ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Александр РЕПНИКОВ,
кандидат исторических наук,
Военно-технический университет
Консерваторы начала ХХ века
о будущем России
Естественно, что либеральная оппозиция
мрачно смотрит на настоящее правление и его
последствия. Но оказывается, консерваторы,
которых власть любила, смотрели в будущее страны
еще мрачнее. Они смирились с этим будущим только
в экстремальном – сталинском – его исполнении.
Консерваторы в отличие от своих
либеральных современников первыми уловили
признаки надвигающихся потрясений и смогли
зафиксировать их в дневниках и письмах. А.Ф.Лосев,
исследуя русскую “предреволюционную
апокалиптику”, отметил, что “Победоносцев,
Константин Леонтьев или Лев Тихомиров,
оказывается, тоже пророчествовали о гибели
старого мира. И, вероятно, многие из них в
реакцию-то шли в значительной мере из-за
отчаяния”.
Эсхатологические прогнозы судьбы России можно
найти еще в русской консервативной мысли ХIХ
века. Во взглядах К.Н.Леонтьева (1831–1891)
причудливо сочетались мечта о великой миссии
России и ощущение неотвратимости революционного
взрыва.
Неожиданно он сделал ставку на социализм,
пытаясь наделить социалистическую доктрину теми
качествами, которые он ценил в самодержавной
России. Ему стало казаться, что историческая роль
социализма на русской почве состоит в том, чтобы
под новой оболочкой возродить старые имперские и
антизападнические тенденции. В 1889 году он
высказал мнение, что в ХХ и ХХI веках социализм
будет играть ту роль, которую некогда играло
христианство. “То, что теперь – крайняя
революция, станет тогда охранением, орудием
строгого принуждения, отчасти даже и рабством...
Социализм есть феодализм будущего... в сущности
либерализм есть, несомненно, разрушение, а
социализм может стать и созиданием”.
Эсхатология и утопия всегда шли в сознании
россиян рука об руку.
Разочарование во власти и ее возможности
усовершенствовать существующую систему стало
общим местом в рассуждениях всех серьезных
консервативных мыслителей начала ХХ века. В
письме от 28 декабря 1911 года неославянофил
К.Н.Пасхалов (1843–1924) жаловался Д.А.Хомякову: “Мы
приучаемся мало-помалу презирать наше
правительство, сознавать его неспособность и
бесполезность. А это штука очень опасная. В
критическую минуту, когда революция ринется на
существующий строй, стану ли я на его защиту?
Нет”.
Одна из весьма важных особенностей
российской истории – наслоение разновременных
социальных, социокультурных,
социально-политических структур. В этой толще
меркнут, гаснут или трансформируются любые
импульсы перемен. В итоге “понижающий
трансформатор” работает на всех уровнях,
приспосабливая эти импульсы, откуда бы они ни
исходили, к своему образу жизни и сознания. Это
относится и к “массе” , и к разнообразным
группам элиты.
Юрий Левада
Одна из причин политического поражения
отечественного консерватизма в начале ХХ века
кроется в том, что Николай II делал ставку не на
творческое начало в консерватизме, а
исключительно на его охранительную
составляющую. Все попытки консерваторов
воплотить исповедуемую ими систему взглядов на
практике потерпели поражение.
Узнав о расстреле бывшего самодержца,
М.О.Меньшиков (1859–1918) писал: “Жаль несчастного
царя – он пал жертвой двойной бездарности – и
собственной, и своего народа”.
Не особенно жаловавшие простой народ, правые
после революции окончательно разочаровываются в
“Святой Руси”. Страницы дневника М.О.Меньшикова
за 1918 год полны горьких записей: “Чтобы убить
Россию по-дьявольски, то есть с наименьшими
средствами и с наибольшим соблюдением приличий,
достаточно предоставить Россию самой себе. В
самой России сложился губительный яд, сжигающий
ее медленно, но верно: народная анархия,
развязанность от культуры, религии и совести.
Идет великое самоистребление народа”.
Отметим, правда, что подобные рассуждения можно
встретить не только у представителей
консервативной мысли.
Постепенно идея восстановления монархии
сменилась у консерваторов идеей диктатуры
сильной личности. Многие из тех консерваторов,
которым удалось эмигрировать из России,
впоследствии нашли такую сильную личность в лице
великих диктаторов ХХ века. Монархизм сменился
цезаризмом. В 1917 году делали ставку на
Л.Г.Корнилова, затем видели спасение в
А.И.Деникине или А.В.Колчаке. Впоследствии одни
стали присматриваться к Сталину, другие пошли на
службу к Гитлеру.
Показательна в связи с этим эволюция В.В.Шульгина
(1878–1976). Убежденный националист, идеолог белого
дела, он еще в 1920 году пришел к мысли о
неизбежности появления в России вождя, который
“будет истинно красным по волевой силе и истинно
белым по задачам, им преследуемым. Он будет
большевик по энергии и националист по
убеждениям. Весь этот ужас, который сейчас навис
над Россией, – это только страшные, трудные,
ужасно мучительные... роды самодержца”, – писал
он.
Казалось, что после падения самодержавия
консервативная идеология окончательно
исчерпала себя в нашей стране. Но этого не
произошло. Консерватизм самодержавной России,
отождествляемый с определенной
государственно-политической системой,
действительно ушел в прошлое, но на смену ему
пришел “советский консерватизм”.
О своих консервативных симпатиях неоднократно
заявлял Г.А.Зюганов.
Консерватизм, понимаемый как антитеза
социализму, популярен в среде современных
либералов, правда, без “монархической
составляющей”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|