Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА
ПОДРУБРИКА

Валерий СТЕПАНОВ,
доктор исторических наук,
Институт российской истории РАН

Утраченные возможности

Либеральные бюрократы пытались продолжить великие реформы Александра II при его преемнике. Но спокойно перевести страну в новое экономическое состояние не удалось

“Проблема “дальней” перспективы всегда была больной не только для официально-советского миропонимания, но и для российского национального сознания в целом. Линейный взгляд на историю, как правило, сочетается в них с близоруким прагматизмом, т.е. с привязкой социального действия к его непосредственному результату: свободы, порядок, прогресс и благосостояние всегда востребовались в режиме “немедленно”. Отсюда болезненное нетерпение и неоправданные ожидания, а затем столь же болезненное разочарование отсутствием или двусмысленностью достигнутых результатов. Все эти стадии можно было наблюдать со времен крестьянской реформы ХIХ века, а сейчас – в массовых и элитарных оценках событий последних 10–15 лет”

Юрий Левада, философ, социолог, директор ВЦИОМа. “Перспективы человека: предпосылки понимания”. 2001 год

В прошлом киевский профессор, министр финансов Н.Х.Бунге был приверженцем идей западной политэкономии, сторонником частной собственности, свободы предпринимательства и конкуренции, непримиримым критиком идей социализма и коммунизма. Цель программы Бунге состояла в продолжении Великих реформ и переходе к рыночной экономике, но при обеспечении социальной защиты широких слоев населения. Его программа, ориентированная на смягчение “исторической несправедливости” и утверждение системы социального партнерства, получила широкую поддержку в обществе.
Однако расстановка сил в “верхах” не сулила начинаниям Бунге благоприятного исхода...
Тем не менее Бунге сделал все возможное, чтобы провести программу в жизнь. Чтобы стабилизировать охваченную кризисом экономику, были расширены регулирующие функции государства. В страну активно привлекались иностранные капиталы. Бунге стремился обеспечить оптимальный баланс между государственным вмешательством и частным предпринимательством.
Но прежде всего Бунге стремился реализовать определенную социальную политику. При нем была отменена подушная подать, чтобы привлечь к уплате налогов “достаточные” сословия, увеличены налоги на землю и городскую недвижимость, введены налоги на доходы с денежных капиталов, преобразовано торгово-промышленное обложение. Тем самым налоговые тяготы распределялись в большем соответствии с доходами.
Готовился проект отмены круговой поруки и пересмотра паспортного устава, который сковывал мобильность сельского населения. Чтобы помочь крестьянам покупать землю, организовали Крестьянский банк.
По инициативе Бунге были приняты первые акты фабричного законодательства об улучшении условий труда женщин, детей, подростков, учреждении фабричной инспекции, регламентации порядка найма и увольнения рабочих. При всей ограниченности этих законов, они защитили рабочих от произвола хозяина, способствовали повышению квалификации рабочих и росту производительности труда в промышленности.
Политика финансового ведомства постоянно вызывала недовольство консервативных кругов. В конце 1886 года Бунге был вынужден покинуть министерство, не выполнив большую часть своей программы. Однако он заложил “реформаторскую базу” для деятельности преобразователей следующего поколения – С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Его идеи оказали заметное влияние на правительственную политику конца ХIХ – начала ХХ века.
Последние десятилетия ХIХ века были теми самыми “двадцатью годами покоя”, о которых впоследствии мечтал Столыпин. Страна совершила мощный рывок в экономическом развитии. Во многом усилиями Бунге были созданы благоприятные условия для последнего, интенсивного этапа развития промышленной революции в России. В ходе промышленного подъема 90-х годов окончательно сложился комплекс крупных предприятий тяжелой индустрии, качественно изменивших экономическую структуру страны.
Однако на рубеже веков обозначилось резкое отставание сельского хозяйства от промышленности по темпам развития. Как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне, неизбежно вел к социально-политическому кризису.
Последнему реформатору императорской России П.А.Столыпину пришлось действовать в условиях резкого обострения социальной конфронтации и открытого противостояния между самодержавием и обществом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru