ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ
Модернизация образования поставила
перед педагогическим сообществом три основные
задачи: качество, доступность, эффективность. Но
можно ли отделить обновление содержания
школьных программ и учебников от состояния
материально-технической базы учебных заведений?
Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и
генетики преподавать биологию и другие
естественно-научные дисциплины в кабинетах с
голыми стенами, а химические опыты показывать на
пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным,
если единственные «орудия производства»
современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые
промышленные отрасли, объединенные термином
«индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера
запросы потребителей? Каковы критерии оценки
материально-технической базы школ и каналы
финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы
предлагаем вашему вниманию.
Федеральный бюджет: помогут ли
«Дети России» детям России?
Определенный вклад в закупку
оборудования для муниципальных образовательных
учреждений вносит федеральный бюджет. Однако, по
признанию специалистов, количество социальных
программ не всегда переходит в качество.
В рамках программы «Дети России»
поставляется учебное оборудование для
экспериментальных площадок (школ, где проводится
эксперимент), для классов трудовой реабилитации
и профессионального обучения, мини-тракторы для
сельских районов. В интернаты для инвалидов
направляются комплекты
физкультурно-оздоровительного, развивающего и
коррекционного оборудования. В школы для
одаренных – приборы и наглядные средства для
химических, физических, биологических
лабораторий.
По линии Федеральной целевой программы
«Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» оснащаются мастерские,
закупается спортивно-туристическое
оборудование.
Несмотря на увеличение финансирования некоторых
федеральных целевых программ (например, в 1997 г.
расходы на программу «Дети-сироты» составляли
всего 400 тыс. рублей, а в нынешнем – 45 млн рублей),
реальные потребности в этой сфере
удовлетворяются в лучшем случае наполовину.
«Можно сократить количество социальных
программ, но увеличить вложения в них, выстроив
целостную систему государственных мер, –
считает директор программы «Дети России» Ирина
Кузнецова. – Все эти годы мы латали
экономические прорехи, работая как скорая
помощь. Программа 2001–2002 годов нацелена на
поддержку инновационных проектов, на меры по
профилактике той или иной проблемы: это и новые
формы усыновления детей, и профориентация и т.д.
Тем не менее уже сегодня ясно, что половина
средств все равно уйдет на латание дыр».
Президент Некоммерческого фонда поддержки
образования и обеспечивающей его промышленности
«Единство» Ирина Борисова видит выход в
организации гибкой формы сотрудничества между
всеми ветвями государственной власти,
общественными организациями, промышленными
предприятиями и региональными системами
образования. Такая работа уже ведется в рамках
проектов социально-экономического партнерства в
Приволжском федеральном округе. В Саратовской
области планируется открыть «Центр современных
профессий и технологий в сфере начального
профессионального образования», в развитие
которого будут вложены деньги Федеральной
программы «Развитие образования», бизнеса и
регионального бюджета.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|