ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ
Модернизация образования поставила
перед педагогическим сообществом три основные
задачи: качество, доступность, эффективность. Но
можно ли отделить обновление содержания
школьных программ и учебников от состояния
материально-технической базы учебных заведений?
Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и
генетики преподавать биологию и другие
естественно-научные дисциплины в кабинетах с
голыми стенами, а химические опыты показывать на
пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным,
если единственные «орудия производства»
современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые
промышленные отрасли, объединенные термином
«индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера
запросы потребителей? Каковы критерии оценки
материально-технической базы школ и каналы
финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы
предлагаем вашему вниманию.
Недобросовестные поставщики:
как найти на них управу?
Казалось бы, мощной защитой потребителя
от бракованного товара должна быть система
сертификации – на соответствие ГОСТам и
гигиеническим требованиям.
Но главная проблема в том, что в отличие от
школьной мебели учебная техника (за исключением
некоторых наименований) не входит в утвержденный
правительством Перечень товаров и услуг,
подлежащих обязательной сертификации на
территории РФ.
Специалисты «Росучприбора» наметили целую
программу по повышению качества учебной техники.
Уже удалось добиться принципиального согласия
правительства на включение целого ряда учебных
приборов в вышеупомянутый перечень.
Идет работа над новыми стандартами по
безопасности учебной техники.
В августе 2000 года по инициативе «Росучприбора»
создан Федеральный экспертный совет по учебной
технике.
Члены ФЭС оценивают оборудование по всему
спектру учебных дисциплин всех уровней
образования – от дошкольного до
послевузовского. На мебель и оборудование, так же
как и на учебники, ставится гриф «Рекомендовано
Министерством образования РФ».
«Мы прилагаем много усилий, чтобы заинтересовать
производителей и доказать им, что экспертиза не
формальная, а полезная для них процедура, в
результате которой они получат четкие
рекомендации, необходимые для успешного
бизнеса», – говорит ученый секретарь ФЭС по
учебной технике профессор Александр Смирнов.
Главная проблема в том, что экспертиза – дело
добровольное. У министерства нет никаких
юридических оснований для привлечения к
ответственности производителей, выпускающих
продукцию без грифа.
Нынешняя позиция Министерства образования
такова: стандарты общего и профессионального
образования должны включать не только
требования к содержанию, но и к
материально-технической базе образовательных
учреждений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|