Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ

Модернизация образования поставила перед педагогическим сообществом три основные задачи: качество, доступность, эффективность. Но можно ли отделить обновление содержания школьных программ и учебников от состояния материально-технической базы учебных заведений? Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и генетики преподавать биологию и другие естественно-научные дисциплины в кабинетах с голыми стенами, а химические опыты показывать на пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным, если единственные «орудия производства» современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые промышленные отрасли, объединенные термином «индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера запросы потребителей? Каковы критерии оценки материально-технической базы школ и каналы финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы предлагаем вашему вниманию.

Производители оборудования: спрос есть, качество неплохое, но...

Российские производители школьных товаров конкурентоспособны на мировом рынке и готовы удовлетворить самые взыскательные вкусы своих потребителей. Но…

В свое время развал СССР нанес сокрушительный удар по индустрии образования: из двухсот предприятий, действовавших по всей стране, выжила незначительная часть. Большинство закрылись или поменяли профиль.
С начала 90-х годов производители школьной мебели стали так активно наводнять рынок, что сегодня назвать их точное число невозможно. Самарские «Школьный мир», «Светоч», «Росметалл», московские – «ИнтерФЭП», «Квазар», «Протон», а также предприятия Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Ростова-на-Дону...
В большинстве своем это акционированные общества.
Общая беда производителей школьной мебели, как и всех предприятий, связанных с обслуживанием бюджетной сферы, – неритмичность финансирования. По словам начальника отдела сбыта самарского предприятия «Школьный мир» Вадима Труфанова, «неравномерные поступления средств лихорадят производство, создают авралы, мешают регулировать цены. Предприятие может предложить какие-то преференции покупателям только в том случае, если его работа четко спланирована».
Тем не менее российские предприниматели верят, что за индустрией образования – будущее.
Государственное унитарное предприятие российское научно-производственное объединение «Росучприбор» – головная организация Министерства образования России по формированию единой технической политики по разработке, производству учебной техники и оснащению образовательных учреждений. При этом сам «Росучприбор», его предприятия и филиалы производят совместно со своими многочисленными партнерами весь спектр учебной техники для образовательных учреждений различного уровня – от детских садов до вузов.
По мнению экспертов, наша мебель и учебная техника не уступают по качеству финским, итальянским, немецким аналогам. Более того, они в отличие от импортной соответствуют российским ГОСТам и требованиям санитарно-гигиенических норм, более приспособлены к специфическим условиям российской школы и стоят втрое дешевле. Благодаря доступным ценам и высокому качеству продукция «Росучприбора», например, уже более десяти лет экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в Германию.
Но такая ли уж российская наша отечественная продукция?
Судите сами. Лучшие предприятия по производству школьной мебели оснащены немецкими станками и работают по западным технологиям. Некоторые дизайнерские идеи заимствуются из иностранных каталогов.
Новое вологодское предприятие «Соколучприбор» полностью укомплектовано оборудованием из Германии и выпускает продукцию в полном соответствии с тамошними образцами.
И тем не менее некоторые ноу-хау отечественных конструкторов достойны распространения во всем мире. Чего стоят, например, потайные болты, которые ни один даже самый любознательный российский школьник не отыщет и не выкрутит. Правда, подобные изобретения появляются не от хорошей жизни.
Директор гимназии № 44 г. Сочи и председатель Комитета по образованию, науке, культуре, по делам молодежи и СМИ в городском законодательном собрании Маргарита Корнева убеждена: «Если мы не создадим в школе нормальных условий для обучения и воспитания, все наши средства уйдут на ремонт подъездов и школьной мебели, потому что дети будут все вокруг себя портить и ломать. Только в атмосфере сотрудничества рождается бережное, хозяйское отношение ко всему окружающему».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru