ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Парад концепций преобразования России,
бытовавших и не реализованных на рубеже ХIХ и ХХ
веков, предложенный вам сегодня, на самом деле
проходил на последнем международном симпозиуме
“Куда идет Россия”, о котором я уже
рассказывала. Симпозиум конечно же посвящен был
проблемам наиактуальнейшим; социологи,
культурологи, экономисты обсуждали на нем
перемены, произошедшие в стране за последний год.
Но вот зачем-то же сочли они важным выслушать и
эти доклады о делах и идеях давно минувших дней...
Самое первое чувство от знакомства с ними: ничто
не ново под луной. Нельзя сказать, чтобы мысль
была слишком оригинальной, но всякое
практическое столкновение с ней почему-то всегда
вызывает некоторую оторопь. Ну все, все было:
экономический кризис с инфляцией и спадом
производства, выход из него, связанный если не с
монетаризмом, то, по крайней мере, с ужесточением
финансовой дисциплины, урезанием трат бюджета и
прочими неприятными вещами, вызывающими
отчаянное недовольство как тех, кто на этом много
чего потерял, так и тех, кто со временем от этого
только выиграл. Идея отгородиться от Запада
высоченными таможенными пошлинами и бумажными
деньгами и идея коренным образом изменить то, что
марксисты называли производственными
отношениями, расчистив путь капитализму
западного типа с его экономическими и
политическими институциями западного образца.
Бюрократы-чинуши и бюрократы-преобразователи с
прочным убеждением, что преобразовать Россию
можно только сверху: из “середины” – некому по
причине слабости, если не отсутствия
гражданского общества; “снизу” же – только
анархия, революция, хаос и диктатура. А вместе с
этим убеждением, рядом с ним, в тесном
переплетении – резкое недовольство властью,
даже когда она пытается что-то сделать,
недовольство, граничащее с ненавистью и
презрением, недовольство справа, слева, из
центра, снизу...
После оторопи узнавания приходит время другой
мысли, тоже не слишком оригинальной (чем глубже
мысль, тем больше похожа она на банальность и тем
непременнее сопровождает ее мысль прямо
противоположная, но столь же верная): в одну реку
не войдешь дважды. Нельзя взять на вооружение
одну из выработанных
когда-то концепций, ибо выработаны они для
другого времени и для другой страны. Страны
сельскохозяйственной, для которой главная
больная проблема – аграрная, главный предмет
экспорта – продукция сельского хозяйства и
подавляющая часть населения – земледельцы и
землевладельцы. Это не только другое хозяйство и
другая экономика, это совсем другие люди – в
основном горожане, образованные, с
квалификацией, выращенные массовой культурой и
современным обществом, с некоторыми
представлениями о своих правах... Потому читать
давние письмена следует осторожно, понимая, что
мы невольно вкладываем в них сегодняшний,
актуальный для нас смысл и не вполне отдаем себе
отчет в том, например, что Бунге завершал
освобождение российских крестьян от рабства, а
многие крестьяне явно предпочитали его насильно
свалившейся на них свободе.
Зачем же тогда этот парад идей? Не следует ли
оставить их историкам?
А это уже третий слой ощущений, вызванных самым
поверхностным знакомством с идеями наших
предшественников-реформаторов, озабоченных тем
же самым вопросом: куда идет Россия? Опыт,
прожитый ими, не должен быть пережит зря, без
всяких для нас последствий. Конечно, главные
последствия – во всей дальнейшей истории,
отделяющей нас от них, и в нас самих, таких, какие
мы получились. Но это – результаты естественные,
непосредственные, хочется все же осмыслить их и
взять из того опыта нечто, не потерявшее
актуальность.
Это чаще всего совсем не выводы, а вопросы.
Если бы Бунге удалось задуманное, то есть
либеральные реформы удалось бы начать
(продолжить!) тогда и вести их неуклонно и
последовательно, может, не было бы нужды в
столыпинском насилии?
Но если бы реформы и вовсе не проводить, ожидая,
когда “дорастет”, примет их общество, мы, может,
и до сих пор жили бы если не с древним крепостным
правом, то с его сталинским вариантом? Может,
сталинская индустриализация и стала ответом на
немыслимую затяжку с реформами, за которые ни
власть, ни общество не желали брать на себя
ответственность, держась за старое, привычное,
удобное?
Или такой вопрос: почему именно консерватизм
тяготеет к национализму – как в наши, так и в те
времена столетней давности?
И еще: есть ли все-таки здравая, лишенная
трагических крайностей альтернатива медленному,
естественному, эволюционному вырастанию
гражданского общества? Кто может “вырастить”
его в искусственных условиях догоняющей
модернизации, действуя одновременно решительно,
последовательно и мудро, гуманно? И где взять
граждан, когда нет еще гражданского общества?
Или все-таки – стричь и поливать, стричь и
поливать, и так семьсот лет?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|