ПОВЕСТКА ДНЯ
Педагогические колледжи:
студенты есть, преподавателей нет...
На днях в Москве прошло Всероссийское
совещание-семинар на тему “Система среднего
педагогического образования: состояние и
проблемы модернизации”, в котором приняли
участие более 300 руководителей колледжей и
педагогических училищ, представителей органов
управления образованием из 63 регионов.
Сегодня в системе среднего
педагогического образования насчитывается 340
учебных заведений, в которых обучаются около 200 000
студентов. По данным Госкомстата, за последние
три года занятость лиц со средним педагогическим
образованием имеет стабильные показатели.
Педколледжи и училища обеспечивают кадрами
детские сады на 61%, в сельской местности – на 69,
начальные школы – на 44%. 40% учителей музыки,
физкультуры и труда в основной
общеобразовательной школе имеют дипломы о
среднем педагогическом образовании.
В общем, эффективность этой образовательной
отрасли оценивается как чрезвычайно высокая и
сомнениям не подлежит.
Связанные одной целью
Национальной доктриной образования
предусмотрено, что основная часть учителей
должна иметь высшее педагогическое образование.
Поэтому главной задачей на протяжении последних
лет является усиление преемственности между
педучилищами (педколледжами) и профильными
вузами.
В своем выступлении председатель Совета
директоров педагогических училищ и колледжей
Российской Федерации Тамара Карпова назвала
несколько критериев, определяющих эффективность
построения системы непрерывного
педагогического образования: сокращение сроков
получения высшего образования, преодоление
дублирования учебных программ, повышение
статуса педучилища (педколледжа) и его
привлекательности для абитуриентов, расширение
возможностей для организации
научно-исследовательской работы.
При такой схеме обучения выигрывают и сами
педвузы, набирающие студентов из числа
профессионально сориентированных выпускников
колледжей.
Однако столь очевидные преимущества часто
остаются нереализованными, поскольку
существующие ныне университетские комплексы и
ассоциации не имеют достаточного правового и
учебно-методического обеспечения. До сих пор не
разработаны совмещенные (сквозные) учебные планы
и программы, предусматривающие сокращенные
сроки обучения по системе педколледж – педвуз.
Не продуманы рациональные технологии приема в
профильные вузы выпускников педколледжей.
Поэтому по результатам приема в педвузы
выпускники педколледжей и педучилищ составляют
30% от общего числа абитуриентов.
Однако проблему вполне возможно решить. В
Ростовской области этот показатель достигает 49%,
а в течение ближайших двух лет эту цифру
планируется довести до 80%. Практически на базе
всех колледжей Ростовской области созданы
филиалы университета. Учителя сельских школ
принимаются на заочное отделение этого вуза без
экзаменов – на основе простого собеседования.
В настоящее время специалисты Ростовского
государственного педагогического университета
(РГПУ) намерены начать работу над созданием
совершенно новой формы итоговой аттестации –
единого государственного экзамена для
выпускников педколледжей, поступающих в педвуз.
По свидетельству ректора РГПУ Анатолия Грекова,
спектр единых экзаменов будет включать
дисциплины психолого-педагогического цикла,
методики преподавания тех или иных предметов, но
прежде всего будет учитываться оценка за
практику студентов в детских садах, школах, домах
творчества.
Надбавок не предусмотрено
Новые стандарты среднего
педагогического образования, утвержденные в
прошлом году, предусматривают 22 новые программы
дополнительной подготовки и 12 специализаций,
позволяющих обеспечить конкурентоспособность и
мобильность современных педагогов. Это такие
дисциплины, как экономика образовательных
учреждений, менеджмент, право, информационные
технологии.
К сожалению, материально-техническая база многих
педучилищ не позволяет им в полной мере
осуществлять планы: по свидетельству Тамары
Карповой, в области информатизации педучилища и
педколледжи занимают последнее место в системе
ссузов и уже существенно отстают от большинства
школ, компьютеризация которых продвигается
быстрыми темпами благодаря ассигнованиям из
бюджетов всех уровней.
Существуют и другие факторы, препятствующие
благополучному развитию отрасли.
Уже не первый год специалисты бьются над
вопросом: как сохранить научные кадры в системе
СПО?
В типовых штатных расписаниях педучилищ,
действующих с 1976 года (!), отсутствуют такие
должности, как старший преподаватель и доцент, то
есть не предусмотрены надбавки за ученые степени
и звания, а доплаты из надтарифных фондов крайне
малы и ситуации в корне не меняют.
Первые меры по исправлению ситуации – надбавки
для молодых специалистов в первые три года
работы в школе, доплаты за непрерывный стаж и
особые достижения – уже намечены в программе
модернизации образования.
Будут ли они реализованы на практике? Долги по
зарплате бюджетникам во многих регионах
оснований для оптимистических прогнозов не дают.
Поэтому проблема сохранения педагогических
кадров и остается лейтмотивом всех
профессиональных форумов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|