ШКОЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ
Модернизация образования поставила
перед педагогическим сообществом три основные
задачи: качество, доступность, эффективность. Но
можно ли отделить обновление содержания
школьных программ и учебников от состояния
материально-технической базы учебных заведений?
Можно ли в эпоху расцвета биотехнологий и
генетики преподавать биологию и другие
естественно-научные дисциплины в кабинетах с
голыми стенами, а химические опыты показывать на
пальцах?
Будет ли образование качественным и эффективным,
если единственные «орудия производства»
современного педагога – доска и мел?..
Сегодня на оснащение школ и вузов работают целые
промышленные отрасли, объединенные термином
«индустрия образования», вошедшим в наш обиход
3–4 года назад. Но удовлетворяет ли эта сфера
запросы потребителей? Каковы критерии оценки
материально-технической базы школ и каналы
финансирования этой важнейшей статьи расходов?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы
предлагаем вашему вниманию.
Региональные бюджеты:
из общего правила есть исключения
Лидерами по закупке учебного
оборудования считаются Бурятия и Якутия.
В прошлом году из консолидированного бюджета
Республики Бурятии на приобретение
оборудования, мебели, автомототранспорта,
сельхозтехники для образовательных учреждений
потрачено до 150 млн рублей.
Приобретение школьного оборудования – одна из
приоритетных статей расходов в образовательном
бюджете Республики Саха (Якутия). Первый важный
шаг в этом направлении был сделан в 1997 году,
объявленном в Якутии годом образования: тогда на
100 млн рублей была приобретена большая партия
учебной техники и мебели.
В последующие годы Министерство образования
республики успешно отстаивало в местном
парламенте и в правительстве целевые расходы на
оборудование в размере не менее 25 млн рублей,
благодаря чему удается не в аварийном порядке, а
постепенно и систематически решать насущнейшую
из проблем.
В этом году запланировано около 30 млн на закупку
оборудования для кабинетов физики, химии,
истории, математики, русского языка. Параллельно
с этим, по свидетельству министра образования и
вице-премьера правительства республики Евгении
Михайловой, в Якутии начато изготовление учебных
наглядных и дидактических пособий по русскому,
якутскому, иностранным языкам и математике.
Мебель для якутских школ закупают в основном в
Самаре, но для сокращения расходов на
транпортировку в 1998 году в республике построили
два цеха по изготовлению парт, стульев и школьных
досок. К слову, стоимость одного станка для
покраски и ламинирования досок – 2,5 млн рублей.
Но если удастся наладить массовое производство
– с лета нынешнего года планируется собирать
классные доски для школ всего Дальнего Востока,
– затраты окупятся с лихвой.
Несмотря на масштаб деятельности, проблемы с
оснащением школ все равно остаются. В связи с
этим оборудование поставляется прежде всего в
опорные (ресурсные) школы министерства
образования республики, которые становятся
научно-методическими центрами районов.
Аналогичной стратегии придерживаются и в других
регионах, в том числе в Краснодарском крае.
По мнению руководителя Новгородского комитета
по образованию и науке Владимира Аверкина, если
бы статистические данные об оснащении школ
оборудованием фигурировали в правительственном
докладе Федеральному Собранию о состоянии
образования, многие губернаторы изменили бы свои
подходы к формированию бюджета. Тогда можно было
бы сравнивать, за счет чего одна территория
справляется с проблемой, а другая нет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|