ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
16 АПРЕЛЯ
День учителя английского языка
Как избавиться от теоретического
акцента
Рекорд побит: сегодня к нам приехали 1100
учителей! То ли преподаватели английского языка
самые активные, то ли проблем, требующих
обсуждения, у «иностранцев» накопилось больше,
чем у других. Но первая же дискуссия,
разгоревшаяся после информации о том, что
английский язык в этом году включен в ЕГЭ, была
очень бурной. Из всех иностранных языков
«повезло» одному английскому только потому, что
тесты по испанскому, немецкому и французскому
оказались плохими.
Сразу же возник вопрос: а можно ли оценить знания
иностранного языка при помощи теста? Ведь когда
выбирается один ответ из нескольких
предложенных, проверяются только теоретические
знания – какой в этом толк? От теории до
практического владения как до небес!
Оказалось, зря волновались. Для апробирования в
ЕГЭ по иностранному языку будет не одна проверка.
Как и литература, знание которой оценивается
двумя экзаменами, иностранный дети будут сдавать
тоже в два захода: письменную и устную части.
И снова несогласие: живая беседа с
экзаменаторами, с одной стороны, конечно,
индивидуальный подход, но с другой – неизбежная
субъективность в оценке. Как выставленную таким
образом оценку по ЕГЭ примет вуз? Ситуацию
разъяснила профессор Галина Китайгородская:
никакой вуз, в котором иностранный –
профилирующий предмет, не примет выпускника,
сдавшего ЕГЭ даже на высший балл, потому что
уровень ЕГЭ – всего лишь уровень
общеобразовательной школы. Для поступления в
специализированный вуз нужна более серьезная
подготовка. Ее дают школы с углубленным
изучением иностранного языка, гимназии и лицеи.
Именно их выпускников и наберут
специализированные вузы.
Опять ранняя специализация? Чтобы поступить в
лингвистический вуз, надо сначала попасть в
школу с углубленным изучением английского языка,
а до того – желательно в детский сад, где есть
пропедевтическая подготовка, как говорят
учителя английского – уровень Elementary.
По какому учебнику работать? Для учителей
иностранного языка это очень важная проблема.
Хочется дать предмет глубже. Но более сложный
учебник требует больше часов. Можно ли за два
часа в неделю пройти то, что рассчитано на четыре?
Некоторые энтузиасты в общеобразовательных
школах работают по учебнику Верещагиной,
рассчитанному на углубленное изучение
английского языка. Говорят, у них получается.
Правда, отдельные участники марафона
пожаловались: им навязывают учебник Кузовлева.
Представитель министерства Виктория Копылова
напомнила: выбор учебника за учителем! И даже
когда школы выбирают учебники без грифа
«Рекомендовано министерством», они имеют на это
право по Закону «Об образовании».
Встреча с авторами учебников – О.Афанасьевой,
В.Сафоновой, В.Богородицкой, Т.Клементьевой –
оказалась не только приятной, но и полезной.
Столько общего для разговора! В давно знакомом и
проработанном открывались иные пласты,
незнакомые еще повороты, неиспользованные
приемы. Однако услышать авторов незнакомых пока
учебников оказалось еще важнее. Учебники,
представленные издательством «Cambridge University Press»,
поразили новым подходом к изучению иностранного
языка. Он сильно отличался от апробированного
годами.
Извечный вопрос: чему учим – теории языка или
умению общаться на нем? – задел всех. Не секрет,
что даже успешный выпускник общеобразовательной
школы не может похвастать умением пользоваться
иностранным языком.
Самое нужное для учителей – все то, что можно
использовать на уроке, поэтому мастерские
известных практиков были переполнены. Учителя
были рады полученным подсказкам.
В разных залах одновременно происходило что-то
очень существенное. Выбрать было непросто. Вот
учителя и перебегали из зала в зал: хоть
понемногу, но услышать и то и другое.
Необычная форма марафона не раздражала.
Принуждения по старинке сидеть и выслушивать
лекцию, которая совсем неинтересна, все равно бы
никто не вынес.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|