционных классов. И хорошо бы, чтобы они
были с учебными тетрадями, видеокомпьютерными
программами. Учитель сам разберется, что
добавить, где убрать, а что дать как
факультативный материал.
От серьезных заморочек с учебниками участников
удалось отвлечь только на семинаре
«Использование песен на уроках немецкого языка».
Тексты раздали в зал и настоятельно попросили не
отлынивать, попеть хором. Зал слегка стеснялся
массового караоке, но старался.
Петь пришлось и на семинаре «Раннее обучение
иностранному языку». Здесь, правда, еще и играли.
Нарасхват пошли распечатки заданий. Ведущая
Елена Герасимова предупредила: «Я только
направление вам даю, работайте в какую хотите
сторону, можно предложить детям поиграть на
перемене». Раннее обучение – это в основном
устная речь, дети в играх проще преодолевают
языковой барьер.
На семинаре «Использование видеоматериалов на
уроке немецкого языка» можно было «побывать» в
домике Гёте, «прогуляться» по Франкфурту, в
палеонтологическом музее «увидеть» скелет
динозавра. Такое обучение не напрягает
чрезмерно, проходит легко.
На время развеселившиеся участники марафона
снова становятся серьезными, слушая доклад «Роль
и цель контроля». Как будет проводиться языковое
тестирование? Экзаменуемым предложат два текста
минимум по три минуты. Форма контроля тестовая:
да, нет, выбери правильное. Три вида заданий по
тексту, словарем пользоваться разрешается.
Письменный тест включает анкету (будьте
внимательны: типичная ошибка детей –
развернутые ответы), открытку, письмо (деловое и
личное). Будет и беседа по предложенной теме,
ситуации, картинке. А вот это очень важно:
готовиться следует исключительно по учебникам,
имеющим гриф «Рекомендовано министерством» (а не
«Допущено министерством»). И это при том что ни у
одного учебника, выпущенного в Германии, нет даже
грифа «Допущено»!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|