ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ
Модернизация образования поставила
перед педагогическим сообществом три основные
задачи: качество, доступность, эффективность. Но
можно ли отделить обновление содержания
школьных программ и учебников от состояния
материально-технической базы учебных заведений?
Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и
генетики преподавать биологию и другие
естественно-научные дисциплины в кабинетах с
голыми стенами, а химические опыты показывать на
пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным,
если единственные «орудия производства»
современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые
промышленные отрасли, объединенные термином
«индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера
запросы потребителей? Каковы критерии оценки
материально-технической базы школ и каналы
финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы
предлагаем вашему вниманию.
Производители оборудования: спрос есть,
качество неплохое, но...
Российские производители школьных
товаров конкурентоспособны на мировом рынке и
готовы удовлетворить самые взыскательные вкусы
своих потребителей. Но…
В свое время развал СССР нанес
сокрушительный удар по индустрии образования: из
двухсот предприятий, действовавших по всей
стране, выжила незначительная часть. Большинство
закрылись или поменяли профиль.
С начала 90-х годов производители школьной мебели
стали так активно наводнять рынок, что сегодня
назвать их точное число невозможно. Самарские
«Школьный мир», «Светоч», «Росметалл»,
московские – «ИнтерФЭП», «Квазар», «Протон», а
также предприятия Санкт-Петербурга,
Новочеркасска, Ростова-на-Дону...
В большинстве своем это акционированные
общества.
Общая беда производителей школьной мебели, как и
всех предприятий, связанных с обслуживанием
бюджетной сферы, – неритмичность
финансирования. По словам начальника отдела
сбыта самарского предприятия «Школьный мир»
Вадима Труфанова, «неравномерные поступления
средств лихорадят производство, создают авралы,
мешают регулировать цены. Предприятие может
предложить какие-то преференции покупателям
только в том случае, если его работа четко
спланирована».
Тем не менее российские предприниматели верят,
что за индустрией образования – будущее.
Государственное унитарное предприятие
российское научно-производственное объединение
«Росучприбор» – головная организация
Министерства образования России по формированию
единой технической политики по разработке,
производству учебной техники и оснащению
образовательных учреждений. При этом сам
«Росучприбор», его предприятия и филиалы
производят совместно со своими многочисленными
партнерами весь спектр учебной техники для
образовательных учреждений различного уровня –
от детских садов до вузов.
По мнению экспертов, наша мебель и учебная
техника не уступают по качеству финским,
итальянским, немецким аналогам. Более того, они в
отличие от импортной соответствуют российским
ГОСТам и требованиям санитарно-гигиенических
норм, более приспособлены к специфическим
условиям российской школы и стоят втрое дешевле.
Благодаря доступным ценам и высокому качеству
продукция «Росучприбора», например, уже более
десяти лет экспортируется в страны ближнего и
дальнего зарубежья, в том числе в Германию.
Но такая ли уж российская наша отечественная
продукция?
Судите сами. Лучшие предприятия по производству
школьной мебели оснащены немецкими станками и
работают по западным технологиям. Некоторые
дизайнерские идеи заимствуются из иностранных
каталогов.
Новое вологодское предприятие «Соколучприбор»
полностью укомплектовано оборудованием из
Германии и выпускает продукцию в полном
соответствии с тамошними образцами.
И тем не менее некоторые ноу-хау отечественных
конструкторов достойны распространения во всем
мире. Чего стоят, например, потайные болты,
которые ни один даже самый любознательный
российский школьник не отыщет и не выкрутит.
Правда, подобные изобретения появляются не от
хорошей жизни.
Директор гимназии № 44 г. Сочи и председатель
Комитета по образованию, науке, культуре, по
делам молодежи и СМИ в городском законодательном
собрании Маргарита Корнева убеждена: «Если мы не
создадим в школе нормальных условий для обучения
и воспитания, все наши средства уйдут на ремонт
подъездов и школьной мебели, потому что дети
будут все вокруг себя портить и ломать. Только в
атмосфере сотрудничества рождается бережное,
хозяйское отношение ко всему окружающему».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|