КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРАКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Театральная карта фестиваля
Мастера верны классике
Петр Фоменко и Лев Додин определили
силовые линии прошлого сезона и закончившегося
фестиваля “Золотая маска”.
Показательно, но в том сезоне оба мастера
обратились к русской классике в ее вершинных
проявлениях и, кажется, задали своим авторам
похожие бытийственные вопросы о смысле жизни,
конечности существования как человека, так и
Дома, в том числе и вот этого дома-усадьбы, в
которой расцветают “чувства нежные как цветы” и
от которого так внезапно и непоправимо отлетает
душа.
Петр Фоменко поставил “Войну и мир” – спектакль
о мире накануне войны, накануне слома и
уничтожения. Ясный теплый свет заливает сцену.
Небольшое пространство кажется одушевленным:
оно так же трепещет, меняется, как живут и
меняются толстовские герои.
Додин попытался вернуться через весь лак
многочисленных интерпретаций к живой истории,
произошедшей в имении на берегу озера,
рассказанной в чеховской “Чайке”, прожить
вместе с ее персонажами отрезок их жизни. Роли
рождаются из точно найденного физического
самочувствия, из выученных слов романса, из смеси
противоречивых и мимолетных настроений и
ощущений, из постоянного усложнения и без того
неоднозначных чеховских образов, а потом все это
разнородное, вибрирующее, с трудом соединяющееся
складывается в цельность оркестра.
Диалог молодых
Михаила Бычкова и Олега Рыбкина принято называть
молодыми режиссерами, хотя за плечами у каждого
десятки постановок и довольно насыщенная жизнь в
профессии. Их сближает вкус к мастерству, к
“хорошо сделанной вещи”, профессиональная
выучка, которая постепенно становится все более
редкой вещью в российском пространстве.
Привезенные ими на фестиваль работы показали два
разных полюса и способа общения с классическими
текстами: тактичное, умное и логичное следование
“духу и букве” Стриндберга в воронежской
постановке и несколько бесцеремонная азартная
игра в театре омской драмы.
Сомнамбулический неторопливый стиль Набокова в
омском “Приглашении на казнь” положили на
бравурный цирковой марш. Сновидческий замок-тюрьма
с переходами, камерами и галереями обернулся
небольшим замкнутым манежем: на верхнем
балкончике повис маленький оркестрик, а внизу
резвятся и шутят коверные. Цинцинат К. похож не
столько на поэта, сколько на печального Клоуна
среди веселящейся банды Рыжих. Их разноцветные
парики, пестрые костюмы, их шуточки вызывают в
Цинцинате нечто вроде обморочного недомогания,
но зрителю, как это часто бывает, жизнерадостные
злодеи импонируют куда больше, чем тусклый
праведник. Особенно когда предводителя этих
злодеев – месье Пьера – играет актер такого
класса, как Евгений Смирнов, органично
существующий в резком гротескном рисунке роли.
Сторонники и противники “Фрекен Жюли”,
поставленной Михаилом Бычковым в Воронежском
театре драмы, соглашаются в том, что это
“спектакль белой сборки”, где каждая деталь,
каждая мизансцена, каждая подробность мастерски
отточена и сделана.
Обитатели барской усадьбы отца фрекен Жюли в
воронежской постановке неожиданно похожи на
потерпевших крушение на необитаемом острове.
Недаром главный предмет реквизита – надувная
лодка. Ее старательно надувают огромным насосом
в праздничную, дарящую надежду ночь, и она
сдувается, как воздушный шарик, трезвым утром.
Многозначный и емкий образ опавшей мечты.
В спектакле Михаила Бычкова поражает
неожиданное единство игрового и “серьезного”,
“подлинного” и “показного”. Актеры
воронежского театра проживают мрачные перипетии
роковой праздничной ночи, но и “показывают”
своих персонажей, играя и образ, и свое отношение
к нему. Блеск и остроумие режиссерских ходов
сочетаются с проработанностью деталей,
психологические изыскания – с праздничной
свободой театральной игры.
От “капустника” к эпосу
Сошедшиеся день в день в театральной афише
“Черствые именины”, привезенные санкт-петербургским
“Таким театром” и “Олонхо” в якутском Театре
драмы им. Ойунского показали две разного рода
опасности, грозящие театру и тогда, когда
“капустническое” дураковаляние становится
самоцелью. И тогда, когда театр, увлекаясь
этнографией, забывает о необходимости
собственно сценического действия, подменяя его
неторопливым повествованием-сагой.
В “Черствых именинах” сопряжение бытового и
условного, баланс психологизма и подчеркнутой
театральности, импровизация и прямое общение
актера со зрительным залом – все это сплетается
в живую материю пленительного представления.
При всем остроумии постановочных приемов
“Черствые именины” прежде всего актерский
спектакль. Известный питерский актер Александр
Баргман и его однокурсница Ирина Полянская
играют всерьез и понарошку не только своих
персонажей, но и самих себя, чуть демонстрируя
виртуозность собственной техники и возможности
свободного взаимодействия с образом и залом.
Учитывая специфику высокопрофессиональной
фестивальной публики, актеры особенно напирали
на игру “по школе Станиславского”: “Ты
сверхдачу помнишь? А то я в этой сцене тебе не
верю”. И сцена играется и раз, и другой: и с
разбега, и на месте. Стратегия уверенного и
безответственного показа сочетается в питерской
постановке с ироническим пафосом
мелодраматической истории встречи мужчины и
женщины. Хотя моментами кажется, что собственно
“сопутствующие” шутки, розыгрыши, подначки из
гарнира стали главным блюдом, а потому
приедаются быстрее, чем кончается спектакль.
Андрей Борисов многие годы занимается
сценическим воплощением якутского эпоса. Но надо
признать, что привезенный в этот раз на “Маску”
спектакль – наименее удачный шаг в его
сценической эпопее. Медленное, тягучее, вязкое
представление топчется на одной ноте, прекрасно,
впрочем, распеваемой то мужскими, то женскими
голосами. На стоящем сбоку экране бегут
километры перевода, что-то вроде: “Бууйуку, о
Кыыс Дебилайэ, прекрасноликая дева, рожденная на
белоснежных небесах, на которых нет ни одной
пылинки”.
Как положено эпосу, герои строго разделены на
чудовищ с “черными душами”, страшными волчьими
мордами, хвостами и злодейскими голосами и
небесное воинство в серебряном убранстве. В свои
худшие минуты спектакль напоминает елочные
представления с их непременной нечистью,
разгоняемой Снегурочкой и ее приближенными, в
лучшие – прошлые работы того же Андрея Борисова.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|