РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Н.ГОНЧАРОВА и М.ЛАРИОНОВ
Исследования и публикации
– М.: Наука, 2001
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов не
были эмигрантами в строгом смысле слова: они
уехали из России в Париж (столица искусств!) еще в
1915-м. Там их застала революция, и на родину они уже
не вернулись. Прожили во Франции полвека,
официально так и не став мужем и женой. Приобрели
известность на Западе – благодаря театральным
работам. Выставки Гончаровой и Ларионова
проходили в престижнейших галереях Европы и
Америки. В СССР же их картины долгие десятилетия
пылились в запасниках провинциальных музеев
(куда были «сосланы» в 20-30-е годы за несозвучность
соцреалистическому канону). Советским
искусствоведам писать о чете
авангардистов-эмигрантов не рекомендовалось, да
и сами термины «кубизм», «лучизм»,
«постимпрессионизм» были не в почете.
Несколько лет назад в Третьяковке прошла большая
выставка Гончаровой и Ларионова, выходят
биографические и исследовательские книги о
художниках, красочные альбомы. Иллюстрированный
сборник искусствоведческих статей выпустила и
«Наука». Ценителям классического авангарда
здесь есть что почитать: М.П.Виктурина сравнивает
творческие методы обоих художников, А.Н.Иньшаков
размышляет о взаимоотношениях лучизма и
супрематизма, образы Апокалипсиса в «военной»
графике Гончаровой анализирует Н.Мислер… Сейчас
искусство этих двух художников признано
классикой, а до революции их выставки
сопровождались скандалами. Ларионов и его
друзья-футуристы расхаживали по Кузнецкому
мосту с раскрашенными лицами. До последних дней
жизни Михаил Федорович восхищался уличными
вывесками, считал их эталоном наивного
искусства. В своем же собственном творчестве, по
словам искусствоведа, он соединил «живописную
вибрацию импрессионизма со
структурно-конструктивной ясностью, присущей
кубизму».
Гончарова не участвовала в шумных
футуристических акциях, она эпатировала
дореволюционную публику исключительно своим
искусством. Ее примитивистские, неоязыческие
полотна на религиозные сюжеты царская цензура
считала кощунственными. На одну из выставок
художницы была даже вызвана полиция –
арестовывать картины. Тем не менее именно
Гончарова стала в 1913 году первой в России
женщиной-художницей, получившей заказ на роспись
православной церкви.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|